Скачать 51.11 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ Центр развития ребенка - детский сад “Радуга” План-конспект поисково-экспериментальной деятельности детей старшей группы на тему: “Где живет вода?” Габдуллина Канзиля Шаиховна воспитатель 1 категории МДОУ ЦРР - д/с “Радуга” Тарко-Сале Программные задачи Образовательные: 1. Углублять и расширять познания детей об окружающем нас мире. 2. Помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода в природе. З. Обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи. 4. Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивающие: 1. Формировать познавательный интерес детей к окружающим нас явлениям и предметам. 2. Развивать способности детей к поисково-экпериментальной деятельности и устанавливать причинно-следственные связи. 3. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность детей, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания. 4. Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. 2. Прививать аккуратность. Методы и приемы 1. Использование проблемных ситуаций и вопросов. 2. Использование ТСО (звуки моря, дождя). 3. Опытно-экспериментальная деятельность. 4. Художественное слово (стихотворение Н. Рыжовой «Вода»). 5. Беседа «Кому нужна вода?» 6. Итог Словарная работа Упражнения в словообразовании: овощной, фруктовый, ягодный, сливовый. Предварительная работа 1. Наблюдение на прогулке за сезонными природными явлениями (дождь, снегопад, иней и т.д . в зависимости от сезона). 2. Наблюдение в уголке природы за растениями и животными, за рыбами в аквариуме. 3. Работа с картинами о природных зонах и ландшафтах (лес, болото, пустыня). 4. Постановка опытов о разных физических состояниях воды (лед, вода, пар) 5. Работа с гербарием Материалы Бумажные салфетки, терка (или соковыжималка), блюда с сухофруктами, со свежими овощами и фруктами, сухие и сочные листья комнатных цветов, сухарики и куски свежего хлеба, схема круговорота воды в природе, картины разных природных ландшафтов, магнитофон, пакеты для мусора, влажные салфетки. Фонограмма 1. Шум дождя 2. Звуки моря Художественная литература Стихотворение Н. Рыжовой «Вода» Ход занятия - Ребята, вы помните, когда мы поливали наши цветы? В первый день недели - в понедельник. Давайте, сходим к ним в гости, посмотрим, может, нужна наша помощь? Потрогайте почву в горшке с традесканцией, скажите, какая она стала? (Почва сухая) - Куда же исчезла вода? (Она высохла, испарилась) Эксперимент №1. Исследование листьев на наличие воды. - Обратите внимание: на стеблях традесканции появились какие-то странные листья. Я их сорву аккуратно и положу на салфетку. А вы пощупайте их. Почему они стали такими ломкими? (Они высохли, поэтому быстро ломаются) - А теперь пощупайте вот этот листочек. Что вы можете сказать о нем? Помните между пальцами. Что вы видите? Что чувствуете? Что будет с цветком, если его не поливать? Выводы: В сухих листьях нет воды, они ломкие, а в сочных листьях есть вода, когда мы их помяли, увидели сок, пальцы стали влажные. Если не будем поливать цветы, они высохнут. - А для чего нужна вода людям? (Стирать, мыть полы, плавать в бассейне, купаться, варить обед, пить) - Ребята, мы с вами исследовали почву, листочки. А я вас хотела пригласить в волшебную столовую. А руки у вас грязные. (Руки нужно вымыть, а для этого нужна вода.) (Дети моют руки и проходят за столы.) Эксперимент №2. Хлеб и сухари. - Добро пожаловать в мою волшебную столовую. Я вам приготовила угощения. (Предлагаю блюда с сухарями и кусочками свежего хлеба) Возьмите, пожалуйста, по кусочку из разных тарелок, попробуйте их разломить. Скажите, какой из кусочков вы легко разломили? Почему? Вывод: В свежем хлебе есть вода, он легко ломается, а в сухарях нет, они твердые, ломаются с трудом. Эксперимент З. Сухофрукты и фрукты. - У меня на блюдце лежит какое-то угощение. Ребята, вы не можете определить, что это такое? (Это сухофрукты для компота. Они продаются в магазине.) - А ведь яблоки, груши большие, красивые, зеленые, желтые. А как же эти фрукты такие некрасивые, сморщенные? (Они сухие.) - А как можно проверить, что они сухие? Положите сухофрукт на салфетку, прикройте другой салфеткой, нажмите ладошкой и посмотрите, остался ли след на салфетке? (Сухофрукты не оставили след.) - А теперь возьмите ломтик свежего яблока и плотно прижмите к салфетке. Как вы объясните увиденное? Вывод: сухофрукты след не оставляют, а от яблок остался мокрый след. Значит, в яблоках есть вода. Эксперимент 4. Ищем воду во фруктах. - Ребята, представьте себе, что вы летом со своими родителями гуляете по улицам города. Вам страшно хочется пить, а крана с водой на улице нет. А как утолить жажду? (Можно купить минеральную воду, соки) - А какой сок вы любите? Что вам покупают мама? (Яблочный, томатный, виноградный) - А откуда эти соки? Как их получают? (Варианты ответов) У меня... (терка). Я беру целое яблоко (грушу, лимон). - Проверьте, пожалуйста, на салфетке оставляют мокрый след или нет? (Не оставили.) - Получается, что они сухие? (Кожура фруктов сухая.) - Натираем их на терке, присыпаем сахаром, размешиваем ложкой. (Воспитатель вместе с детьми готовит фруктовое пюре с сахаром.) - Откуда появилась там вода? (Это выделяется сок) Выводы: в сухих фруктах нет воды, а в свежих - есть. - Как назовем мы эту воду? (Эту воду называют соком.) - А как будет называться сок из овощей? (овощной) Из фруктов? (фруктовый) Из ягод? (ягодный) Из слив? (сливовый) … Эксперимент 5. Ищем воду в овощах. - А теперь я попрошу вас вытереть руки влажной салфеткой. (Дети вытирают руки салфеткой.) - У меня есть еще угощение для вас. А что нарезано на блюдах, вы мне скажете сами (морковь, капуста, огурцы, помидоры) Я вам предлагаю их попробовать, но с условием - вы их будете долго и хорошо прожевывать. - Скажите, овощи сухие или сочные? (сочные) - Как вы это определили? (При жевании из них выделяется сок). - Мы с вами искали воду. Где же мы ее нашли? Выводы: вода живет в листьях (растениях), в хлебе, в овощах и фруктах. (Включается фонограмма «Шум дождя и моря») - Подойдите, пожалуйста, к нашей выставке картин и скажите, а где в природе еще встречается вода? (в море, океане, в реках, в животных, в растениях, в воздухе, в болоте, в виде дождя и снега.) - Я предлагаю вам послушать интересное стихотворение Н.Рыжовой о воде: Все слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! - Представьте себе, что исчезла вода на Земле.(тогда исчезнут все животные и растения.) - Давайте подведем итог: кому же нужна вода? Выводы: вода нужна людям, животным, растениям. Без воды нет жизни на Земле. |