Скачать 89.2 Kb.
|
План-конспект урока на тему: «Осень: природа готовится к зиме».
Цель урока: способствовать обобщению и систематизации знаний по теме «Осень», подведению итогов наблюдений за осенней погодой и приметами осени 1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах. 2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. 3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: Обобщение знаний Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая Необходимое техническое оборудование а) индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето; б) карточки с названием признаков осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев; в) иллюстрации с картинками осенней природы, листопада; г) иллюстрации лисы, зайца, медведя, ежа, вороны, синицы, воробья, ласточки, стрижа; д) календарь погоды; е) условные знаки для календаря погоды; ж) музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”. Структура и ход урока 1. Организационный момент. (Звучит музыка П. Чайковского “Времена года”, на партах лежат карточки с рисунками предметов живой и неживой природы Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел. Слова: ветер, иней, песок, воздух) - Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы. 2. Актуализация знаний. Беседа. - Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)
- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе. - Какое время года сейчас? - Как вы это узнали? - Назовите основные признаки осени (похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев). (На доске выставляются картинки, символы и карточки со словами по мере их называния.) 3. Совместное открытие нового. 1) Вступительная беседа. (На доске картинки трех осенних месяцев) < Рисунок 1> < Рисунок 2> < Рисунок 3> - Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень). - Чем они отличаются? - Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) - Как изменяется неживая природа по месяцам: (Учащиеся дают характеристику каждому признаку) Солнце (положение над горизонтом). Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно). Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). Вывод: - В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании) 2) Знакомство с календарем погоды. - Все изменения погоды мы будем заносить в календарь погоды при помощи условных знаков (предъявляются условные знаки и карточки с названиями явлений природы).
- Давайте понаблюдаем за погодой и занесем свои наблюдения в календарь погоды. - Какое сегодня число? … Запишем в 1-ю графу. - Отмечаем облачность (состояние неба) во 2-й графе. Для этого надо посмотреть на небо и вспомнить его состояние в течение дня. Если небо было ясное (светило солнце), а облаков было очень мало – ставим значок ясно. Если в течение дня небо затянуто облаками, солнце не проглядывает – ставим значок пасмурно. Если в течение дня небо то ясное, то затягивается облаками – ставим значок переменно. - Отмечаем температуру воздуха в 3-й графе. Пока температуру воздуха будем отмечать цветом: тепло – красный квадратик, холодно – синий квадратик, прохладно – красно-синий квадратик. А позже температуру воздуха будем отмечать числовыми значениями по уличному термометру. - Отмечаем осадки в 4-й графе. Осадки отмечаются только тогда, когда они есть (по наблюдениям в конце дня). Если был дождь – ставим значок , если шел снег – ставим значок . - В последней графе будем отмечать явления природы: радуга, метель, гром, гололед, иней и другие. С их обозначением познакомимся позже. - Классный календарь погоды будет заполнять дежурная группы синоптиков – вносить в него свои наблюдения за погодой. В конце каждого месяца будем подводить итоги. 3) Роль похолодания в наступлении осени. - Проводя наблюдения за погодой, мы говорим о неживой природе. Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу. (Выслушиваются ответы учащихся. Затем учитель делает обобщение ответов.) Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче. Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег. - В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание) 4) Работа в группах: составление картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”. - А сейчас будем создавать сами картины осени (ранней, поздней, золотой) используя рисунки, символы. Для этого разделимся на 3 группы (по рядам). Задание каждому ряду определяем “слепым” методом – вытягиваем конверт с заданием. На столе лежат элементы картин, используя их, составьте картину ранней, золотой или поздней осени. - Сначала вы собираетесь группой, читаете задание, вспоминаете признаки данного периода осени, набираете необходимые символы и составляете картину. Время работы 5 минут. (Во время работы звучит музыка П. Чайковского из альбома “Времена года”. По окончании картины предъявляются классу и еще раз вспоминаются признаки каждого периода осени.) 5) Похолодание (все изменения в неживой природе) – причина изменения в жизни растений. - С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается. 6) Похолодание и жизнь животных. - Похолодание отражается на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью. - Как это происходит? (Выслушиваются ответы учащихся и обобщаются учителем(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/ResFile.SWF). Животные готовятся в холодной зиме: лисы утепляют свои норы, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые – комары и мошки. < Рисунок 4> < Рисунок 5> < Рисунок 6> < Рисунок 7> < Рисунок 8> - Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края: стрижи, ласточки, соловьи, зяблики, трясогузки (учебник, стр.58). < Рисунок 9> < Рисунок 10> - Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны. < Рисунок 11> < Рисунок 12> < Рисунок 13> - Они найдут корм и пищу у жилья. - О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах. - А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки). - Посмотрите, какие кормушки можно изготовить с помощью родителей. (Показывается картинка с разными видами кормушек). 4. Закрепление: - Откройте учебники на странице 51. Выполним задания этой страницы. 1) выполним практическое задание, где нужно выделить особенности подготовки зверей к зиме (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d85c29e-8cab-41fe-98b4-34f262e95f93/ResFile.SWF). 2) составьте текст о том, как животные готовятся к зиме, вставляя в текст подходящие слова из рамки. 5. Итог: - Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст. - Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке. (Повторить основные признаки осени, вспомнить о роли похолодания) 6. Домашнее задание: - Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени. Приложение к плану – конспекту урока по окружающему миру на тему «Осень: природа готовится к зиме». Перечень используемых на данном уроке ЭОР
|