Скачать 90.04 Kb.
|
Урок по предмету «Человек и мир » с использованием комьютерных технологий (3 класс) Тема: Растения леса. Цель: - расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; - развивать умения описывать и распознавать растения; - совершенствовать умение работать в группах, парах; - развивать память мышление, речь, воображение; - формировать навыки здорового образа жизни; - воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью. Оборудование: - мультимедийный аппарат; - индивидуальные задания для проверки д/з; - задания для работы в группах, в парах; - сигналы рефлексии; - тренажеры для глаз; - ребусы; - схемы- опоры для составления памятки; - музыкальная композиция «Утро в лесу». I Организационный момент (слайд 1) Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый путь! II Актуализация знаний - Послушайте, пожалуйста, музыку. - Какие картины вы представляете во время прослушивания музыкальной композиции («Утро в лесу»)? - Какое настроение создает эта музыка? - Я надеюсь, что такое позитивное настроение сохранится у вас до конца урока. - А сейчас под звуки этой музыки мы отправляемся на прогулку в лес. - А вы знаете, что такое лес? (слайд №2) Что такое лес? Что такое лес? Сосны до небес, Березы и дубы, Ягоды, грибы. Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку – сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый. И родник с живой Ключевой водой. - Это так поэзия описала лес. - А с точки зрения природоведения, что такое лес? (природное сообщество). Докажите это. - Закончите предложения (устно)
- Что такое экология? - Вот мы немного и вспомнили материал предыдущего урока, а сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание. Тест по теме «Природные сообщества»
- Природное сообщество – это болото, (лес, водоем, луг) - Растения и животные леса связаны между собой невидимыми нитями – (пищевыми связями). 2. Соедини стрелками природное сообщество и его описание. Лес Природный дом для растений и животных, которые не могут жить без обилия влаги. Болото Природное сообщество, в котором нет крупных животных, преобладают бабочки, шмели, пчёлы, осы и другие насекомые. Луг Природное сообщество, в котором главная роль принадлежит деревьям. 3. Продолжи цепь питания:
Самопроверка: закончи предложения – слайд № 3 соедини стрелками - слайд № 4 продолжи цепи питания - слайд № 5 - Поставьте себе ту отметку, которую вы заслужили. - Поднимите руку, кто доволен своей работой. - Я проверю ваши работы после урока и выставлю отметки. III Знакомство с новым материалом 1. Послушайте стихотворение (слайд №6, №7): Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою! Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей томится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! 2. Сообщение темы, цели урока.
- А чему мы должны научиться? 3. Беседа. - Беларусь расположена в лесной зоне. Почти 1/3 часть ее площади занимают леса (слайд № 9). Местами лесные массивы тянутся на 20 – 30 км. - А какие деревья растут в лесу? - Как называются леса, где растут ели и сосны? Почему у них такое название? (слайд № 10) Сосна – это дерево здоровья, она способна очищать воздух от бактерий, поэтому санатории строят там, где много сосен. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветер. Одного лишь боится сосна – темноты. Для ее роста необходимо много света и солнца. - Как вы считаете, какие деревья растут в лиственных лесах? - А знаете ли вы, какое дерево является символом русской и белорусской земли? - Красавицей наших лесов называют березу (слайд № 11). Стройная, белокорая, с тонкими, поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А прозрачный березовый сок хорошо утоляет жажду и используется для приготовления лечебных сиропов. Однако добывать сок нужно умело, чтобы не повредить и не погубить дерево. В старину о березе пели, как о дереве, которое может делать четыре дела: первое дело – мир освещать второе дело – крик утешать третье дело - больных исцелять четвертое дело – чистоту соблюдать - В Беларуси преобладают смешанные леса (слайд № 12) - А почему они так называются? - Давайте, повторим, какие бывают леса? - Все ли растения одинаковы по высоте? - Ребята, лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже есть свои растения, птицы, звери, насекомые (слайд № 13). - Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Это деревья, которым требуется много света) - Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которым требуется меньше света) - А какие растения, как вы думаете, могут расти даже при недостатке освещения? (кустарники и травы) - А какие растения занимают самый нижний ярус? (мхи и лишайники) - Главные растения в лесу – деревья. Они образуют первый ярус. Какие это деревья? 4. Самостоятельная работа. - О втором ярусе прочитайте в учебнике на стр. 49 - Какие растения образуют второй ярус? - Что вы узнали об орешнике? - Что вы можете рассказать о можжевельнике? Физминутка - Мы сегодня совершаем прогулку по лесу. Давайте, мы лучше изучим маршрут нашего путешествия. Может, мы не туда идем? - Возьмите маршрутный лист (тренажеры). Сядьте ровно, спина прямая. Держим маршрутный лист перед собой на вытянутых руках, работают только глаза, голова неподвижна. - Сделаем 1 шаг вверх, походим возле дерева, 2 шага влево, 2 шага вниз, 3 шага вправо, 2 шага вверх, 3 шага влево, 1 шаг вниз, 2 шага вправо. Мы вернулись на нашу полянку. А сейчас поиграем на полянке. Танец под музыку «Танец маленьких утят». Игра «Деревья, травы, кусты»: если названо дерево - вы поднимаете руки вверх, становитесь на носки, если кустарник – вы опускаетесь вниз, руки в стороны, если трава - приседаете. Работа в парах. - А сейчас мы продолжим знакомство с растениями леса. У каждого из вас на парте лежат листочки с заданиями. Для их выполнения можно пользоваться учебником стр. 50.
