Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 299.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации17.11.2013
Размер299.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4


1 Цели и задачи изучения дисциплины


    1. Цель преподавания дисциплины

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, актов терроризма и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности, в том числе оценка риска и управление рисками.


    1. Задачи изучения дисциплины

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- прогнозирования развития негативных воздействий на человека и окружающую среду, оценки и управления рисками.

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств защиты от поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

Задачей изучения дисциплины является приобретение студентами соответствующих компетенций.
1.3 Межпредметная связь

Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

1










Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

2 (72)










Аудиторные занятия:

1 (36)

1 (36)










лекции

0.5 (16)

0.5 (16)










практические занятия (ПЗ)
















семинарские занятия (СЗ)

1 (20)

1 (20)










лабораторные работы (ЛР)
















другие виды аудиторных занятий
















промежуточный контроль
















Самостоятельная работа:

1 (36)

1 (36)










изучение теоретического курса (ТО)

0.5 (18)

0.5(18) (36)










курсовой проект (работа):
















расчетно-графические задания (РГЗ)
















реферат

0.5 (18)

0.5 (18)










задачи
















задания
















другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет











3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

ЛР

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Модуль 1. Введение. Предмет и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


0.056

(2)

0.056

(2)




0.056

(2)

ОК-7

ОК-9

ОК-10


2

Модуль 2.

Чрезвычайные ситуации природного характера



0.112

(4)

0.112

(4)




0.336

(12)

ОК-7

ОК-9

ОК-10


3

Модуль 3.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера


0.112

(4)

0.167

(6)




0.28

(10)

ОК-7

ОК-9

ОК-10


4

Модуль 4.

Меняющиеся факторы среды обитания и здоровье населения.


0.056

(2)

0.056

(2)




0.167

(6)

ОК-7

ОК-9

ОК-10


5

Модуль 5. Социально-экономические чрезвычайные ситуации

0.056

(2)

0.112

(4)




0.112

(4)

ОК-7

ОК-9

ОК-10


6

Модуль 6. Российская система предупреждения и ликвидации ЧС

0.056

(2)

0,056

(2)




0.056

(2)

ОК-7

ОК-9

ОК-10



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1. Введение. Предмет и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Лекция 1. 0.056 з.е., 2/2 (аудиторная / самостоятельная в часах). Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса. Характеристика системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Чрезвычайные ситуации: общие понятия и классификация. Критерии и признаки чрезвычайных ситуаций. Определение чрезвычайных ситуаций (ЧС). Классификация чрезвычайных ситуаций, построенная по группам, типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Поражающие факторы ЧС. Различие терминов «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие». Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций.
Модуль 2. Чрезвычайные ситуации природного характера
Лекция 2. 0,056 з.е., 2/2. Классификации чрезвычайных ситуаций природного характера : ЧС эндогенного и ЧС экзогенного происхождения. Землетрясения. Понятие землетрясения. Характеристика землетрясений: глубина очага, понятия «гипоцентр» и «эпицентр» землетрясения. Сейсмическая энергия, излучаемая из гипоцентра землетрясения. Определение магнитуды землетрясения, шкала Рихтера. Диапазон шкалы Рихтера. Интенсивность землетрясения – характеристика степени ущерба, нанесенного стихией в данном конкретном месте. Шкала интенсивности землетрясения – 12-бальная шкала Меркалли (MSK-64). Диапазон шкалы Меркалли. Соотношение между шкалой Рихтера и шкалой Меркалли. Примеры наиболее крупных землетрясений на нашей планете. Сейсмоопасные регионы Земли. Сейсмологические наблюдения. Возможность прогнозирования землетрясений (краткосрочный и долгосрочный прогнозы). Мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений. Поведение населения при землетрясении (при нахождении в момент землетрясения в помещении или на улице). Оказание правильной помощи пострадавщим при землетрясении, извлечение из из-под обломков и завалов. Извержение вулканов. Определение вулканизма. Состав магмы и лавы, различие между ними. Классификация вулканов: действующие, дремлющие и потухщие. Характеристика вулканических выбросов (объем, высота ,длительность). Регионы планеты, характеризующиеся повышенным вулканизмом. Примеры наиболее сильных извержений вулканов. Профилактические меры по уменьшению потерь от извержения вулканов . Поведение населения при угрозе извержения вулкана. Цунами. Определение, механизм зарождения цунами. Характеристики цунами: сила цунами (в баллах), высота волны, скорость распространения волны цунами, расстояние распространения вглубь суши. Разрушительные, экологические и экономические последствия цунами. Основные районы образования цунами на планете и в России. Мероприятия, осуществляемые в цунами опасных районах для борьбы с этим стихийным бедствием. Безопасное поведение населения при угрозе возникновения цунами.

Лекция 3. 0,056 з.е., 2/2. Наводнения. Классификация наводнений по повторяемости, масштабам и наносимому ущербу. Типы наводнений: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнения при прорыве гидротехнических сооружений. Характеристика наводнения по основным параметрам водного режима реки – уровень и расход воды, объем наводнения. Защита от наводнений. Действия населения при угрозе наводнений. Поведение населения в случае внезапного наводнения. Действия населения после спада воды. Обвалы, оползни. Определение обвала. Классификация обвалов по объему. Признаки возможного обвала. Поражающие факторы обвала. Оползни. Характеристика оползней. Причины возникновения оползней: естественно-природные, антропогенные. Классификация оползней по объему. Скорость движения оползней. Наблюдения за состоянием склонов, признаки зарождающегося оползня. Анализ и прогнозирование обвалов и оползней. Проведение защитных работ. Соблюдение безопасного режима жизнедеятельности. Сели, снежные лавины. Определение селя. Деление селевых потоков по составу материалов на: водокаменные, грязевые, грязекаменные. Скорость движения селей. Примеры. Совпадение трех условий для возникновения селя : крутизна склона не менее 10 градусов, наличие значительного объема воды, наличие на склонах достаточного количества легко перемещаемых пород. Причины , являющиеся толчком возникновения селя. Действия населения при угрозе схода селей. Снежные лавины .Определение снежной лавины (снежного обвала). Основные факторы лавинообразования. Типы лавин: осовы, лотковые, прыгающие. Необходимые действия при угрозе схода лавин. Лесные и торфяные пожары. Виды лесных пожаров и их последствия. Сила пожара и скорость его распространения. Способы тушения лесных пожаров. Особенности торфяных пожаров. Основные причины возгорания торфяников. Борьба с торфяными пожарами. Поведение населения при угрозе лесных и торфяных пожаров. Бури, ураганы, смерчи. Определение и классификация данных явлений. Шкала Бофорта. Характеристика смерча (торнадо). Циклоническая деятельность в атмосфере - циклоны и антициклоны. Предупредительные и оперативные защитные мероприятия при угрозе бури, урагана, смерча и после получения «штормового предупреждения». Чрезвычайные ситуации космического характера. Ударно-столкновенные ЧС (не разрушенные части космических объектов сталкиваются с поверхностью Земли). Воздушно-взрывные ЧС (космические объекты полностью разрушаются в атмосфере).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск