Урок экологии в 5 классе по программе В. Самковой. Рассчитан на проведение в составе модуля регионального компонента в конце учебного года. На уроке предусмотрена практическая исследовательская работа, связанная с анализом запыленности листьев деревьев и кустарников. Часть работы учащиеся выполняют индивидуально до урока – собирают образцы дождевой воды и снимают отпечатки с листьев. В классе работают в группах по 6 человек, сформированных таким образом, чтобы образцы оказались с территорий населенного пункта с различной интенсивностью автомобильного движения. Инструктивная карточка для практической работы дана в приложении.
На уроке предусмотрено также опережающее задание – сообщение учащегося на тему «Значение растений городов в защите воздуха от загрязнения». Примерное содержание сообщения также есть в приложении. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Воздух, его основные загрязнители в Брянской области»
Цель урока:
- создать условия для представления о состоянии атмосферного воздуха в Брянской области
9. Задачи:
- обучающие:
- формировать у учащихся представление о состоянии атмосферного воздуха в Брянской области;
- учить определять степень загрязненности воздуха простейшими методами;
-развивающие:
- развивать внимание, мышление, память; умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; готовить сообщения и выступать перед аудиторией, использовать знания в новой учебной ситуации;
-воспитательные:
- формировать активную жизненную позицию к проблеме экологического состояния окружающей среды родного края;
- воспитывать культуру общения, объективность самооценки.
Планируемые результаты:
- личностные:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения;
- проявление осознанного отношения к процессу обучения; уважительное отношение к одноклассникам.
- метапредметные:
познавательные умения:
работать с различными источниками информации: текстом, рисунками, электронными ресурсами;
преобразовывать информацию в новую форму;
готовить сообщения на заданную тему.
регулятивные умения:
ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё
неизвестно; контролировать результаты работы на уроке.
коммуникативные умения:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, согласованно работать в группе.
предметные умения:
- выделять, описывать и объяснять состояния атмосферного воздуха, влияние на него деятельности человека;
- проводить элементарные экологические исследования.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование
Мультимедиа-проектор
Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)
Персональный компьютер (ноутбук) + компьютеры для учащихся
Экран
Структура и ход урока
Структура и ход урока
(таблица № 1)
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время(в мин.)
| 1.
| Организа-циионный момент.
|
| Приветствие учителя.
- С каким настроением вы пришли на урок?
Я надеюсь, что на уроке вам будет интересно и закончите вы также с хорошим настроением
- Почему говорят, что повторение – мать ученья?
| Проверяют готовность рабочего места.
Эмоционально настраиваются на урок
| 1
| 2.
3.
| Актуализа-ция знаний учащихся
Создание проблемной ситуации
|
| Учитель предлагает составить коллективный рассказ о погодных условиях Брянской области.
- Где происходят погодные явления?
- Что такое атмосфера? В чем ее значение в жизни планеты и человечества?
- Мы говорим «нужен, как воздух». А всегда ли воздух хорошо влияет на здоровье человека?
- Можете ли вы оценить состояние воздуха в Брянской области, в Дубровке?
- О чем пойдет речь на уроке?
| Демонстрируют знания по пройденному материалу.
По очереди ведут рассказ правило: говорят все по очереди., не повторяемся.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, затрудняются ответить на последний вопрос, высказывают предположения о том, какая будет тема урока.
| 4
2
| 4.
5.
| Сообщение темы и целей урока
Изучение нового материала
| Презентация
Слайд №1 Презентация
Слайд №2, 3
ЭОР №1
ЭОР №2
Презентация
Слайд №4
ЭОР№3 Презентация
Слайд №5
ЭОР №9
Презентация
Слайд №6
ЭОР №4
| Учитель сообщает тему и цель урока
Учитель предлагает познавательное задание учащимся: пользуясь своими наблюдениями и жизненным опытом, и посмотрев слайд,
составьте схему основных источников загрязнения атмосферного воздуха;
- какие из них есть в Брянской области? - Посмотрите видеосюжет и ответьте, какие заводы – загрязнители воздуха на территории Брянской области вы знаете? - Чем загрязняют воздух эти предприятия?
Фокинский цементный завод – выбрасывает цементную пыль. Это привело к тому, что погибла сосновая роща, расположенная неподалеку.
