План – конспект экзаменационного урока по курсу ОРКСЭ
«Отношение христианина к природе»
ФИО – Горных Наталья Александровна
Место работы – МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
Должность – заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания
Предмет – ОРКСЭ
Класс – 4
Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26
Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:. «Просвещение» 2010 г.
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему.
Задачи:
- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.
- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.
- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
- Воспитание гражданственности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.
Ресурсы, необходимое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- выставка рисунков «Природа вокруг нас»
- доска;
- учебник, тетрадь. Структура и ход урока:
№
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Предметные результаты
| УУД
| время
| 1
| Мотивация
| Проверяет готовность класса к уроку
| Организуют рабочее место
|
| Регулятивные УУД
| 1 мин
| 2
| Актуализация
| Обращает внимание на рисунки учащихся (опережающее задание) по теме «Природа вокруг нас»
Вопрос: Какое настроение вы испытываете от восприятия картин?
Обращение к учебному материалу с. 84, абзац 2, 3.
Беседа с учащимися: Как вы понимаете слова ученого М.Ломоносова « в книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию заповеди»? Почему изучать законы природы – это христианское служение?
| Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков.
Читают материал учебника. Отвечают на вопросы учителя.
| Анализ иллюстративного материала
Осмысливание текстового материала
| Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция
Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений
Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли
| 2 мин
| 3
| Выявление места и причины (постановка проблемы)
| Задает вопрос: Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа? После ответов на доске рядом с рисунками детей помещает иллюстрации с вырубленным лесом, сгоревшей почвой и т.д.
Как же так человек разумнее природы, а осознание своих деяний нет.
Задает вопрос: О чем же мы сегодня будем говорить?
Подводит к точной теме урока: Конечно, мы будем говорить о проблемах человека по отношению к природе, но ведь мы изучаем христианское отношение к миру, а значит остановимся на отношениях христианина к природе.
На доске слайд презентации с темой урока. Предлагает записать тему урока в тетрадь.
| Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После появления иллюстраций испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе.
Записывают тему урока в тетрадь.
| Использование в речи терминов и понятий (Библия, ученые, законы природы и т.д), оформление записей в тетрадь.
| Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока
|
| 4
| Построение проекта выхода из затруднения.
| Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе.
Вопрос: Чем будем заниматься на уроке?
| Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.)
| Использование в речи терминов и понятий (ответственность, забота, проблемы природы и т.д.)
| Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности.
|
| 5
| Реализация проекта
| 1.Мини-лекция учителя с использованием презентации и учебного материала. Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. У человека – есть разум, совесть, свобода и ответственность, а у природы – нет. Перед Творцом природы человек в ответе. Современная наука ищет способы защитить ее от нас.
2.Введение понятия «Экология»
Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Если вы пополните ряды ученых, вы сможете внести свой вклад в это святое дело
3.Организция работы в группах по раздаточному материалу (рассказ В.А. Сухомлинского «Отломленная ветка») и врезке учебника («Библейская история о всемирном потопе»).
4. Руководит анализом текстов по заранее предложенному плану. 5.Направляет на выделение нового понятия «ковчег».
Обращает внимание на картину И. Айвазовского «Всемирный потоп»
6.Предлагает сравнить два сюжета, подводит к выводу о значимости защиты природы.
| 1.Осмысливают услышанное и увиденное.
2. Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь.
3.Читают тексты, анализируют по предложенному плану, делают выводы.
4.Учавствуют в общем анализе.
5.Осмысливают понятие «Ковчег», анализируют эмоциональное впечатление от картины, записывают
определение в тетрадь.
6.Слушают друг друга, рассуждают, находят общие проблемы двух текстов. Выводы записывают на доску.
| Формирование терминологических знаний.
Оформление записи понятия в тетрадь.
Установление причинно-следственных знаний, анализ текста.
Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником -Библией.
Оформление записи понятия в тетрадь. Анализы и синтез текстов, нахождение общей мысли.
| Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других
РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.
Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.
|
| 6
| Физминутка
| Предлагает тематическую физминутку.
ДУБ
Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)
А над нами дуб высокий. (Руки вверх)
Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)
Головами зашумели (Хлопки)
Грянул гром, сосна упала, (Присели)
Только ветками качала. (Встали, покачали головой)
| Выполняют упражнения по смыслу текста и предлагаемым движениям одного из одноклассников.
|
|
|
| 7
| Первичное закрепление
| Предлагает вставить подходящие по смыслу слова в предложения (на доске): Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Появились экологические проблемы. Бессердечное человечество было наказано – всемирным потопом. Корабль, на котором спасся Ной с семьей назывался ковчег. Христианин должен изучать законы природы. В отличии от природы и животного мира у человека есть совесть, ответственность … В надежде, что мы сохраним и приумножим красоту мира Бог вручил нам его.
| Определяют пропущенные слова, записывают их на доске, комментируют свой выбор.
| Построение логической цепи рассуждений
| Личностные УУД:
Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.
Регулятивные УУД: умение оформлять записи.
Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.
|
| 8
| Самостоятельная работа со взаимооценкой
| Предлагает учащимся в парах работать по карточкам (карточки дифференцированы, текст представлен ниже).
Регулирует защиту ответов, оценку других групп.
| Самостоятельно работают в парах по карточкам. Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся.
| Работа с понятиями, пословицами. Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений.
| Коммуникативные УУД:
Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся
Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора.
|
| 9
| Включение в систему знаний
| Руководит составлением кластера «Человек - природе» (используется слайд презентации). Помогает сделать вывод о милосердии.
| Составляют кластер, делают вывод о милосердии к природе.
| Работа с усвоенными терминами и понятиями
| Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств.
|
| 10
| Рефлексия
| Задает вопросы: Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось?
| Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.
| Повторное проговаривание терминов и понятий.
| Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка.
Коммуникативные УУД:
Умение точно и полно выражать свои мысли.
|
| 11
| Информация на дом
| Предлагает вместе с родителями ответить на вопросы: Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
В чем проявляется милосердие к животным?
Также предложено опережающее задание: выяснить значение слов: венчание, обручальное кольцо.
| Записывают задание в дневник.
|
|
|
|
Карточки для работы в парах:
1 уровень: Продолжи правила поведения в природе:
Не шуметь
Не ломать ветки
Не мусорить
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
2 уровень
Соедини части пословиц по смыслу (укажи стрелочками правильный выбор).
Не беречь поросли, не видать и дерева Был бы лес, тому не лежать в тени. Не все стриги, что растет. Кто не сажал дерева, соловьи прилетят. Не все стриги, что растет.
3 уровень Христианское отношение к природе
Разгадай кроссворд
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
| 2
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека. По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой. |