Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 60.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер60.77 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
«Когда

хочется

учиться».

Доклад учителя начальных

классов МОУ СОШ №5

Захаровой Е.А.

«Всё другое в школе становится

реальным и достижимым лишь тогда,

когда человеку хочется учиться, когда

в учении - в том, что он ходит в школу,

читает, пишет, познаёт, - он чувствует

радость и обретает человеческую гордость…».

В.А.Сухомлинский.

Опытные педагоги знают, что придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких показателей произвольного поведения, несформированности элементов учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.

На что же опереться учителю, перед которым стоит задача организовать освоение программы? Простое и достоверное решение подсказывает нам определение, предлагаемое А.Н.Леонтьевым:

«Искусство воспитывать состоит в создании правильного сочетания мотивов», т.е. любой деятельности можно придать значимый для детей смысл.

Чего хотят наши дети? Как отличить истинные потребности от ничем не оправданных капризов, желаний? Как решить задачи обучения в начальной школе, не подавляя личностных проявлений детей, а опираясь на них?

Когда к трём годам ребёнок начинает говорить «Я сам», он выражает потребность подтвердить триединый факт «Я есть! Я хороший! Я успешный!». Именно потребность в самовыражении, ощущении успешности и прикладного характера результатов своего труда станут на всю жизнь движущей силой многих его поступков. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

Природой в ребёнке заложено любопытство, любознательность, способность удивляться. Если понимать учение широко, как процесс накопления знаний и опыта, объективно являющийся необходимой составляющей жизни человека, то можно сказать, что все дети хотят учиться. В.А.Сухомлинский писал: «В самом понятии любознательность таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая потребность знать и стремление узнать, объяснить».

Строит сразу подчеркнуть два существенных момента. Первое: дети хотят учиться, а не быть обучаемыми. Второе: большинство первоклассников хочет учиться, но не умеют осуществлять учебную деятельность.

Делая замечания «болтунам»¸учителю следует различать тех, кто обсуждает услышанное на уроке, реализуя естественную потребность в общении, и тех, кто отвлёкся, утратил интерес к уроку. Необходимое условие преодоления проблемы «непроизвольности» учащихся и решения множества задач обучения – пробуждение и поддержание интереса к содержанию изучаемого предмета, к деятельности, к самому себе – познающему, творящему, совершенствующему.

И еще два важных мотива – это радость, испытываемая учащимися в процессе учения и удовлетворение его результатами. Важнейший источник радости познания – а это чувство и есть зерно, из которого растёт мощное дерево богатой духовной жизни, - переживание и чувствование того, что знания – это плоды напряжения моего человеческого духа, плоды поиска, творчества – труда мысли, души. Жажда духовных богатств рождается лишь тогда, когда маленький человек каждодневно испытывает радость зарождения мысли, постижения истины, углубления в тайны мира. Урок же – первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать мыслителем. Чем же отличается урок, построенный с опорой на ведущие мотивы детей, с учётом их насущных потребностей? Безусловным преобладанием деятельностного подхода субъект – субъектных отношений между участниками образовательного процесса, организации учения детей над обучением, творческого поиска над воспроизведением, живого над «заорганизованным». В соответствии с выбором принципов, форм и методов организации деятельности преобразуются привычные этапы урока.

Рассмотрим один из множества вариантов реализации названных выше принципов на примере конспекта урока по теме «Свойства воды» (А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс).

Организационный момент – традиционное начало урока, построенное на основе различных методов концентрации учащихся. Часто внимание привлекается к персоне учителя, из уст которого учащиеся слышат определенную информацию, инструкцию. Более продуктивным начало урока может быть связано с обращением к детскому любопытству, способности удивляться. Объектом внимания становятся непосредственно подлежащий изучению предмет, явление, который нужно объяснить, или действие, которое нужно освоить. В этом случае самые привычные вещи можно представить в необычном свете. Но часто бывает достаточно просто предъявить их учащимся, а они сами увидят неизведанное, наделят невероятными свойствами. Значит, наших учащихся не нужно «организовывать», а соответствующий структурный элемент урока лучше назвать не организованным моментом, а мотивационно-ориентировочным этапом урока.

Внимания учащихся предлагается прозрачный сосуд, наполненный водой

- Угадайте, что за необыкновенное, чудное вещество перед вами? Такое известное и вместе с тем неизвестное. (Ответы детей).

Как вы догадались, что это вода? Какие свойства воды послужили подсказкой ? (Прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха).

- Расскажите о значении воды в природе и деятельности человека. Ответы кратко записываются на доске.

- Какие же свойства воды позволяют ей «выполнять» самую разнообразную работу в природе и быту?

Учащимся предстоит определить, что они уже знают, а что необходимо узнать. В результате они смогут сформулировать учебную задачу. Это поисковый этап урока. Он заменяет традиционный опрос.

Затем начинается практический этап урока, в ходе которого учащиеся, рассуждая, экспериментируя, наблюдая, анализируя полученные результаты, включаясь в творческую деятельность, будут искать решение учебной задачи.

Традиционно многими педагогами в структуру урока включается этап закрепления знаний. Но закрепление знаний – это длительный процесс, охватывающий не только специальные упражнения, лабораторные работы и другие виды самостоятельной работы, но и овладение новыми знаниями. Углубить и использовать полученные знания можно на уроке рисования.

Работа основана на таких свойствах воды, как текучесть и способность растворять различные вещества. Ученикам предлагается растворить в воде различные краски и сделать цветные кляксы. Капли воды, растекаясь по бумаге, будут принимать самую причудливую форму. Когда они высохнут, школьники будут фантазировать, на что они похожи, дорисовывать их. Можно творить, не ожидая, когда кляксы высохнуть. При помощи карандаша лужица принимает нужную форму. Можно смешивать растворы разных красок, создавать разные цвета, давать им название.

При организации этой работы очень важно найти баланс между её познавательной и творческой сторонами, обеспечить активное и осознанное использование освоенных при изучении свойств воды понятий. Применение знаний – важнейший, наверное, главный путь не только углубления, развития знаний, но и выявления их уровня учителем. При правильной организации этого процесса, путем применения знаний можно обеспечить постоянную обратную связь: получение учителем информации, как ученики думают, каких результатов достигает каждый из них. Таким образом, организация применения знаний становится достойной заменой других подходов к определению результатов обучения. Соответственно меняется и логика формулировки домашнего задания.

Дома учащимся предлагается записать все глаголы, которые тематически связаны с водой.

Затем начинается практический этап урока, в ходе которого учащиеся, рассуждая, экспериментируя, наблюдая, анализируя полученные результаты, включаясь в творческую деятельность, будут искать решение учебной задачи.

Задание выполняется с опорой на текст учебника, но не связано с его воспроизведением. Эта работа призвана послужить не только актуализации представлений учащихся о воде, их опыте, осмыслении полученной на уроке информации, но и стать связующим звеном между этим уроком и следующим. Результаты работы над заданием обязательно должны использоваться на следующем уроке.

Грамотно сформулированное домашнее задание служит решению еще одной важной задачи: делает наглядным тот факт, что познание окружающего мира и самого себя происходит не только на уроке – это непрерывный и очень увлекательный процесс.

Построить урок с учетом потребностей детства – значит сделать шаг навстречу ребенку, приблизиться к нему, предстать перед ним человеком, заинтересованные его судьбой. В ходе таких уроков мы можем указать детям путь к творческой самореализации, самовыражению через поиск ответов на непростые вопросы, дать почувствовать удовлетворение результатами его труда. Большинство детей реализуют заложенные в них природой потребности и без нашей помощи, но далеко не всегда за школьной партой и, увы, не всегда конструктивно!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск