ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Неопределенные местоимения.
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Зеленая Людмила Алексеевна
|
| Место работы
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №79 г. Владивостока»
|
| Должность
| учитель
|
| Предмет
| русский язык
|
| Класс
| 6
|
| Тема и номер урока в теме
| Неопределенные местоимения. Урок №1
|
| Базовый учебник
| «Русский язык» 6 класс С.И. Львова, В.В. Львов (М.:Мнемозина)
|
Цель урока: сформировать представление о семантических, грамматических, структурных и орфографических особенностях неопределённых местоимений.
Задачи:
– образовательная – формировать орфографические навыки при использовании неопределенных местоимений в текстах собственного сочинения.
– развивающая - работа над выразительным чтением, пополнение словарного запаса учащихся
– воспитательная - развитие бережного отношения к родному языку, эстетическое воспитание
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока № 1. Организационный момент.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (мин.)
| Учитель организует учащихся на необычный урок, проговаривает, что необходимо для урока.
| Учащиеся слушают учителя, проверяют свою готовность, записывают в тетради дату, тему урока.
| 1 мин
|
Этап урока № 2. Повторение.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (мин.)
| Учитель даёт задание: перечислите разряды местоимений, которые изучили. Найдите в предложениях местоимения и назовите их разряд.
Мне удается кое-что сделать. За это я хвалю себя. Ваши успехи радуют нас. Некто поступает иначе.
Учитель задаёт вопросы:
Чем отличаются местоимения, встретившиеся в предложении. Есть ли местоимения, разряды которых вы еще не изучали?
| Учащиеся читают предложения и называют местоимения, определяют разряд. Учащиеся отвечают на вопросы, находят местоимения, определяют их грамматические признаки и синтаксическую роль.
Учащиеся называют местоимения.
| мин
|
Этап урока №2. Постановка проблемного вопроса.
ЭОР (№ 1) Какие местоимения мы называет неопределенными? Почему их так называют? Как образуются неопределенные местоимения? Как избежать непонимания в употреблении неопределенных местоимений?
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (мин)
| Учитель обращает внимание на тему урока:
Какова задача сегодняшнего урока, какие знания получите?
Учитель предлагает вернуться к рассмотренным предложениям и еще раз назвать местоимения, которые не изучались.
Учитель предлагает: попробуйте объяснить общее значение неопределённых местоимений.
- Как вы понимаете лексическое значение слова «неопределенные»? Сюжет 1.
Для того чтобы выяснить правильность объяснения понятия «неопределенные местоимения», учитель предлагает обратиться к ЭОРам и прослушать фрагмент 1.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/
Выполняется задание, предложенное во фрагменте.
Задание. Учитель предлагает подобрать рисунок к неопределенному местоимению. Сюжет 2
Затем дается для прослушивания фрагмент 2.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/ Сюжет 3
Учитель предлагает выяснить, от местоимений какого разряда и с помощью каких средств оно образуется.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/ Сюжет 4
Учитель предлагает составить предложения с местоимениями некто, несколько.
Учитель предлагает обратиться к теоретическому материалу, данному в учебнике на стр. 162.
Используя ЭОР, учитель предлагает рассмотреть правильность употребления неопределенных местоимений во фрагменте 4.
Ответить на вопрос: к чему может привести орфографическая ошибка?
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/ Сюжет 5
Учитель предлагает сверить ответы учащихся с ответами, предложенными в 5 фрагменте.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/
Учитель предлагает сделать вывод о правильности употребления приставки не-
Сюжет 6
Обратимся к фрагменту 6, в котором зафиксирован высказанный учащимися вывод.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/
Сюжет 7
Учитель предлагает вопрос:
- Как образуются неопределенные местоимения?
Прочитаем стихотворение Б. Заходера (фрагмент 7-8)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/ Учитель предлагает просклонять неопределенное местоимение кто-то.
Сформулируйте вывод о написании падежных форм местоимения кто-то
Сюжет 9
Актуализация вопроса:
- Как образуются неопределенные местоимения?
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f8fdfa17-5da3-48b4-8b1e-15f9e7ae27fe/view/
|
Учащиеся выдвигают свои предположения
Ученики объясняют значение слова. Пробуют составить предложения, используя неопределенные местоимения.
Учащиеся выдвигают свои предположения и сверяются с предложенными версиями.
Учащиеся проводят морфемный разбор местоимения, выясняя состав, объясняют слитное написание.
Учащиеся внимательно читают текст на с. 161 - 162.
Учащиеся работают в группах.
1 группа со словом некто,
2 группа со словом несколько
3 группа учащихся рассказывает об орфоэпических и орфографических особенностях неопределённых местоимений, образованных с помощью приставки не-.
Учащиеся сверяют свои высказывания с содержанием текста на стр. 162
Прослушав фрагмент 4, учащиеся выдвигают свои версии ответа. Предлагают исправленный вариант.
Учащиеся делают выводы. Правильность написания приставки, вносит ясность в высказывание. И орфографическая ошибка приводит к непониманию. Смешение приставок не- и ни- образуют местоимения разных разрядов.
Вывод: приставка не- ударная, приставка ни – безударная.
Анализируя стихотворение Б. Заходера, учащиеся дают аргументированные ответы на поставленный во фрагменте7 вопрос.
Учащиеся выясняют падежные формы местоимения кто-то и приходят к выводу, что кавота и камута - это кого-то и кому-то.
Учащиеся формулируют вывод о падежных формах местоимения (фрагмент 8) Используя материал учебника, учащиеся рассказывают об образовании неопределенных местоимений.
| 2мин
10 мин
|
Этап урока №3. Закрепление изученного материала.
Этап урока №4. Выявление степени усвоения изученного материала.
Этап урока №5. Итог урока.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (мин)
|
Учитель подводит итог урока. Какие местоимения мы называет неопределенными? Почему их так называют? Как образуются неопределенные местоимения? Выставляет оценки, предлагает учащимся записать домашнее задание
| Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итоги, какие новые знания они получили, записывают домашнее задание.
| 3мин.
|
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |