Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 39.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.11.2013
Размер39.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Конспект урока. Модуль 6

Урок литературы в 7 классе

по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

по технологии развития критического мышления

через чтение и письмо



Тема урока: «Особенности романтического пейзажа. Композиция поэмы» (третий урок в системе уроков по поэме).

Цели урока: учить анализировать художественное произведение; формировать навыки работы с текстом, определения композиционных особенностей художественного произведения, развивать критическое мышление и творческие способности учащихся, повторить теоретические сведения (термины, понятия); воспитывать любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: иллюстрации к другим произведениям поэта, репродукции с его картин с изображением пейзажа Кавказа.
ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение теоретических сведений:

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА (3 ученика у доски)

Художественная литература

роды

эпос лирика драма

жанры эпических произведений жанры драматических произведений
новелла, сказка, басня, рассказ, водевиль, драма, комедия, повесть, роман, эпопея скетч, трагедия

жанры лирических произведений

лиро-эпические послание, элегия, поэма, гимн,
баллада, поэма эпитафия, стансы, эпиграмма, сонет

III. Работа по определению композиционных особенностей поэмы «Мцыри».

а) что такое композиция произведения? (Построение);

б) чему подчиняется композиция (теме и идее произведения), как построена поэма «Мцыри»?

1. Эпиграф.

2. Романтический сюжет.

3. Романтический герой.

4. Романтический пейзаж.

5. Прием «рассказ в рассказе».

6. Монолог Мцыри - речевая характеристика героя.

- Рассмотрим, почему Лермонтов именно так построил поэму, определим роль каждого элемента композиции.

1. Эпиграф (вопрос 1 учебника, стр. 135).

Отрывок из Библии:

- Во время одной из битв войны почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит каждого, кто отведает пищи раньше, чем отомстит своим врагам. И никто не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разбил врага, и не зная о заклятии отца. Но Саул решил казнить сына, спросив: «Что сделал ты?» - «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть», - ответил герой.

В самом ответе Ионафана нелепость происходящей несправедливости. Народ не дал совершить казнь.

- Почему должен гибнуть человек? – таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога («с небом гордая вражда»), это защита права на свободу.

2. Романтический сюжет: + 5. Прием «рассказ в рассказе» (обрамление). Где он?

а) экспозиция (1-2 главы, о чем узнаем?);

б) завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);

в) развитие действия (3-16 главы - подъем, 19-23 главы - спад);

г) кульминация (17-18 главы - битва с барсом);

д) развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).

- Почему всей жизни Мцыри посвящено 1,5 главы, а 3-м дням на воле - почти вся поэма? (Только в них-то и вместилась подлинная жизнь).

3. Романтический герой - Мцыри (монологический ответ – характеристика героя).

6. Что помогает понять характер героя?

«Исповедь» - что значит слово «исповедь»?

(Его речь - страстная, страдающая душа передает боль от одиночества, сожаление от несбыточных надежд. Но одновременно и порыв, мятеж, борьба).

- С каким стихотворением М.Ю. Лермонтова, знакомым вам, перекликается рассказ о Мцыри, его характер? («Парус» - «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»)

4. Романтический пейзаж.

Проверка опережающего домашнего задания – описания природы. Вопрос 5 учебника, стр. 136: опишите 3 дня на воле, не пропустите упоминание о живой природе - о ветре, птицах, зверях (! Радость от того, что видит). Вопрос 8 (иллюстрация Кавказа): как объяснить, что мир природы то друг, то враг отважному беглецу? (Друг – чувство радости, ликования, счастья; враг – природа указывает Мцыри, что он заблудился и вернулся к монастырю).

IV. Творческая работа как итог изучения поэмы.

- Сочините синквейн:

а) о Лермонтове – I-я группа

б) о Мцыри – II-я группа

в) о поэме – III-я группа

Ответы групп по рядам:

I. Лермонтов. II. Мцыри.

Талантливый, несчастный. Мятежный, сильный духом.

Страдает, борется, творит. Бежит, ликует, погибает.

Поет о жизни, о свободе. Не хочет жить в «тюрьме».

Поэт. «Любимый идеал».

III. Поэма «Мцыри».

Захватывающая, страстная.

Рассказывает, учит, впечатляет.

Никто не остается равнодушным.

Творение.
V. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе, повторить содержание произведения, термины, стихотворения, их жанры.

Выучить отрывок из поэмы (любой): 1 строфа – на «4», 2 строфы – на «5». Уметь объяснить, почему выбрали именно этот отрывок.

VI. Итоги урока.

Достигли ли целей урока? Самооценка учениками своей работы. Объявление результатов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск