Скачать 53.38 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области Конспект занятия художественно-эстетического цикла "Эта разная осень" Муз. руководитель: Невзорова Е.В. Программное содержание: -закрепить знание детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени; - развивать умение выразительно читать стихотворения, пословицы и поговорки; учить соотносить описание природы в стихах с определением времени года; -развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; учить различать изобразительные моменты «капельки дождя», «порывы ветра», «падающие листья» и средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистры); уметь соотносить по характеру инструментальное произведение с вокальной музыкой; - развивать творческую инициативу в танце, ритмопластике; -формировать представление о доброте, красоте, духовных ценностях через приобщение их к базовым видам искусства: живопись, музыка, литература; -воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с произведениями искусства. Оборудование, наглядный материал: -серия картинок «Три осени», репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Октябрь»; -бусинка «капелька»; металлофон; -декорации (деревья, фонари); изображения птиц; -музыкальный центр, аудиозапись музыкальных пьес, театральных шумов. Ход занятия: (дети входят в музыкальный зал, оформленный в виде осеннего парка) Музыкальный руководитель: -Ребята, есть на свете удивительная страна – страна красоты. Там живут краски и звуки, чувства и настроения. Но дорога в эту страну полна неожиданностей и сюрпризов. Вы любите сюрпризы? Тогда я вас приглашаю сегодня в осенний парк. (звучит музыка, на фоне которой музыкальный руководитель читает стихотворение А. Пушкина) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. -Какими удивительными словами в своем стихотворении А.С. Пушкин изобразил осень. Постарайтесь назвать эти слова, с помощью которых поэт описал красоту осенней природы: («багрец», «золото», «пышное увяданье», «ветра шум», «редкий солнца луч», «первые морозы») -Свое отношение к осени писатели и поэты выражают по-разному. Они очень тонко и выразительно выделяют их при помощи многообразия слов, сравнений. Ребята, давайте вспомним стихотворения об осени других авторов? (чтение стихотворений) -А чтобы почувствовать и услышать голоса осени, я предлагаю вам закрыть глаза. (звучат вой ветра, шум дождя, стук дятла) -Что вы почувствовали? (Услышали осень по вою ветра, шуму дождя, а также стуку дятла). Ритмическая игра «Тук-тук». (Музыкальный руководитель дает ритмоформы для отстукивания ритмического рисунка). (Звучит запись дождя). -Смотрите, ребята, что мне сейчас упало на ладошку! Это – капелька дождя. Она упала в-о-н из той тучки, услышала, что мы говорим об осени. Ребята, капелька у меня спрашивает, что такое осень? (время года) -А какой бывает осень, нам помогут ответить вот эти иллюстрации. -Ребята, выберите иллюстрации с изображением осени и постарайтесь определить, какая это осень. (Дети находят картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени). -Давайте вспомним, какая бывает осень? (ранняя, золотая и поздняя) - Встаньте справа от меня те, кто нашел изображение ранней осени, в центре – золотой, а слева – поздней осени. Дидактическая игра на определение признаков и примет: «Три осени». (Дети перестраиваются) - Докажите, что здесь изображена ранняя…, золотая…, поздняя осень. (Ответы детей, применение пословиц, поговорок, народных примет). - Ребята, каждый выражает свое отношение к осени по-разному. Вы выяснили, что писатель и поэт – через слово. А хотите узнать, как композитор с помощью музыкальных звуков рассказывает об осени, о своих чувствах. Давайте присядем на парковые скамейки. -Я предлагаю вам послушать осень в музыке. (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского в фортепианном исполнении). -Как вы думаете, о чем рассказывает эта прекрасная музыка? (О расставании с уходящим летом, о сожалении от увядающей природы). - Какая музыка по характеру? (нежная, грустная, печальная, жалобная …) -Давайте разберемся, какие же музыкальные краски использовал П. И. Чайковский в этой пьесе? Нежная мелодия льется плавно, взлетая вверх. (Исполняется мелодия 1 такта). А из верхнего регистра она переходит в более низкий, привнося в музыку нотки грусти и печали. Потом характер мелодии меняется, как будто ветерок повеял своим свежим дыханием. (Исполняется мелодия 5-6 тактов). Давайте еще раз вслушаемся в музыку «Осенней песни», теперь она прозвучит в оркестровом исполнении, а мы изобразим жестами, что происходит осенью в природе. Ритмопластическая миниатюра «Осень». (Дети изображают «капельки дождя», «струи дождя», «падают листья», «улетают птицы»). -Грусть и печаль нам навеяла музыка Чайковского. А вот композитор в песне «Закружилась листва золотая» совсем по-другому раскрыла образ осени. Вспомните эту песню. (Исполняется вступление). Каков характер этой музыки? (Радостный, веселый, солнечный). -Давайте, ребята, исполним эту, передавая своим пением радостное, светлое звучание. Как будто солнце выглянуло из-за осенних туч и засветило совсем не по-осеннему – тепло и ярко. Пение «Закружилась листва золотая» Музыка слова С. Есенина. -Ребята, давайте скажем капельке, с помощью чего можно изобразить осень? (С помощью слов, стихами, музыкой, пением). -Действительно, об осени очень красиво рассказали поэты и композиторы. А с помощью чего о ней могут рассказать художники? (красками, цветом). Мы рассматривали репродукции с картин художников, вы наблюдали за картинами осени в природе. А теперь я предлагаю вам стать настоящими художниками и выразить своё отношение к этому прекрасному и удивительному времени года в рисунках. (Детям предлагается материал на выбор: карандаши, акварель, гуашь, восковые мелки). Во время рисования звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского в фортепианном исполнении. |