План-конспект наблюдения
«Что цветет в сентябре на нашей клумбе?»
Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих), помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, учить детей любоваться красотой цветущих растений, бережно к ним относиться.
Воспитатель:
• Ребята, посмотрите вокруг и скажите, красиво ли на нашем участке?
• Почему ты думаешь, что красиво?
• Что тебе нравится? Что создает красоту на нашем участке?
• Так что мы можем сказать про цветы? (Они украшают участок, они красивы.)
• Найдите и покажите те цветущие растения, которые мы сажали вместе с вами. (Ноготки, космея.) Как мы их сажали? (Семенами.)
• Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой. (Дети стоят любуются.)
• Что бы ты хотел сказать, глядя на эти красивые цветы?
• Давайте понюхаем их.
• Какие цветущие растения растут у нас на фитоогороде?
• Послушайте, какие строки написаны про ромашку аптечную:
Как будто солнца луч пророс
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки.
• Что вы знаете про это растение, какое оно? (Лекарственное, полезное.)
• Да, ромашку за ее пользу в народе зовут сестрой милосердия.
• Что вы можете сказать, про фиалку полевую или трехцветную? (Лекарственное растение, используется при диатезах, как отхаркивающее средство.)
• На какое садовое растение оно похоже? (На анютины глазки.)
• Послушайте, какими словами сказал об этом цветке поэт А. Бунин:
Скромна, но мила и красива
Трехцветная в поле фиалка.
С пчелами трудолюбивыми
Солнцу открытая жаркому,
А в городах на газонах
Одетые, словно в сказке,
Дочки ее законные
Цветут — анютины глазки.
• Приятно ли вам, когда вокруг вас красиво?
• Кто сделал эту красоту? (Мы сами.)
• Надо ли беречь красоту? Как?
• Что произойдет с цветущим растением, если его сорвать? (Без воды оно завянет, в воде постоит и завянет.)
• Давайте мы срежем несколько цветов, поставим их в группе в вазу и понаблюдаем, где дольше сохранится цветок: на клумбе или в вазе.
• Теперь посмотрите и скажите, есть ли еще цветущие растения на нашем участке? Найдите их. Как они называются? (Золотые шары.)
• Сажали ли мы их? Кто их сажал? (Выросли сами.)
• Да, ребята, золотые шары выросли сами. Эти растения – многолетние и называют их так из-за того, что посадив однажды корень этого растения, оно будет расти само.
• Нравятся ли вам золотые шары? Давайте полюбуемся ими.
• Есть ли еще цветущие растения на нашем участке? (Флоксы.)
• Флоксы, так же как и золотые шары, растут из года в год сами. Значит, какие это растения? (Многолетние.)
• Давайте полюбуемся и их красотой.
• Правильно, флоксы и золотые шары – многолетние растения, а вот ноготки и космея живут всего один год. Значит, это какие растения? (Однолетние.)
• Ребята, все эти растения сажает человек на цветниках, клумбе, поэтому еще их называют культурными растениями.
• Есть ли еще растения, которые растут сами, где попало, их Не сажает человек, как они называются? (Дикорастущие.)
• Давайте поищем с вами, есть ли у нас среди дикорастущих растения, которые цветут сейчас в сентябре? (Подорожник, пижма, лопух...)
• Да, ребята, среди дикорастущих растений осенью мало цветущих, так как цветут они в основном весной и летом, а осенью у них уже созревают семена.
Помощь и поручения: ухаживать за цветами на клумбе.
План-конспект наблюдения
«Какие они цветущие растения. Их строение»
Цель: Закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Воспитатель:
• Отгадайте мою загадку:
Нарядные сестренки
весь день гостей встречают,
медом угощают. (Цветы)
• Почему ты думаешь, что это цветы?
• Давайте найдем этих красивых сестренок на нашем участке. Полюбуйтесь их красотой. Вспомните их название.
• Сколько лет живет космея и ноготки? (Один год.)
• Если растение живет один год, значит оно какое? (Однолетнее.)
• Есть ли у нас многолетние растения, какие?
• Да, на нашем участке растет и цветет много цветущих растений. Чем они похожи, что есть у них общего?
• Одинаковый ли стебель у ноготков и космеи? Какие они по высоте, толщине? Покажите какая космея по высоте, а какие ноготки. (Дети руками показывают.)
• Ребята, а что происходит со стебельком во время ветра, давайте посмотрим? (Он качается.) Почему он качается? (Он тоненький, хрупкий.)
