Скачать 47.05 Kb.
|
Конспект урока окружающего мира в 3 классе По теме «Таинственный мир под ногами» (Полезные ископаемые Пермского края) Цели 1) формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых, классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краеведческий материал; 2) развивать умение определять назначение некоторых полезных ископаемых; 3) воспитывать понимание разумного использования полезных ископаемых. Оборудование: у учителя - ноутбук, экран, проектор; - коллекция минералов и горных пород; - карта Пермского края; - изделия из камней; - текст сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка». у учащихся - листы для задания; - учебники; - сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Ход урока Актуализация знаний - Изучая окружающий мир, а в течение нескольких уроков раздел «Планета Земля», мы многое уже познали: что Земля – это планета, она вращается и движется, как можно изобразить Землю, какие удивительные и жизненно-необходимые вещества есть на Земле. - Вспомните, каково строение Земли? (земная кора, мантия, ядро) Слайд 2 (Строение Земли) Слайд 3 (Люди ходят по Земле) - Земная кора – это верхний твёрдый слой Земли. Люди ходят по земле и не задумываются, что этот мир полон тайн и чудес. ЛОГЕОГ - Но есть люди, которые специально изучают этот мир, исследуют, что находится в земной коре. Угадайте название профессии (см. приложение): - Кто такой геолог? - А где мы можем узнать точную информацию, что значит слово «геолог»? (Работа со словарём.) - Итак, геолог – это человек, который изучает строение, состав, историю земной коры, методы изыскания полезных ископаемых. Слайд 4 (Работа геологов) Изучение нового материала
Слайд 5 (Слои земной коры) –Горные породы состоят из минералов. Люди издавна пользовались и пользуются некоторыми из них.
Слайд 6 (Хозяйка Медной горы) - Читая сказы Павла Петровича Бажова, замечательного русского писателя, нашего земляка, который почти 15 лет своей жизни ездил по Уралу, изучал традиции народов и историю, вы мысленно побывали во владениях Хозяйки Медной горы, узнали о красоте некоторых горных пород и камней. А в сказе «Медной горы Хозяйка» описаны исторические события. (Зачитывается отрывок о малахитовых колоннах Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге) Слайд 7 (Колонны и изделия из малахита) (Повторный слайд Хозяйка Медной горы) -Представьте, что сегодня я Хозяйка Медной горы. А вы – геологи. Моя обязанность беречь, охранять горные сокровища, не давать их людям. А какова ваша задача? (Найти, изучить) -(С удивлением) Так получается, что у нас задачи разные? Я храню, вас не пущу, а вы хотите найти, изучить, извлечь и использовать. Что будем делать?(…) Попробуйте меня убедить, что эти богатства вам действительно очень нужны, вы без них прожить не сможете, они вам необходимы. Договорились? 3) - Я знаю, что мои владения интересны, увлекательны, полны тайн, поражают своей красотой и великолепием. Я даже могу кое-что показать (раздача минералов). Это – некоторые минералы (называю их). - Скажите, геологи, а что такое минерал?(…) - Минералы – это неживые твёрдые природные тела, однородные по своему составу, которые образуют слои горных пород (после рассматривания забираю). Слайд 8 (Минералы) - Одну горную породу могут образовывать несколько минералов. 4) - Напомните, пожалуйста, в каком состоянии встречаются вещества в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном) - Я вам хочу открыть тайну, что в земной коре находятся не только твёрдые горные породы, но жидкие и газообразные. (Показ нефти, природного газа) 5) - Я вот ими любуюсь, а вам-то они зачем? (Ответы детей, работа с учебником) - А даже никогда не задумывалась, какую роль играют горные породы и минералы в жизни людей. Оказывается, на каждом шагу от них только польза. Для меня они просто горные сокровища, а для вас они что? (Полезные ископаемые) Слайд 9 (Полезные ископаемые) - Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые извлекают из земной коры и используют для материального производства. 6) – Попробуйте распределить полезные ископаемые в группы по назначению. Слайд 10 (Классификация) 7) – А как вы хотите их у меня взять? (…) Слайд 11 (Способы добычи) - Существует 2 способа добычи: открытый (карьер), закрытый (шахта). - Так получается, что не только геологи задействованы? А ещё кто? (Шахтёры, нефтяники, водители и др.) И все они специально этому учатся? 8) - А я знаю, что земли Пермского края тоже богаты различными горными породами и минералами. На карте Пермского края есть названия населённых пунктов, которые сами говорят об этом. Я вам раздам листочки, на которых обозначены границы Пермского края (см. приложение). Здесь отмечены некоторые названия населённых пунктов. Попробуйте объяснить, как они образовались? (Соликамск, Усолье, Углеуральск, Горнозаводск, Рудничный) - Посмотрите, какие существуют условные знаки для обозначения разных полезных ископаемых (см. приложение). (Рассматривание карты Пермского края) - Поставьте на своих листочках рядом с названием соответствующие знаки. 9) – Я поняла, что людям действительно очень нужны полезные ископаемые. И используют они их уже не одну тысячу лет. Ещё в древности применяли прочные и твёрдые полезные ископаемые для строительства своих жилищ. Многие из них стоят до сих пор. Минералы и горные породы требуются для производства лекарств, удобрений, топлива, тканей, красок и многих других нужных вещей. Но их запас ограничен. В будущем людям придётся решать сложную проблему поиска новых источников. А сейчас важно добывать полезные ископаемые таким образом, чтобы это не вредило окружающей среде. 10) (В образе учителя) – У вас на партах карточки листочки разного цвета. Если вы на уроке сделали для себя новые открытия, поднимите красную карточку. Если нет – зелёную. Домашнее задание - Подготовить информационную справку о любой горной породе или минерале, добываемых в Пермском крае, принести изделие из этого минерала или фото изделия. |