Скачать 39.51 Kb.
|
Конспект урока. Модуль 6Урок литературы в 7 классепо поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»по технологии развития критического мышлениячерез чтение и письмоТема урока: «Особенности романтического пейзажа. Композиция поэмы» (третий урок в системе уроков по поэме). Цели урока: учить анализировать художественное произведение; формировать навыки работы с текстом, определения композиционных особенностей художественного произведения, развивать критическое мышление и творческие способности учащихся, повторить теоретические сведения (термины, понятия); воспитывать любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова. Оборудование: иллюстрации к другим произведениям поэта, репродукции с его картин с изображением пейзажа Кавказа. ХОД УРОКА I. Сообщение темы и целей урока. II. Повторение теоретических сведений: СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА (3 ученика у доски) Художественная литература роды эпос лирика драма жанры эпических произведений жанры драматических произведений новелла, сказка, басня, рассказ, водевиль, драма, комедия, повесть, роман, эпопея скетч, трагедия жанры лирических произведений лиро-эпические послание, элегия, поэма, гимн, баллада, поэма эпитафия, стансы, эпиграмма, сонет III. Работа по определению композиционных особенностей поэмы «Мцыри». а) что такое композиция произведения? (Построение); б) чему подчиняется композиция (теме и идее произведения), как построена поэма «Мцыри»? 1. Эпиграф. 2. Романтический сюжет. 3. Романтический герой. 4. Романтический пейзаж. 5. Прием «рассказ в рассказе». 6. Монолог Мцыри - речевая характеристика героя. - Рассмотрим, почему Лермонтов именно так построил поэму, определим роль каждого элемента композиции. 1. Эпиграф (вопрос 1 учебника, стр. 135). Отрывок из Библии: - Во время одной из битв войны почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит каждого, кто отведает пищи раньше, чем отомстит своим врагам. И никто не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разбил врага, и не зная о заклятии отца. Но Саул решил казнить сына, спросив: «Что сделал ты?» - «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть», - ответил герой. В самом ответе Ионафана нелепость происходящей несправедливости. Народ не дал совершить казнь. - Почему должен гибнуть человек? – таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога («с небом гордая вражда»), это защита права на свободу. 2. Романтический сюжет: + 5. Прием «рассказ в рассказе» (обрамление). Где он? а) экспозиция (1-2 главы, о чем узнаем?); б) завязка (конец 2 главы - побег Мцыри); в) развитие действия (3-16 главы - подъем, 19-23 главы - спад); г) кульминация (17-18 главы - битва с барсом); д) развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя). - Почему всей жизни Мцыри посвящено 1,5 главы, а 3-м дням на воле - почти вся поэма? (Только в них-то и вместилась подлинная жизнь). 3. Романтический герой - Мцыри (монологический ответ – характеристика героя). 6. Что помогает понять характер героя? «Исповедь» - что значит слово «исповедь»? (Его речь - страстная, страдающая душа передает боль от одиночества, сожаление от несбыточных надежд. Но одновременно и порыв, мятеж, борьба). - С каким стихотворением М.Ю. Лермонтова, знакомым вам, перекликается рассказ о Мцыри, его характер? («Парус» - «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой») 4. Романтический пейзаж. Проверка опережающего домашнего задания – описания природы. Вопрос 5 учебника, стр. 136: опишите 3 дня на воле, не пропустите упоминание о живой природе - о ветре, птицах, зверях (! Радость от того, что видит). Вопрос 8 (иллюстрация Кавказа): как объяснить, что мир природы то друг, то враг отважному беглецу? (Друг – чувство радости, ликования, счастья; враг – природа указывает Мцыри, что он заблудился и вернулся к монастырю). IV. Творческая работа как итог изучения поэмы. - Сочините синквейн: а) о Лермонтове – I-я группа б) о Мцыри – II-я группа в) о поэме – III-я группа Ответы групп по рядам: I. Лермонтов. II. Мцыри. Талантливый, несчастный. Мятежный, сильный духом. Страдает, борется, творит. Бежит, ликует, погибает. Поет о жизни, о свободе. Не хочет жить в «тюрьме». Поэт. «Любимый идеал». III. Поэма «Мцыри». Захватывающая, страстная. Рассказывает, учит, впечатляет. Никто не остается равнодушным. Творение. V. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе, повторить содержание произведения, термины, стихотворения, их жанры. Выучить отрывок из поэмы (любой): 1 строфа – на «4», 2 строфы – на «5». Уметь объяснить, почему выбрали именно этот отрывок. VI. Итоги урока. Достигли ли целей урока? Самооценка учениками своей работы. Объявление результатов. |