Сталелитейный завод – кислотные выбросы приводят к гибели растительности, страдают люди и животные.
Силикатный (кирпичный) завод в Бежице – выбрасывает известь. Образуется налет на листьях растений, многие из них гибнут, страдает здоровье человека. - Что можно сделать, чтобы уменьшить выбросы загрязняющих веществ промышленными предприятиями области?
| Записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся высказывают мнение, составляют схему «Источники загрязнения воздуха». Подчеркивают те, которые есть в Брянской области.
Записывают основные предприятия - загрязнители воздуха в Брянской области. Слушают рассказ учителя
Учащиеся высказывают мнение, что над трубами заводов и фабрик устанавливаются специальные уловители вредных газов и дыма. Делают записи.
| 1
10
| 6.
| Проведение практичес-кой исследова-тельской работы
Продолже-ние работы
|
Презентация
Слайд №7
Презентация
Слайд №8
Презентация
Слайд №9
ЭОР №5
| Предлагает проблемный вопрос.
- В Дубровке нет крупных предприятий. Значит воздух у нас чистый? - Вы выполняли практическое задание к уроку: собрали дождевую воду и сняли клейкой лентой отпечатки с листьев деревьев на своих улицах.
Определите с помощью индикаторной бумаги степень кислотности дождя и сравните степень запыленности воздуха по отпечаткам. Объясните полученные результаты. - Как влияют выбросы автомобилей на здоровье человека? - Предлагает экологическую задачу.
В сутки маршрутное такси (автомобиль «Газель»), работающее на бензине, выбрасывает до 20 кг вредных выхлопных газов, а использующее в качестве топлива природный газ, выбрасывает в 3 раза меньше. В городе работает 500 маршрутных такси, работающих на бензине. Определить, во сколько раз бы уменьшилось количество вредных выбросов, если бы их перевести на природный газ? - Обсудите в паре и предложите меры по решению проблемы загрязнения воздуха автотранспортом.
| Учащиеся высказывают мнение.
Делают вывод о том, что в Дубровке есть другие загрязнители воздуха. Работают в заранее сформированных группах по инструктивным карточкам. Анализируют полученные результаты. Делают вывод, что кислотных осадков нет, а запыленность больше на улицах с асфальтом, где больше проезжает автомобилей. Анализируют таблицу
Решают задачу.
Учащиеся работают в паре. Высказывают мнение.
Делают записи.
| 5
7
| 7.
| Физкульт-минутка
| Презентация
Слайд №10
Аудиозапись
ЭОР №6
| Воздух подвижен. Редко бывает безветренно. Мы сейчас представим себя деревьями, которые качает ветер. Учитель показывает движения гимнастики под шум ветра.
| Учащиеся повторяют движения.
| 1
| 8.
| Продолже-ние работы
| Презентация
Слайд №10
ЭОР №7
Презентация
Слайд №11
ЭОР №8
| - Какие еще способы уменьшения загрязнения воздуха в городах области можно предложить? Послушайте сообщение ученика на тему «Озеленение городов». Сделайте вывод, хвойные или лиственные деревья лучше сажать в городе.
Посмотрите видеофрагмент «Сжигание листвы, бытового мусора» и ответьте на вопросы:
- Почему сегодня нельзя сжигать в городе листву?
В чем опасность сжигания мусора?
| Учащиеся высказывают мнение.
Слушают сообщение учащегося.
Делают вывод. Смотрят видеосюжет. Отвечают на вопрос.
(При сжигании листвы в воздух попадают ядовитые вещества, которые накопились в растениях за время их существования. При сжигании пластмассы, цветной бумаги образуются ядовитые вещества, которые попадают в воздух. Эти яды поступают в легкие, попадают на кожу, на продукты питания, постепенно они накапливаются в организме человека и приводят к тяжелым заболеваниям).
| 7
| 9.
10.
| Закрепле-ние изученного
Применение знаний в новой учебной ситуации
Проверка первичного усвоения знаний.
Подведение итогов.
Рефлексия.
| Презентация
Слайд №12
Презентация
Слайд №13
| Большую часть времени мы проводим в помещении. Оцените влияние внешних источников загрязнения на состояние воздуха в своем доме, квартире по плану.