земляника ягодные кустарники черника брусника травянистые растения папоротник
Проверка.
Легенда о чернике. В давние времена жители дремучих лесов – гномы – лишились пристанища, так как люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, пока, наконец, не сжалился над ними черничный куст и укрыл маленький народец. Тогда в благодарность за помощь расселили гномы черничники по всему свету. 3. Правила сбора грибов (слайд № 15) Наш лес невозможно представить без грибов. 6. Работа в группах. I группа – Экологи – составить правила поведения в лесу по схемам-опорам. II группа – Лесная аптека – разгадать ребусы (тысячелистник, зверобой), загадки (малина, подорожник), указать, для чего применяются. Загадки Весь в пыли, хоть сил немного, У дороги он торчит. У него согнулись ноги, Неприметен он на вид. (подорожник) Бусы красные висят. Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (малина) III группа – Журналисты – исправить ошибки. Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так? 7. Отчет о работе. I группа – Экологи –правила поведения в лесу. - А теперь давайте прочитаем главное желание эколога (слайд № 16) Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса II группа – Лесная аптека: подорожник, зверобой, малина, тысячелистник. Пожелания из «Лесной аптеки» (слайд № 17): Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растенья, Что пригодны для леченья, Те, что для людей полезны, И отступят все болезни. III группа – Журналисты: Чего не может быть? (слайд № 18): Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так? IV Итог урока. - Где мы сегодня побывали во время прогулки? - Какие бывают леса? Назовите особенности каждого из них. - Перечислите ярусы леса. Прочитайте вывод стр. 51 Выставление отметок. V Домашнее задание. Стр. 47 – 51 прочитать, ответить на вопросы. Составить сообщение или загадку об одном из растений леса. - Что мы можем сказать о лесе? (составление синквейна): (слайд № 19) лес что? красивый, уютный какой? согревает, исцеляет, очищает что делает? наше богатство, береги его чему учит? - Отдых в лесу отвлекает человека от тревог, хлопот, помогает снять напряжение. Если нет возможности совершить прогулку в лес, то снять напряжение можно так:
- Только в сказках за одну ночь можно возвести хрустальный замок, дремучий лес превратить в золотую рощу. А в жизни все идет через большой труд. И сегодня мы должны осознать свою вину перед природой, должны уметь просить у нее прощения, а лучше – уметь с малых лет беречь нашу землю и сохранять её богатство. Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. (слайд № 20) - На следующем уроке мы познакомимся с животными леса (слайд № 21). VI Рефлексия (под музыку) - Мы с вами совершили прогулку в лес, а теперь я приглашаю вас в сказочный лес. Деревья в этом лесу необычные: есть дерево знаний, восторга, радости, печали. Дерево знаний отражает вашу работу на уроке: чем больше нового и интересного вы узнали, тем выше на дереве будут листочки с вашими именами. Остальные деревья отражают ваше настроение и впечатление от урока. Возьмите листочки и прикрепите на соответствующие деревья. Загоскина Ольга Анатольевна, учитель высшей категории СШ№ 23 г. Гродно 230002 г.Гродно, ул.Домбровского, 61-190 тел. 8-0152-41-52-50, моб. 8-029-2808623 паспорт КН 0195875, выдан 20.05.1998г. Ленинским РОВД г. Гродно личный номер 4240972КО21РВ5 |