• Да такой стебелек очень легко сорвать, помять, так как растение беззащитно, оно не может постоять за себя. И мы должны об этом помнить.
• Что произойдет с растением, если его сорвать? (Погибнет, завянет.)
• Вспомните, какое растение дольше жило: которое мы срезали в прошлый раз или которое осталось расти в земле?
• Так для чего же нужен стебель растению? (Проводить питательные вещества из земли к цветку.)
• Что есть на стебле? (Листья.) Зачем они нужны растению? (Поглощают свет.)
• Какие они у наших растений?
• Как они расположены? Покажите.
• Как вы думаете, почему они так расположены? (Удобнее поглощать свет.)
• Что у растения есть в земле? (Корень.)
• Зачем растению нужен корень? (Поглощает питательные вещества из земли.)
• Будет ли растение расти без корня? У всех ли растений есть корень?
• Что украшает растение? (Цветок.)
• Посмотрите на цветы космеи и ноготков, какие они? Что про них можно сказать?
• Для чего нужны цветы растению? (Для красоты, для семян.)
• Есть ли семена у наших растений? Какие они?
• Для чего нужны семена? (Чтобы выросло новое растение.)
• Из чего вырастает цветок? (Из бутона.)
• Послушайте, какая есть загадка про бутон:
Был тугим он кулачком,
А разжался — стал цветком.
• Покажите мне, как раскрываются бутоны у цветка.
• Давайте найдем бутоны. Почему их нет или мало? (Бутонов мало, цветы уже заканчивают цвести, много бутонов бывает весной.)
• Кто больше вы или цветы? Кто сильнее? Могут ли цветы дать сдачи? Так давайте же беречь наши цветы, а с ними и наш дом, в котором мы живем, нашу Землю. Пусть красота будет всегда рядом с нами.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветы,
Если я и ты, и мы,
Если все сорвем цветы,
То не будет красоты.
Помощь и поручения: ухаживать за цветами на клумбе.
План-конспект занятия
«Соберем семена цветущих садовых растений»
Цель: Учить детей правильно собирать семена.
Воспитатель:
• Ребята, посмотрите, что красивое есть вокруг нас?
• Чем красивы цветущие растения? (Своими цветами.)
• Вспомните и назовите растения, которые цветут на нашем цветнике? Что общего есть у растений?
• Чем растения отличаются друг от друга? (Высотой и толщиной стебля, формой и размером листьев, окраской и формой цветка, семенами...)
• Для чего растению нужны цветы?
• Для чего нужны семена? (Чтобы выросло новое растение.)
• Расскажите, какие семена у космеи? На что они похожи?
• Какие семена у ноготков или календулы?
• Как вы думаете, почему растение называют – ноготки?
• Посмотрите, сколько семян есть на одном растении? (Много.)
• Кто знает, сколько растений вырастает из одного семени?
• Что надо сделать, чтобы выросло такое красивое цветущие растение?
• Где взять семена?
• Давайте и мы с вами соберем семена этих растений, для того чтобы на следующий год их посадить и любоваться красивыми растениями, которые из них вырастут на этих клумбах. Собирать вы их будете правой рукой в пакетики. Отдельно собираем семена ноготков и семена космеи. Договоритесь, кто какие семена будет собирать. (Дети собирают семена.)
Помощь и поручения: ухаживать за цветами на клумбе, собрать семена. План-конспект занятия
«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений»
Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.
Воспитатель:
• Ребята, вспомните, семена каких растений мы с вами собирали?
• Для чего мы собирали семена? Зачем они нам нужны?
• Где растут ноготки и космея? Какие это растения, если за ними ухаживает человек, сажает их? (Культурные.)
• Есть ли другие растения на нашем участке? Какие, давайте посмотрим?
• Кто их сажал? (Никто, сами выросли.) Какие это растения? (Дикие.)
• Что есть у растений? Какие части растений вы видите у них?
• Нужны ли эти растения человеку? Приносят ли они ему пользу? Какую?
• Ребята, а собирают ли люди семена этих растений, чтобы сажать на следующий год?
• Как же эти растения вырастают? Тут наверное есть какой-то секрет. Давайте посмотрим на их семена, какие они у них?
• Что это за растение с большими, широкими листьями, с корзинкой семян – репейником? (Лопух.) Давайте рассмотрим его семена. Возьмем их в руку, какие они? Если мы поднесем к одежде, что произойдет? (Они зацепятся за одежду.) Вот так, цепляясь за, одежду и шерсть животных, семена распространяются и расселяются по земле. Даже есть такая поговорка: «Привязался как репей».
