Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный»
О «Есть у нас огород» ТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ Объединение раннего художественно-эстетического и интеллектуального развития дошкольников «Вырастай-ка»
Предмет «Развитие речи»
1 год обучения
Педагог дополнительного образования
Зверинцева Людмила Валерьевна
г. Липецк, 2012г.
Продолжительность занятия:25 минут. Характеристика группы обучающихся:
количество – 15 человек;
возраст – 4,5-5 лет;
год обучения - первый.
Форма проведения:традиционное занятие. Тема занятия: «Есть у нас огород» Цель:закрепить знания детей об овощах, которые растут в огороде. Задачи:
обучающие: учить выделять характерные признаки в изменении неживой природы осенью, закрепить обобщающее слово «Овощи», активизировать словарь: листопад, запасы, урожай, учить употреблять существительные в родительном падеже, отвечать полным ответом;
развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память;
воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к товарищам, слушать, не перебивая, воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Методы обучения:отгадывание загадок,рассказ педагога, беседа с детьми по вопросам,музыкальная подвижная игра, рассматривание картины «Уборка урожая», итог занятия. Оборудование:иллюстрация картины осени, картина «Уборка урожая», маски с изображением овощей (кабачок, капуста, морковь, перец, огурец, петрушка), руль игрушечный, «чудесный» мешочек, муляжи овощей. План проведения занятия:
Организационный момент: (приветствие, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика) – 7 мин.
Основная часть: (отгадывание загадок, игра «Чего нет», игра «Четвёртый лишний», игра «Весёлый кулинар», физкультминутка «Есть у нас огород», рассматривание картины, игра «Закончи предложение») – 16 мин.
Итог занятия(беседа) – 2 мин.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы продолжим знакомиться с овощами, которые нам подарила осень. А чтобы к занятию приготовился наш язычок и пальчики, давайте проведём для них зарядку.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим,(пальцы сжаты в ладошках, повёрнуты на ребро)
Мы капусту трём, (изображаем тёрку)
Мы капусту солим, (мелкие перебирающие движения пальчиками)
Мы капусту жмём.(выжимающие движения пальцами) Много нас, а он – один.
Эта долька - для утят, (поочерёдно загибаем пальчики на ладошке)
Эта долька - для котят,
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда! (ладошки спрятались) Удивляемся природе. (Потягиваемся, руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.(Правой рукой коснуться левого плеча, и наоборот).
Артикуляционная гимнастика
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 8 раз
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 8 раз.
3. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 8 раз.
4. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 6 раз
5. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 6 раз, меняя направление.
2. Основная часть. Педагог: Ребята, у меня есть чудесный мешочек, в котором находятся овощи, а какие, вы отгадайте сами.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
Дети: лук(Педагог достаёт по мере отгадывания загадок овощи и складывает их в корзинку)
Педагог:Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
Дети: огурец
Педагог:Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
Дети: морковь
Педагог:Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали?
Дети: помидор
Педагог:В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это?
Дети: горошек
Педагог:Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)
Педагог: Молодцы какие, наша корзинка наполнилась овощами. Ребята, а где же их можно сорвать? Где все эти овощи растут?
Дети: на грядке, в огороде, в земле.
Педагог: Правильно! А теперь игра на внимание. Назовите, какого овоща нет. (Педагог расставляет муляжи в ряд, затем дети закрывают глаза, в это время убирается один овощ.Дети отгадывают, какой) (Педагог называет ряд слов, дети говорят, какое слово является лишним, неподходящим)
-свекла, картофель, апельсин, огурец;
- груша, яблоко, огурец, банан;
- баклажан, лимон, яблоко, абрикос;
- лимон, картофель, виноград, персик;
- виноград, свекла, морковь, лук;
- синий белый, жёлтый, огурец,
- осень, весна, берёза, зима,
- ураган, птицы, дождь, снег;
- сапоги, зонтик, лужи, санки.
Физминутка «Есть у нас огород»
(Педагог раздаёт детям шапочки с нарисованными овощами:кабачок, капуста, морковь, перец, огурец, петрушка. Один ребёнок с помощью считалки выбирается водителем и ему дают руль. Дети стоят в кругу.) Педагог поёт: Есть у нас огород,
И петрушка там растёт.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины. (третью и четвёртую строки дети поют и изображают вместе с педагогом)
Ты, петрушка, к нам спеши
И немного попляши,
А потом не зевай
И в корзинку полезай! (выходит в круг ребёнок в шапочке петрушки и приплясывает, затем убегает и присаживается за стульчик).
Педагог поёт про каждый овощ.
Есть у нас грузовик,
Он не мал и не велик.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Ты к ребятам поспеши
И немного попляши,
А потом не зевай
Увози наш урожай. (Дети становятся за грузовиком, который увозит овощи, все дети говорят: би–би –би –би !)
Рассматривание картины «Уборка урожая»
Педагог: ребята, посмотрите внимательно на картину. Расскажите, что вы на ней видите?
Дети: Наступила осень. Люди убирают урожай на грядках. Они работают в огороде. Дедушка копает картошку. Мама с папой собирают помидоры и огурцы. Маленький Серёжа тоже помогает семье. Он срывает баклажаны. Педагог: Друзья, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте из овощей приготовим икру из помидоров…
Дети: томатную
Педагог: из моркови…, из кабачков, из огурцов, из баклажанов. Педагог произносит предложение, а дети говорят его окончание:
На грядке много…(огурцов)
В корзине много…(помидоров)
В магазине много…(овощей)
3.Итог занятия
Беседа с детьми по вопросам
-Что мы с вами сегодня собирали?
-Какие овощи мы собирали?
-Где растут овощи? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996;
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: Детство-Пресс, 2001;
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-6 лет. – М. Сфера, 2004;
Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» - М., 1992г.;
|