1
| Организационный момент
(2 мин.)
|
| Добрый день, ребята!
- Вы любите ходить в гости?
- А принимать гостей?
Сегодня к нам придут гости. Нам нужно подготовиться к их встрече.
| Настраиваются на работу
|
2
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
(2 мин)
|
| На доске даны слова. Прочитаем их по цепочке.
Медведь, коньки, большой, дверь, друзья, пробежать.
- Что общего у этих слов?
- Какую работу выполняет мягкий знак?
Вот и наш первый гость – мягкий знак.
(появляется картинка на доске)
| Учащиеся читают слова по цепочке, вспоминают правило о правописании мягкого знака в словах, учатся выделять «лишнее».
|
3
| Проблемная ситуация.
(2 мин.)
|
| - Как вы считаете, нет ли здесь «лишнего» слова?
- Почему так решили?
- Кто сможет объяснить, почему это слово пишется с разделительным мягким знаком? Трудно!
Мягкий знак пришёл со своим другом – разделительным мягким знаком.(появляется картинка на доске)
| Вступают в диалог с учителем, выявляют, осознают проблемную ситуацию.
|
4
| Сообщение темы и цели урока.
(2 мин.)
|
| - Ребята, попробуйте назвать тему нашего урока.
Мы уже знакомы с этим знаком.
- Что нам нужно сделать сегодня?
| Высказывают свои мнения о предстоящей работе: предлагают тему и задачи урока.
|
5
| Совместное открытие нового.
(20 мин.)
1. Наблюдение за словами.
|
| - Чтобы выполнить задачи урока, давайте поближе познакомимся с нашими «гостями», для этого понаблюдаем за словами.
Вот - пальто.(появляется картинка)
- Назовите звуки в слове, а я запишу их в транскрипции
[п а л’т о].
- Сколько звуков в слове?
- А сейчас звуки обозначим буквами. Называйте буквы.
Звук [п] – обозначим буквой пэ, звук[а] –буквой а, звук [ль]- буквами эль и ь, звук [т] – буквой тэ, звук[о] – буквой о.
- А букв сколько?
- Почему так?
А вот другое слово – платье.(появляется картинка)
- Назовите звуки этого слова- [плат’й’э].
- Обозначим звуки буквами – плате.
Прочитаем буквенную запись слова. Что получилось?
- Какой звук пропал, а мы
|
Включаются в проблемный диалог с учителем.
В ходе фронтальной работы предлагают свои версии.
В результате наблюдения, микроисследования слов и их моделей делают вывод: количество звуков меньше, чем букв, так как один звук мы не произносим. Это орфограмма «Мягкий знак».
|
|
|
| должны его произнести?
- Какой знак нужен в этом слове?
-Какие буквы разделяет он?
- А где же звук [й]?
Попробуем написать слова, в которых слышится [й].
|
|
6
| 2. Словарный диктант (на доске и в тетради).
|
| Муравьи, ночью, ружьё, крылья, веселье.
- Какой знак пишется во всех словах?
- Что произойдёт, если «потеряем» разделительный мягкий знак?
Вывод.
Попробуем сделать вывод и составить схему-правило.
- Перед какими буквами пишется разделительный ь? - Какую работу выполняет этот знак?
- А где же звук й?
| Учатся слышать слова и орфографически правильно писать их с разделительным мягким знаком.
Обобщают знания, полученные в ходе наблюдения за словами. Совместно с учителем составляют схему-правило о правописании разделительного ь знака.
|
| 3. Правило в учебнике.
|
| Прочитаем правило в учебнике и сравним с нашим выводом.
- Что вы заметили?
| Формулируют правило и сверяются с учебником.
|
4. Продолжение изучения нового материала
| ЭОР №2
Слова "полю" и "полью"
| - Понаблюдаем за словами. Из толкового словаря прочитаем значение слов.
| Читают значение слов и делают вывод о том, что от одной буквы ь изменяется значения слова.
|
7
| Применение нового знания.
(10 мин.)
| ЭОР № 1
Звук [ й'] на письме
| Поиграем в игру «Баскетбол». Найти и обозначить слова с разделительным мягким знаком.
- Я предлагаю с нашими «гостями» поиграть в игру «Найди своё место».
На каждой парте есть карточки со словами. Каждое слово должно найти своё место. Расположите их в 2 столбика.
Ольга, воробьи, вьюга, письмо, крыльцо, льёт, листья, дождь, осень, осенью, семья, Илья, обезьяна.
Вывод.
-Прочитаем слова по столбикам.
-Как узнали слова с разделительным ь?
| Среди трёх слов выбирают одно слово с разделительным мягким знаком.
Учащиеся в результате сравнения, анализа слов учатся распознавать и различать слова с мягким знаком и разделительным ь знаком.
Обобщают выбор
|
8
| Включение в систему знаний
(5 мин)
| ЭОР №3
Осуществи запуск ракеты
| Перетащите буквы и составьте слова с разделительным мягким знаком.
| Выходят по одному и составляют слова. Если выполнено верно, то ракета взлетает.
|
9
| Итог. Рефлексия.
(2 мин.)
|
| - Выполнили ли мы поставленные задачи?
- Кому было легко на уроке? А кому трудно? Почему?
Давайте скажем нашим «гостям» приятные слова.
= Сегодня я научился….
= Теперь я умею…
| Учащиеся обобщают, делают выводы по уроку.
Проводят самоанализ методом незаконченного предложения.
|