• Найдите растение, о котором говорится в загадке:
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк.
Потух и превратился в пух.
С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик)
• Что за парашютики есть у одуванчика? (Это семена.) Как они расселяются? (Летят по воздуху.) Про одуванчик говорят, что он хитрованчик – протянешь руку к милому пушистому одуванчику, а его и след простыл.
• Сейчас, осенью, есть ли у одуванчика эти пушистые шарики? (Нет, он уже отцвел, он зацветает весной одним из первых.)
• У какого растения бывают такие же пушистые шарики как у одуванчика? (Мать-и-мачеха.)
• Вспомните, что первым появляются у мать-и-мачехи: цветок или листья?
• Да и одуванчик, и мать-и-мачеха уже отцвели, уже разлетелись по воздуху их семена.
• Найдите семена у подорожника. Где они у него? (В метелке.) Когда семена созревают, они рассыпаются сами в разные стороны. Где чаще всего можно встретить подорожник? (У дорог.) Об этом растении написаны вот такие строки:
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растет у российских дорог.
Крошечные семена подорожника, прилепившись к одежде и обуви человека, путешествуют вместе с ним. И, упав где-то, прорастают. Это растение давно привыкло путешествовать по свету. И назвали его – след. И никогда не причиняло оно людям зла, наоборот – помогало им.
Встряхнет подорожник свои семена, и лежат они – ждут. Человек пройдет – к подошве пристанут, зверь пробежит – к копытам прилепятся. Птицы тоже семена разносят, ветер их развеет, дождь не смоет, мороз не убьет. А по весне новые растения из них проклюнутся.
• Что это за растение?
«Сама холодна, а людей жжет». (Крапива.)
Чем интересно это растение? (Стебли и Мистики покрыты большим количеством жгучих волосков.) Посмотрите и скажите, какие у нее цветы? (Мелкие цветки крапивы собраны в ветвистые колоски.) Какие у нее плоды? (Очень мелкие орешки желтовато-серого цвета.) Да, крапива может постоять сама за себя. Не нужно собирать ее плоды да сажать их. Она сама о себе позаботится.
• Все дикорастущие травы удивительно стойкие и живучие растения, им нет дела до человека. Сорняки вырастают сами. Мы сказали, что человек не собирает семена дикорастущих растений для того, чтобы их сажать. Они расселяются и вырастают сами. Но мы ведь с вами собирали семена дикорастущих растений, для чего? (Для подкормки птиц.)
• Значит, дикорастущие растения полезны и необходимы для птиц, а приносят ли пользу они человеку? Какую?
• Так стоит ли напрасно уничтожать дикие растения, сорняки, если они не мешают человеку?
• Помните, что зеленые растения – наши друзья. Они украшают нашу землю. Давайте их беречь!
Помощь и поручения: ухаживать за цветами на клумбе, собрать семена.
План-конспект наблюдения
«Украсим группу цветами»
Цель: Показать детям эстетическую ценность растений, воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, желание любоваться ими.
Воспитатель
• Ребята, скажите, почему так говорят: «Растения – земли украшение»?
• Посмотрите на наши цветущие растения, что про них можно сказать, какие они? Назовите цветущие растения, которые цветут на цветнике?
• Какие растения мы сажали вместе с вами весной, назовите их?
• Нравятся ли они вам? Чем?
• Для чего мы сажали растения?
• Если нам надо сделать подарок, можем ли мы подарить цветы?
• Где мы можем взять цветы?
• Сколько цветов надо брать для букета, несколько штук или охапку?
• Надо ли собирать большие букеты полевых, луговых, лесных цветов? Почему не стоит? (Берем лучшие, беднеет природа.)
• Давайте срежем несколько цветов и составим из них букет для украшения нашей группы. Кто мне поможет?
• Скажите, получать цветы в подарок приятно? Кому мы можем сделать подарок из цветов? Помогите мне срезать.
• Какие цветы дольше живут и цветут: срезанные или растущие в цветнике?
• Стоит ли просто так рвать эту красоту?
• Помните, срезали и унесли цветы – их никто больше не увидит, а на цветнике ими любуются все – и взрослые, и дети.
• Ребята, посмотрите на наши букеты и назовите цветы, которые мы для них срезали?
• Чем интересна календула? (Лекарственное растение.)
• Вспомните пословицу про растения.
Растения – земли украшение.
• Давайте еще раз полюбуемся цветами, Их красотой.
|