Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 110.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.11.2013
Размер110.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Создание условий для развития познавательной активности дошкольников в рамках реализации программы «Школа 2100»
Осипова Галина Алексеевна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория
Психологи давно бьют тревогу: дети перестают задавать вопросы. Причины этого лежат в сложившихся подходах к организации образовательного процесса на дошкольной ступени образования.

Одна из ярких черт дошкольников - любознательность. Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек». Детское «почему?» выполняет разные функции. С одной стороны, ребенка привлекает открывающийся ему большой мир и желание принять сущность какого-либо явления, с другой - для него может быть более привлекательной сама ситуация возникающего общения со взрослым в ходе познания.

Авторы программы «Детский сад 2100» в Образовательной системе «Школа 2100» в качестве компетентностного подхода к образованию ориентируют педагогов, реализующих данную программу, на коренное изменение характера деятельности дошкольника, ее направления в сторону самостоятельного поиска. А поиск для ребенка начнется при условии, если у него возникнет вопрос не столько ради привлечения внимания взрослого к себе, сколько ради понимания сути происходящего. Однако, важнейший принцип проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром - как можно больше вопросов воспитателя и как можно меньше его рассказов. В ходе проведения занятий по предложенному принципу выявилась проблема, что дети не задают вопросы, а только отвечают на них. Перед нами встал вопрос, как активизировать в речи детей вопросы познавательного характера? И в качестве одного из возможных путей его решения мы избрали детское экспериментирование. По нашему мнению, в программе «Школа 2100» недостаточно раскрыто содержание способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию.

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Активное осознание ребенком окружающего мира происходит в действенной форме, ею могут быть художественная, конструктивная.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Выделяют два типа детской активности.

  1. Собственная активность, полностью определяемая самим ребенком, его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок – это свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, потребности.

  2. Активность, стимулируемая взрослым, который организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две тенденции: преобразования раскрывают перед ребёнком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Это делает эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребёнком явлений живой и неживой природы. В ребенке развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.

Логика процесса экспериментирования потребовала от нас поиска иной формы совместной деятельности с воспитанниками - лабораторной, т.е. создание условий для детского экспериментирования. Для этого мы оборудовали мини-лабораторию, оснастив её самым необходимым оборудованием (ёмкостями различного объёма, инструментом, простейшими приборами и материалами (лупа, магнит, весы и т. д.). Основной целью этой деятельности стало знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир. Далеко не каждый малыш держал в руках лупу, воронку или микроскоп. На лабораторном занятии главное действующее лицо - ребёнок. Экспериментируя, он учится наблюдать тот или иной процесс (капелька-линза, вода-зеркало, солнечные зайчики, где спрятано семечко и т.д.), набирается умений, опыта в использовании лабораторного инструмента (солнечные часы, куда приведет нас компас, очистим воду и т.д.). В ходе экспериментирования дети постепенно овладевают моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём. ( Опыт во второй младшей группе «Лед как особое состояние воды». Время проведения – зимнее время года. Дети налили воду каждый в свой стаканчик и выставили за окно, чтобы птицы могли попить. Через некоторое время на прогулку прилетает игрушечная синичка и пробует поить воды из стаканчика. У детей возник вопрос, почему синичка не смогла напиться, ведь в стакан наливали воду. В этом случае игровая ситуация стала своеобразным генератором детского экспериментирования).

Детям доступны приёмы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов. Опыты предоставляют им возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Экспериментирование так увлекло наших воспитанников, что они стали переносить его в свободную игровую деятельность. Мини-лаборатория, в которой продолжается игра в исследование, стала любимым местом в группе. Здесь проявляется избирательность интересов воспитанников: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с увеличительным стеклом.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, что соответствует решению задач, поставленных авторами программы «Школа 2100».

Результаты совместной исследовательской деятельности послужили основанием для разработки перспективного планирования по развитию познавательной активности детей в освоении экспериментального метода.

Приложение

Природные объекты исследования

ВОДА:

  • «Мир на дне лужи»;

  • «Ходит капелька по кругу»;

  • «Весёлые кораблики»;

  • «Ловкие пальчики»;

  • «Волшебная вода»;

  • «Цветные капельки»;

  • «Очистим воду»;

  • «Брызгалки»;

  • «Фонтанчики»;

  • «Вода - зеркало»;

  • «Линза - капелька»;

  • «Нетонущая иголка»;

  • «Мыльные пузыри»;

  • «Дрессированные спички»;

  • «Как растворить масло в воде»;

  • «Разноцветные дорожки».

ВЕТЕР-ВОЗДУХ:

  • «Ветер - невидимка»;

  • «Ветер - ветер, ты могуч»;

  • «Воздух занимает место»;

  • «Тесная бутылка»;

  • «Перекати - поле»;

  • «Откуда дует ветер»;

  • «Вот труба, над нею дым».


ПЕСОК. ГЛИНА. КАМНИ:

  • «Из чего построен дом»;

  • «Кто в домике живёт»;

  • «Приему падает дерево»;

  • «Живые камни»;

  • «Лепим колобки»;

  • «Узоры из песка»;

  • «Состав почвы»;

  • «Какие бывают камни»;

  • «Что такое горы»;

  • «Почему разрушаются горы»;

  • «Что произойдёт, если вода попадёт в трещинку камня».

ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ:

  • «Куда плывут облака»;

  • «Размер дождевой капли»;

  • «Компас, куда он нас приведёт»;

  • «Догони тень»;

  • «Удивительная смола»;

  • «Радуга - дуга»;

  • «Гром и молния»;

  • «Там за туманами...»;

  • «Солнечные зайчики»;

  • «Таинственные картинки»;

  • «Пусть всегда будет солнце»;

  • «Измерение тени ребёнка и взрослого»;

  • «Солнечные зайчики в тени и на свету»;

  • Наблюдения за высотой стояния Солнца, длиной тени (солнечные часы).

ЖИВАЯ ПРИРОДА:

  • «Ёжик с мягкими колючками»;

  • «Почему зерно сеют в землю»;

  • «Где спрятано семечко»;

  • «Как растения очищают воздух»;

  • «Сухие - сочные плоды»;

  • «Зависимость растений от солнечного света (растение мать - и - мачеха на участках с
    разной освещённостью)»;

  • «Влияние рыхления почвы после дождя на рост и развитие огородных культур»;

  • «Растение теряет влагу»;

  • «Где быстрее появятся всходы (на свету, в тени)»;

  • «Сколько лет дереву»;

  • «Влияние удобрений на рост и развитие растений»;

  • «Чем тебя угостить, дружочек мой? (птицы)»;

  • «Как расселяются растения»;

  • «Где больше цветов — на краю поляны или в середине»;

  • «Кто живёт в траве»;

  • «Разноцветная экологическая тропа»;

  • «Сколько оттенков зелёного цвета?»;

  • «Сколько хвойных растений на экологической тропе?»;

  • «Найди спящие цветы (бутоны)»;

  • «Как растения дружат с ветром»;

  • «Посчитай деревья, не сходя с места»;

  • «Найди кустарник, на нём плоды»;

  • «Найди листок, который упал давно.. .вчера.. .сегодня»;

  • «Почему у бабочки крылья сверху ярко окрашены, а снизу тускло»;

  • «Зачем лягушке зелёный цвет; почему брюшко светлее, чем спинка?».


ЭКСПЕРИМЕНТ» - в переводе с греческого «проба, опыт»;

- научно поставленный опыт, наблюдение, исследуемого явления; попытка осуществить что-либо
(«Современный словарь иностранных слов» 1994 г.);

  • планомерное проведение наблюдения
    («Краткая философская энциклопедия» 1994 г.);

  • чувственно-предметная деятельность в науке; опыт,
    воспроизведение объекта познания, проверка гипотез
    («Советский энциклопедический словарь» 1997 г.).


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСНАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).

  2. Место для приборов.

  3. Место для выращивания растений.

  4. Место для хранения материалов (природного, бросового).

  5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкость для во­ды, песка, мелких камней и т.п.).

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ МИНИ-ЛАБОРАТОРИИ

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные аптечные, настоль­ные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные
    часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, жело­ба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики,
    терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различ­ных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.

  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, во­ронки, сита, лопатки, формочки.


3. Материалы:

  • природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.);

  • бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие ли­стья, измельченный пенопласт.

Используемая литература

Бондаренко Т.М.

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет» г.Воронеж, 2002г.

  • Интегрированные занятия для детей 5-6- лет;

  • Поквартальное перспективное планирование занятий старшей
    группы;

  • Примерная диагностика педагогического процесса в ДОУ по
    экологическому воспитанию;

  • Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста.


Дыбина О.В.

«Неизведанное рядом»

М: ТЦ Сфера, 2005г. - 192с.

• Представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты
и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.
Иванова А.И.

«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

  • Наблюдения и опыты, осуществляемые дошкольниками в мире
    растений относительно сезона;

  • Способы фиксации наблюдений, конспекты занятий и сезонных
    экологических экскурсий;

  • Возрастная динамика формирования понятий: строение, условия,
    необходимые для жизни растений, размножение растений и сезонные
    изменения в жизни растений.


Иванова А.И.

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

  • Теоретические основы детского экспериментирования;

  • Основные требования к проведению экспериментов;

  • Особенности детского экспериментирования с учетом возраста;

  • Классификация наблюдений и экспериментов.



Иванова А.И.

«Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М. -2004г.

Теоретическое обоснование программы экологического воспитания
дошкольников «Живая экология»;

  • Возрастная динамика формирования представлений о человеке у
    детей первых семи лет;

  • Конспекты занятий по ознакомлению с человеком, основанные на
    экспериментах и самостоятельной деятельности детей;

  • Модуль занятий «мальчики и девочки».


Коломина Н.В.

«Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

Курс занятий по экологическому воспитанию дошкольников старших
и подготовительных групп;

  • Полный перечень объектов наблюдений с детьми.


Мулько И.Ф.

«Развитие представлений о человеке»

Конспекты занятий по возрастным группам детского сада;

  • Сценарии для театрализованных постановок.


Рыжова Н.А.

«Воздух невидимка»

Методические рекомендации по работе с детьми старшего
дошкольного возраста по теме «Воздух»;

  • Занятия, включающие исследовательскую работу„игры,
    инсценировки, музыкальные занятия, литературный материал по
    темам;

  • Работа с родителями по экологическому воспитанию.


Салли Хьюнтт

«Природа в занимательных экспериментах» М. 2006г.

• Опыты и задания в мире природы для детей младшего школьного
возраста.

Статьи из журнала «Обруч»

№2,2001г. «Эксперимента на «плавучесть»». №2,1998г. «Опыты с песком и глиной»

  • Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (проявление творческих способностей)

  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, оценочного и критического отношения к миру

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск