КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
с использованием здоровьесберегающей
технологии обучения
на тему: «Овощи»
Составила и провела
Учитель начальных классов
ГБОУ СКОШ VIII вида
834 школа, СЗАО г. Москвы
Савельева Елена Викторовна 2012 г.
Тема урока: «Овощи».
Урок с использованием здоровьесберегающей технологии обучения.
Тип урока:комбинированный.
Цель:расширить и уточнить представления детей об овощах.
Задачи:
1. Образовательные:
закрепление умений согласовывать существительные и прилагательные;
упражнение в употреблении глаголов действия;
формирование обобщенного понятия «овощи»;
формирование грамматического строя речи (умение строить предложение, изменять и согласовывать слова).
2. Коррекционно-развивающие:
коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании овощей по описанию;
коррекция внимания и памяти;
коррекция зрительного восприятия;
коррекция речи и мышления.
3. Здоровьесберегающие:
закрепление навыка правильной посадки;
развитие мелкой моторики кисти;
формирование правильного отношения к своему здоровью;
формирование навыков правильного питания.
4. Воспитательные:
воспитание мотивации к учению;
воспитание коммуникативной культуры учащихся;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
картинки с изображением овощей;
карточки со словами;
сундучок с загадками;
корзина с овощами;
2 пустые корзины;
паззлы с изображением овощей.
Урок развития речи в третьем классе. Тема урока: «Овощи».
Ход урока.
Психологический настрой. - Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им и поприветствуем.
(Стук в дверь).
Входит мальчик, переодетый в костюм лука и держит маленький сундучок.
- Здравствуйте, ребятки!
Я овощ с грядки.
Кто меня раздевает,
Тот слезы проливает.
- Ребята, кто это? Вы узнали?
- Это лук.
- Лучок, лучок, а что у тебя за сундучок?
- Это сундучок не простой, там для вас загадки и другие интересные задания.
- Ребята, будем отгадывать загадки?
- Ты, лучок, проходи и садись. Посмотришь, как ребята работают на уроке.
(Учитель достает из сундучка загадки и загадывает их, вывешивая картинку-отгадку на доску). Загадки: Летом в огороде
Свежий и зеленый,
А зимою в бочке
Крепкий и соленый. (Огурец) Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? (Лук) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор) Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (Картофель) Круглое румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу.
Кушай, мамочка, скажу. (Яблоко) Про меня вы знаете загадки –
Сто одежек надеваю я.
В огороде в них сижу на грядке.
Щи и борщ не сваришь без меня. (Капуста) Растет краса – зеленая коса,
В земле вся рыжая сидит,
Когда жуешь ее, хрустит. (Морковь) Овощ это или фрукт
Я не знаю даже,
Может, кто-то из ребят
Мне ответ подскажет?
Ярко-желтый или рыжий?
Рассмотри его поближе,
Но не пробуй приподнять –
Весит килограммов пять.
Этот овощ мама ваша
В пшенную добавит кашу. (Тыква) Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я … (Свекла) Он бывает, дети, разный –
Желтый, зеленый и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это … (Перец) - А теперь посмотрите внимательно и найдите на доске лишний предмет.
- Почему яблоко лишнее?
- Потому, что это фрукт.
- Где растут фрукты?
- На дереве.
- Скажите, как одним словом назвать оставшуюся группу предметов?
- Это овощи.
- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Об овощах. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока - «Овощи».
(На доску прикрепляется табличка с надписью «овощи»).
- Ребята, а где растут овощи?
- В огороде на грядке.
- Давайте составим предложение о том, где растут овощи.
(На доске деформированное предложение.Ученик выходит и расставляет карточки в нужном порядке). растут Овощи вна огороде грядке.
Овощи растут в огороде на грядке. - А когда поспевают овощи?
- Когда собирают урожай овощей?
- Давайте составим еще одно предложение. летом Урожай и овощей осенью. Собирают
Урожай овощей собирают летом и осенью. Физ. минутка.
Вот и свеклу мы собрали,
И лучок с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
- Ребята, а вы знаете, что разные овощи нужно убирать по-разному?
Одни овощи срывают, другие срезают, третьи выдергивают, а четвертые выкапывают. (На доске появляются слова-действия). СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ -Прикрепите картинки с изображением овощей, разделив их на 4 столбика.
(Каждый ученик выходит и выполняет задание). СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ
тыква помидор свекла картофель
капуста огурец морковь
перец лук -Молодцы! Справились с заданием. Знаете, как собирают овощи!
Но вы должны знать, что прежде чем порезать овощи в суп, салат или сделать из них сок, их нужно тщательно помыть щеткой в проточной воде!
Иначе, с вами случится то же, что случилось с героями стихотворения. ГРЯЗНЫЕ ОВОЩИ
Съели всю капусту зайчики на грядке. А потом морковку. Было все в порядке. Кабачок погрызли, очень-очень вкусный Было зайцам весело, а теперь им грустно. А теперь у зайцев животы болят. Овощи немытые съели – говорят. Расскажи, что может быть, Если овощи не мыть?
-Посмотрите, ребята, какую корзину с овощами вам принесли в подарок!
(Выставляется корзина с настоящими овощами).
-Одни овощи растут в земле, у них мы едим «корешки», другие овощи растут на земле, у них едят «вершки». Как в сказке «Вершки и корешки», в которой глупый медведь не знал, что у какого овоща едят и остался голодным.
- А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, не останетесь ли вы голодными.
(На парте стоят 2 пустые корзины с надписями «вершки» и «корешки».В них дети складывают овощи из большой корзины). В Е Р Ш К И К О Р Е Ш К И
ТЫКВА
| СВЕКЛА
| КАПУСТА
| МОРКОВЬ
| ПОМИДОР
| ЛУК
| ОГУРЕЦ
| КАРТОФЕЛЬ
| ПЕРЕЦ
|
| - Молодцы, голодными не останетесь!
Минутка-релаксация.
Наклоните вниз головку,
Вправо поверните ловко,
Влево медленно верните
И на парту опустите.
Нам минутки тишины
Очень иногда нужны. - Сейчас я раздам каждому из вас конверт с изображением овоща, картинка в нем разрезана. Вам надо быстро ее собрать, найти такой же овощ в нашей корзине и рассказать ребятам о нем так, чтобы все догадались, о каком овоще вы говорите.(На доске выставляются опорные схемы, по которым ученик будет рассказывать о своем овоще. Все дети закрывают глаза, а один ученик выходит, берет из корзины свой овощ, прячет его за спину. Все открывают глаза и слушают рассказ товарища о его овоще, стараясь отгадать).
Примерный рассказ по опорным схемам.
- Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Его срывают. Он круглый красный гладкий твердый. Из него можно приготовить салат, его кладут в суп, делают сок. Что это за овощ?
- Это помидор.
Несколько учеников рассказывают о своем овоще. Итог:
- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали на уроке. Рассказали нам, что вы знаете об овощах. А знаете вы о них очень много.
- А тебе, лучок, понравилось, как дети работали?
- Да, мне очень понравилось! Чтобы быть здоровым, умным и красивым
Нужно кушать много разных витаминов!
Я приготовил для всех ребят угощение. Это очень полезный и вкусный овощ – морковка. Я хочу всех вас угостить. (Всем ребятам раздает морковку).
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет. Домашнее задание:
Дома вы раскрасите картинку с изображением овоща и подготовите рассказ-загадку о нем. |