Скачать 111.04 Kb.
|
Изобразительный характер музыки Технологическая карта урока
Структура урока
Конспект урока «Изобразительный характер музыки» Вход под музыку /П. Чайковский. Большой вальс из балета «Лебединое озеро» 1. Организационный момент Приветствие 2. Проверка Д/З У.- На предыдущем уроке мы разучивали песню «Дружба». Сначала распевание, затем поем ! Ребята, как вы понимаете слово: ДРУЖБА? А теперь споем песню эмоционально и выразительно! (по группам, а припев все вместе) У- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание – тест «Исправь ошибку!» на закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке. Исправь ошибку!
У – Молодцы! А сейчас посмотрите на экран. (просмотр видео «Романтика романса») У – Что вы видели? Как называется это вокальное произведение? Д – Это романс. У – Что такое романс? Д – (отвечают) У – О чем этот романс? Д – О хризантемах У – Какими бывают эти цветы? Д – Желтые, розовые, белые… У – Что означает белый цвет? Д – Это цвет правды, чистоты и истины. У – Какой романс мы слушали на предыдущем уроке? Д – С. Рахманинова «Весенние воды» У – Что было в нем необычного, интересного? Д – Аккомпанемент, как воды шумят… У – Да, музыка обладает великолепной способностью изображать что-либо, или кого-либо. Сегодня мы познакомимся с удивительными композиторами, с их уникальными произведениями. 3.Актуализация. Мы продолжим изучать изобразительный характер музыки. Наш разговор пойдет… Но сначала прочтите зашифрованное слово:
У - Правильно, Лебедь. Речь пойдет о прекрасных птицах природы – лебедях. Ребята, а вы что-нибудь знаете о них? Что это за птицы? Д – (ответы) У – Однажды я ехала в село Маршанское на автобусе. Местные жители мне показали небольшой водоем, по которому плавали 2 белых лебедя. Эти лебеди, по наблюдению жителей, уже несколько лет прилетают сюда. Но через некоторое время, проезжая мимо, я увидела одного, одиноко плавающего, лебедя. Почему он один? Что случилось? – думала я. Ребята, может быть вы сможете ответить мне на этот вопрос? Д – (ответы-предположения) У - Ну как можно было убить, уничтожить такую красоту, чистоту природы? На следующий год этот водоем был пуст. 4. Изучение нового материала, (исследование произведения) У – Лебеди – самые прекрасные птицы, обычно живут дружными семьями. Существует древнее поверье о том, что лебедь поет 1 раз в жизни – перед смертью («Лебединая песня»). Стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты; если лебедушка умирает, от тоски по ней умирает и ее лебедь. Послушайте фрагмент вокального произведения нашего современника Вадима Николаевича Салманова «Лебедушка»./Концерт/ (прослушивание) У – Что вы увидели своим «внутренним зрением»? Какую картину пред собой представили? Д – (ответы) У – Кто исполнял эту музыку? Д– Хор. У – Какой это хор? (Мужской, женский) Д – Это смешанный хор. У – Какие инструменты аккомпанировали? Д – Инструментов не было, хор пел без них. У – Молодцы! Слушали внимательно. Такое пение без сопровождения музыкальных инструментов называют ----а капелла. Запишите в свой словарик. А солисты были? Д – Да. У – Верно. А какую новую особенность услышали в исполнении хора? Д – Большую часть сочинения хор не поет, а говорит – то тише, то громче, то совсем шепотом, но всегда в одном темпе и в определенном ритме. У - Что выражает шепот хоровых голосов «Увели нашу подружку»? Д - этот шепот выражает растревоженность лебединой стаи. У – Есть ли в музыке изобразительные моменты? Д – « Шепот» хора отлично изображает журчание воды. У - А сейчас мы с вами Изобразим все сами. (Учитель объясняет, учащиеся хлопают в ладоши и при этом быстро, шепотом проговаривают по рядам: «Увели нашу подружку, нашу милую подружку, береги нашу подружку»» - метод художественного моделирования) У – Есть ли в музыке какие-либо контрасты? В динамике? Д – Нет У - В темпе? Д – Нет У – В хоре есть постоянный контраст между «шелестом» основной массы хоровых голосов и широкой, распевной, русской народного характера мелодией в партии солиста. /Слушаем еще один раз./ У - С какой правдивостью и высокой художественностью композитор сумел изобразить волнение и тревогу лебединой стаи, сумел воплотить свой замысел! Определенная роль принадлежит и поэту. А сейчас мы сочиним свою музыку на стихи других поэтов. (Дети читают стихи, предлагают свои варианты темпа, динамики, мелодии, лада; звучит музыка: К.Сен- Санс «Лебедь») У - Лебедь – красивейшая, царственно величавая птица. Недаром в народе говорят про красивую, статную девушку: «ПЛЫВЕТ, СЛОВНО ЛЕБЕДЬ» И не случайно писатель Б. Васильев свое произведение назвал «Не стреляйте в белых лебедей!», т. е. берегите красоту жизни, красоту природы, красоту человеческой души. А сейчас послушайте песню «Лебединая верность» Музыку написал Евгений Мартынов на стихи Андрея Дементьева. Исполнит автор. (Звучит песня в звукозаписи, на экране – Е. Мартынов) У - Понравилась вам эта песня? Какой рисунок ты бы нарисовал? А ты увидел какую-нибудь картину? Д - (Рассуждения) 5. Практическая работа У – А сейчас, решив мини-кроссворд, по вертикали вы прочтете качественную характеристику, которой должны обладать и парень, и девушка, и мужчина, и женщина. (Дети отвечают на поставленные вопросы на отдельных листах, вписывают имена и произведения композиторов) Мини-кроссворд:
Д – (ответы) 6.Закрепление У – Изучая различные произведения, мы убеждаемся, что искусство (живопись, литература, музыка) связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Каждое музыкальное произведение отражает жизнь, хоть малую ее частицу. Мы называем это жизненным содержанием музыки. С какими произведениями мы сегодня познакомились? Какие средства музыкальной выразительности использовали композиторы, чтобы изобразить ту или иную картину, образ? 7. Подведение итога. Д/З на выбор:
Спасибо за работу. |