План.
Определи, располагаются ли вблизи от твоего дома промышленные предприятия?
Выходят ли окна твоей квартиры на проезжую часть с большим движением транспорта.
Сжигают ли мусор возле вашего дома?
Есть ли на форточках сетка, марля?
- Что нового узнали на уроке?
- Продолжите фразу «Я знаю, что…»
- «Мне больше всего понравилось…» Оценивает работу учащихся на уроке.
Задает домашнее задание.
Ответить на вопросы:
как часто делается уборка в вашей квартире?
Как часто проветривается кухня? Есть ли вентиляция для поглощения вредных веществ?
В каком виде и где хранятся стиральные порошки?
Что бы ты изменил, чтобы воздух в твоей квартире стал чище?
Нарисовать запрещающий знак по теме «Охрана воздуха».
|
Отвечают на вопросы плана. Делают вывод.
Озвучивают свои выводы.
Учащиеся обсуждают то, чего достигли на уроке. Продолжают фразу. Высказывают свои впечатления от урока. Записывают домашнее задание в дневник
| 4
3
6
| Приложение к плану-конспекту урока
«Воздух, его основные загрязнители в Брянской области»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР (таблица № 2) Полную презентацию к уроку можно посмотреть по ссылке http://yadi.sk/d/u6sOYdcn8uM84
Список использованной литературы:
География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/Под общей редакцией Ахромеева Л.М. - Брянск: Курсив, 2012. –100 с.: ил. IBSN 978-5-89592-175-3
Зверев, А.Т. Экология. Практикум. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Т.Зверев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 176 с.: ил. IBSN 5-329-01059-4
Охрана природы: факультативный курс: Пособие для учащихся/А.В.Михеев и др./Под ред. К.В.Пашканга. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил. – IBSN 5-09-001467-1
Природные ресурсы и окружающая среда субъектов РФ. Центральный Федеральный округ: Брянская область/Под ред. Н.Г.Рыбальского, Е.Д.Самотесова и А.Г.Митюкова. – М.: НИА-Природа, 2007. – 1144 с. – IBSN 978-5-9562-0057-5
Чижевская И.Н. Сбережем родную природу/ Медиаресурсы для образования и просвещения. CD-диск №6
Приложение Значение растений городов в защите воздуха от загрязнения
Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько не обходимо для дыхания трёх человек. Исследования показали, что растения осаждают 60-70% взвешенных в воздухе частиц пыли, которая затем смывается на землю во время дождя. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн. Практика показала, что достаточно эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются полосы зеленых насаждений.
Для оздоровления городской среды в окрестностях заводов рекомендуется высаживать клён американский, иву белую, тополь канадский, крушину ломкую, казацкий и виргинский можжевельник, дуб черешчатый, бузину красную. Исследования показали, что тополь бальзамический является наилучшим "санитаром" в зоне сильной постоянной загазованности. Лучшими поглотительными качествами обладают липа мелколистная, ясень, сирень и жимолость. В зоне слабой периодической загазованности большее количество серы поглощают листья тополя, ясеня, сирени, жимолости, липы, меньше - вяза, черемухи, клена.
Инструктивная карточка
Практическая работа
«Определение запыленности воздуха и кислотности атмосферных осадков»
Задание 1.
Соберите дождевую воду с отлива вашего дома в чистую стеклянную банку и принесите в школу.
Смочите универсальную индикаторную бумажку в дождевой воде, подождите 15-20 секунд и сравните цвет бумажки со шкалой.
Естественный уровень кислотности атмосферных осадков равен 5,6. Атмосферные осадки будут кислотными, если уровень кислотности 5 и ниже. Сделайте вывод, соответствует ли кислотность дождевой воды естественному уровню.
Задание 2.
Приготовьте лист белой бумаги и клейкую ленту.
Приложите кусочек клейкой ленты к внешней стороне листа дерева на высоте 1,2-1,5 метров.
Аккуратно снимите ленту и наклейте ее на лист белой бумаги. На бумаге видны отпечатки, по интенсивности которых судят о степени запыленности листьев.
Сравните отпечатки, сделанные на улицах с различной степенью интенсивности движения автотранспорта. Сделайте вывод.
|