Скачать 53.45 Kb.
|
Конспект открытого урока по окружающему миру. Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы». Цели: • формируя представления учащихся о полезных ископаемых, познакомить учащихся с полезными ископаемыми, добываемыми на территории Южного Урала и Челябинской области; • воспитывать любовь к окружающей природе и стремление охранять её природные богатства. Содержание урока. I. Орг.момент. II. Проверка д/з. -Правила работы в компьютерном классе. - О каких природных богатствах мы говорили на предыдущем уроке? Тест «Использование полезных ископаемых». Фамилия__________________ Отметь знаком «+» в соответствующей графе, как используется полезное ископаемое. Проверка. III. Работа по теме урока (презентация) Рассказ учителя. - (слайд 1) Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Но самым богатым местом нашей страны можно назвать древние и сильно разрушенные Уральские горы. -(слайд 1) К настоящему времени на Урале открыто около 13000 месторождений полезных ископаемых, более 1000 различных минералов, что составляет половину минералов, известных в природе. -(слайд 2) Значительная доля полезных ископаемых Урала сосредоточена в пределах Челябинской области. - К сегодняшнему уроку вам нужно было узнать названия полезных ископаемых, залегающих в Челябинской области. Назовите их. -(слайд 2) Здесь и руды чёрных и цветных металлов, уголь, разнообразные строительные материалы, золото и камни-самоцветы. -Чтобы подробнее узнать о полезных ископаемых, мы совершим увлекательное путешествие в кладовые Хозяйки Медной горы, героине известных сказов Павла Петровича Бажова. - (слайд 3) Солнце шьёт теней узор, Замерла хозяйка гор, Краем плечика сосну Подпирает. Ждёт весну. То в сторонку отойдёт, Малой ящеркой нырнёт. Сердце трепетно стучит, А душа, как хризолит. И зовёт в страну чудес, В Царство синее небес. -(слайд 4) В челябинской области разведано около 20 месторождений железной руды. Самыми богатыми являются Магнитогорское, Ахтенское месторождения и Бакальский железорудный район. Руда, добываемая на этих месторождениях, отправляется на металлургические заводы области: Магнитогорский, Челябинский, Ашинский и Саткинский. -(слайд 5) Из топливных ресурсов в Челябинской области имеются бурые и каменные угли. Угленосные районы Челябинской области: Сугоякский, Козыревский, Копейский, Камышенский, Коркинский, Еманжелинский, Кичигинский. Уголь добывают как в шахтах, так и в открытых карьерах с помощью экскаваторов. -(слайд 6) Пески и глины имеют большое значение как строительные материалы. Глины разведаны в 132 месторождениях области. А каолин - белая глина – ценнейшее сырьё для фарфоровой и фаянсовой промышленности добывается недалеко от нашего города на Кыштымском месторождении. -(слайд 7) Из руд цветных металлов в области добываются медные руды, которые добываются на Карабашском месторождении. -(слайд 8) Челябинская область - старый золотопромышленный район Урала. Добыча рассыпного золота ведётся с конца 18 века в Миасском золотоносном районе. Встречаются довольно крупные самородки золота. В 1842г. Обнаружен самородок весом 36 кг, в 1936 году весом 14,4 кг и 9,5 кг. В Златоусте золото превращается в изумительные изделия ручной работы - оружие, украшения, гравюры. -(слайд 9) Богата наша область высококачественным мрамором. Челябинским мрамором облицованы станции Московского и Санкт-Петербургского метро, Дворец съездов в Кремле. Вывозится наш мрамор и за границу, например, в Японию. -(слайд 10-14) Путешествуя по кладовым Хозяйки Медной горы, нельзя не заглянуть в жемчужину Челябинской области - Ильменский заповедник, единственный в мире минералогический музей, который находится недалеко от города Миасс. 4 мая 2007 года заповеднику исполнится 87 лет. - Минерал ильменит, найденный в заповеднике, назван в его честь. -(слайд 15) Стремление к красоте неистребимо. Красота камня-самоцвета умопомрачительна. Самоцветы, или драгоценные камни, невелики, но разнообразны и исключительны по своей красоте. Наибольшую славу среди самоцветов приобрели рубин и сапфир. Глядя на такую красоту, хочется говорить стихами. Мир лесной дождём умыт, Изумрудами покрыт. В бликах солнца - хрусталём, Жемчугами, янтарём Но придёт вечерний час, Солнце - огненный топаз Спрячет эту красоту В голубую темноту. - Земля Уральская - «...кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того чтобы сокровища эти открывать и показывать - их надо охранять...» - (cлайд 16) Наше путешествие завершилось. Но хозяйка Медной горы раскрыла нам ещё не все свои тайны. Я думаю, что нам предстоит ещё встреча... Что ж, и ей идти пора Стынет стражница - гора И холодный малахит Снова скромно промолчит, Где хозяйка той горы, До какой такой поры, Нежность каменных цветов У подземных берегов Укрывает? IV. Домашнее задание Дома подготовьте дополнительный материал об одном из полезных ископаемых, которое вам запомнилось или понравилось. V. Закрепление изученного. - Чтобы закрепить названия полезных ископаемых, давайте разгадаем кроссворд. Загадки об этих ископаемых нашли ученики нашего класса. По горизонтали: 1 .Он очень прочен и упруг, Строителям - надёжный друг: Дома, ступени постаменты Красивы будут и заметны. (гранит) З.Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.(мел) 4.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (песок) 5.На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. (газ) 6.Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть) 8.Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи... (руда) По вертикали: 1 .Если встретишь на дороге, То увязнут сразу ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (глина) 2. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. (известняк) 7.Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (торф) 9.Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали, (уголь) VI. Итог урока - Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождения, становится непригодной для жизни. А как отвечает нам природа? Что нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? Молодцы! Урок окончен. |