Скачать 87.61 Kb.
|
Урок окружающего мира в 4 классе Наталия Алексеевна Степанова, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Хоперское Балашовского района Саратовской области Программа: «Школа России» Предмет: окружающий мир Класс: 4 Тема урока: Поверхность нашего края Цель: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края Задачи:
-Формы работы:
Методы работы:
Приемы ТРКМ: таблица ЗХУ, Инсерт, РАФТ Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 4класс. Часть 1 /Авт. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова / Изд. М.: Просвещение; кары: физическая, Саратовской области; карточки для работы в группе; таблица «Инсерт» по количеству учащихся в классе; листы бумаги формата А-4 и фломастеры для оформления РАФТа «Поверхность нашего края» (по количеству групп) Материально-техническое оснащение: видеофильм «Овраги и балки», телевизор, DVD – плеер. Тип урока: урок открытия новых знаний Ход урока.
Учитель: Начинается наш урок. Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. - С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока? (Дети высказывают свои ожидания: узнать что-то новое; поработать самостоятельно, в группе, поспорить с товарищами и т.д.) - Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока является следующее четверостишие: Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! - Мы продолжаем изучать наш край. Сегодняшний урок мы посвятим изучению поверхности нашего края. - Ребята, любовь к Отечеству определяется степенью любви к родной стороне. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством. Нельзя заставить человека полюбить что-то. Чем больше мы узнаем о своем крае, тем больше любим его и гордимся… - И я уверена, что уроки по изучению Саратовского края оставят в ваших сердцах особые чувства. II. Стадия Вызов Цели: 1) актуализация предыдущих знаний обучаемых и их опыта; 2) активизация деятельности учащихся; 3) формирование мотивации на учебную деятельность; 4) постановка учащимися учебных целей. Прием ТРКМ «Таблица ЗХУ» Отвечая на вопросы, мы будем заполнять таблицу:
-Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (На территории нашей страны есть равнины, возвышенности, низменности, плоскогорья и горы) - Где расположена территория нашего края? Какие формы рельефа характерны для нашего края? (Ответы детей) -Покажите на карте Саратовской области Балашовский район. Какие здесь встречаются формы рельефа? (Ответы детей) Теперь наша таблица выглядит так:
- Сегодня мы должны усвоить: Каковы особенности поверхности нашего края? Какова роль человека в изменении поверхности нашего края? - И, конечно, найти ответы на вопросы, которые вы записали во второй колонке таблицы III. Стадия Осмысление Цели: 1) получение обучаемыми новых знаний; 2) поддержка целей поставленных на стадии вызова; 3) формирование понимания и систематизация знаний. - Предлагаю вам прочитать текст, в котором вы найдёте ответы на поставленные вами вопросы и, конечно, узнаете что-то новое, интересное для вас о поверхности нашего края. Прием ТРКМ «Инсерт» Инструкция к работе с текстом: - Давайте вспомним алгоритм работы с текстом, используя приём «Инсерт». - Что будете делать сначала? В чём суть 1-го шага? (сначала мы будем читать текст и делать на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы). - Что нужно сделать на 2-ом шаге работы с текстом? (на 2-ом шаге мы будем заполнять таблицу «Инсерт»). Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с текстом: чтение с пометками. Чтение с пометками текста в учебнике на с.147 (шаг 1).
Заполнение таблицы (шаг 2):
- А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети работают в парах) - Первоначальное разрешение возникших вопросов организуйте в группах. Если же вопрос не разрешен, то будем озвучивать всему классу. ( Если не находится на него ответ, то помогает учитель) - Что же вы узнали об особенностях поверхности нашего края? (На поверхности нашего края встречаются овраги и балки) - Как образуются овраги? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием воды) – Кто из вас видел овраги? Где они находятся? (Ответы детей) - Что такое балка и как образуется? (Со временем склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарником, деревьями. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами) – Есть ли в нашей местности балки? Много ли их? (Ответы детей) - Давайте систематизируем информацию. Просмотр видеофильма «Овраги и балки» IV. Физкультминутка Продолжение обсуждения новой темы. Прием ТРКМ «Шесть шляп» (Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.) - Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 1 группа. Белая шляпа. - Нарисуйте, как выглядит поверхность нашего края. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Расскажете об одном известном вам овраге, находящемся в нашем селе. 3 группа. Чёрная шляпа. -Подумайте! К чему может привести бездумное отношение людей к поверхности своего края. Используйте материал учебника на стр.148-149 4 группа. Красная шляпа. -Подумайте, чем дети могут помочь взрослым в деле охраны поверхности своего края? Используйте материал учебника на стр.150 5 группа. Зелёная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как люди поступают не по – хозяйски с поверхностью нашего края? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп. (* Предлагаю походить по группам, послушать, что они говорят и обобщить собранный материал) - Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Выслушаем представителей каждой группы. - Что вы узнали нового? (Ответы детей) - Какой вывод сделали ребята группы « Синяя шляпа»? (Ответы детей) - Внесём данные в таблицу. Что же получилось?
- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. V. Стадия Рефлексия Цели: 1) подведение итога работы по самооценке и оценке развития обучаемых в предмете; 2) присвоение нового знания; 3) создание целостного представления о предмете. Подведение итогов. - Ребята! Оцените, насколько интересной показалась вам эта тема. Насколько активно вы участвовали в обсуждении темы? Прием ТРКМ «РАФТ» - Заканчивая сегодняшний урок, я бы хотела предложить вам сочинить РАФТ по теме «Поверхность нашего края». Можно воспользоваться памяткой при составлении РАФТа (см. Приложение). РАФТ Поверхность края твердо изучили. О, это было сложно, скажет всяк. Вприпрыжку мы за знаньем поспешили, Его не купишь в магазине ты никак. Ребята на «отлично» знают тему, Хотим гордиться, что не попадем впросак. Нам есть теперь куда потратить силы: Облагородить край свой дорогой, Святое место каждому любимое, Ты будешь краше, край, любимый всей душой! Ь Домашнее задание 1.Учебник с. 147 – 151, вопросы 2. Напишите эссе на тему: «Что я могу сделать в деле охраны поверхности своего края?» - Надеюсь, что ваши сегодняшние открытия пригодятся. Спасибо за урок. Приложение РАФТ Перед написанием определитесь с четырьмя параметрами будущего текста: Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудиторией. Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе, стихотворение). Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея? |