№ урока
| Темы учебных занятий
| Коли-чест-во часов
| Дата
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| НРК
| Практичес-кие работы
| Формы контроля
| Наглядные пособия на электронных носителях
|
| Введение
| 6
|
| Должны знать: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации; особенности географического положения, пограничные государства; размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ.
Уметь: показывать на карте крайние точки страны; определять разницу во времени по карте часовых поясов; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.
| Географическое положение Челябинс кой области
|
|
|
|
1
| Что изучает физическая география России
| 1
|
|
| Фронталь-ный
|
|
2
| Географическое положение России
| 1
|
| Практическая работа №1. «Характери-стика географичес-кого положения России»
| Оценочная пр. раб.
|
|
3
| Моря, омывающие территорию России
| 1
|
|
| Сообщения
|
|
4,5
| Россия на карте часовых поясов
| 2
|
| Практическая работа №2. «Решение задач на определение поясного времени»
| Оценочная пр. раб.
|
|
6
| Как осваивали и изучали территорию России
| 1
|
|
| Сообщения, таблица в тетрадях
|
|
| Особенности природы и природные ресурсы
| 20
|
|
|
|
|
|
|
1
| Особенности рельефа России
| 1
|
| Должны уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, наносить их на контурную карту; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования п.и., оценивать их значимость для развития хозяйства; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей.
| Геологичес-кое строение, рельеф и полезные ископаемые Челябинс-кой области, своей местности
|
| Фронталь-ный
|
|
2
| Геологическое строение территории России
| 1
|
|
| Контурные карты
|
|
3
| Минеральные ресурсы России
| 1
|
| Практическая работа №3 «Установле-ние связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектоничес-кой и физической картам.»
| Оценочная
|
|
4
| Развитие форм рельефа
| 1
|
|
| Фронталь-ный
|
|
5
| Зачёт по теме
| 1
|
|
| Оценка знаний всех учащихся
|
|
6
| От чего зависит климат нашей страны
| 1
|
|
|
|
| Фронталь-ный
|
|
7,8
| Типы климатов России
| 2
|
|
|
|
| Контурные карты
|
|
9
| Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов России
| 1
|
|
|
| Практическая работа №4
| оценочная
|
|
10
| Зависимость человека от климатических условий
| 1
|
|
|
|
| Сообщения
|
|
11,12
| Разнообразие внутренних вод России. Реки.
| 2
|
| Знать разнообразие внутренних вод России, особенности их распространения по территории страны;
Уметь показывать на карте реки, озёра России, области распространения вечной мерзлоты; объяснять зависимость режима рек от климата; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человека.
| Разнообра-зие внутренних вод Челябинс-кой области.
| Практическая работа №5 «Определе-ние по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, возможности хозяйствен-ного использова- ния, охраны реки от загрязнения»
| Оценочная
|
|
13
| Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
| 1
|
|
|
| Фронталь- ный
|
|
14
| Водные ресурсы России.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
15
| Образование почв и их разнообразие
| 1
|
| Уметь объяснять понятия «почва», «земельные ресурсы», «сельскохозяйствен-ные угодья», необходимость охраны почв, рационального использования земель; называть факторы почвообразования, свойства основных типов почв; давать оценку типов почв
| Почвы Челябинс - кой области
|
| Фронталь -ный
|
|
16
| Закономерности распространения почв
| 1
|
|
|
| Работа с картами атласа
|
|
17
| Почвенные ресурсы России
| 1
|
|
|
| Семинар
|
|
18
| Растительный и животный мир России. Охрана растительного и животного мира
| 1
|
| Знать ресурсы леса.
Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием деятельности человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот
| Раститель-ный и животный мир Челябинс-кой области
|
| Сообщения, творческие работы
|
|
19
| Природно-ресурсный потенциал России
| 1
|
|
|
| Конспект урока
|
|
20
| Обобщение знаний по теме «Природа России»
| 1
|
|
|
| зачёт
|
|
| Природное районирование
| 5 часов
|
|
|
|
|
|
|
1
| Разнообразие природных комплексов России
| 1
|
| Знать понятия «природный комплекс», «природная зона», типы природных зон на территории России.
Уметь описывать прирдные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах
|
|
| Фронталь- ный
|
|
2
| Моря как крупные природные комплексы
| 1
|
|
|
| Вычерчива -ние схемы
|
|
3
| Природные зоны России. Лесные зоны
| 1
|
| Природные зоны Челябинс-кой области
|
| Работа с картами атласа, заполнение таблицы
|
|
4
| Безлесные зоны
| 1
|
|
|
| Контроль таблицы
|
|
5
| Высотная поясность
| 1
|
|
|
| Фронталь- ный
|
|
| Природа регионов России
| 28
|
|
|
|
|
|
|
| Русская равнина
| 4
|
|
|
|
|
|
|
1
| Русская (Восточно-Европейская) равнина. Общая характеристика
| 1
|
| Уметь определять характерные черты географического положения, состав и особенности природы Русской равнины; объяснять зависимость природы от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции воздушных масс.
|
|
| Работа с контурными картами
|
|
2
| Природные комплексы Русской равнины
| 1
|
|
|
| Фронталь -ный
|
|
3
| Памятники природы Русской равнины
| 1
|
|
|
| Конферен- ция
|
|
4
| Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины
| 1
|
|
|
| Тест
|
|
| Северный Кавказ
| 2
|
|
|
|
|
|
|
1
| Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России
| 1
|
| Знать основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений, экологически неблагоприятные районы России; особенности географического положения, природы и истории развития крупных географических регионов России.
Уметь определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам географической информации, описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов, объяснять разнообразие ПК на территориях регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионах, изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.
|
|
| Контурные карты
|
|
2
| Природные комплексы Северного Кавказа
| 1
|
|
|
| Сообщения
|
|
| Урал
| 4
|
|
|
|
|
|
1
| Урал – каменный пояс земли русской
| 1
|
|
|
| Контурные карты, ЛОК
|
|
2
| Исследование, изучение Урала
| 1
|
|
|
| Сообщения
|
|
3
| Своеобразие природы Урала
| 1
|
|
|
| Схемы высотной поясности
|
|
4
| Природные уникумы. Экологические проблемы Урала
| 1
|
|
|
| Конферен -ция
|
|
| География Челябинской области
| 9
|
|
|
|
|
|
1
| Географическое положение Челябинской области
| 1
|
| История освоения, географическое положение Челябинс -кой области. Основные этапы освоения. Первооткры-ватели, землепро-ходцы, исследова-тели. Топонимика. Природные ресурсы Челябинс -кой области.
| Практическая работа №6 «Обозначе-ние на контурной карте границ, пограничных субъектов»
| Фронталь-ный
|
|
2
| Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые области
| 1
|
|
| Таблица, тест
|
|
3
| Климатические особенности Челябинской области
| 1
|
|
| тест
|
|
4
| Внутренние воды: реки, озёра, водохранилища, подземные воды
| 1
|
| Практическая работа №7 «Обозначе-ние на контурной карте рек, озёр, водохрани-лищ»
| тест
|
|
5
| Почвы, растительный и животный мир
| 1
|
|
| тест
|
|
6
| Физико-географическое районирование области
| 1
|
| Практическая работа №8 «Обозначе-ние на контурной карте физико-географичес-ких областей»
| тест
|
|
7
| Особо охраняемые территории
| 1
|
|
|
|
|
|
8
| Экологические проблемы
| 1
|
|
| тест
|
|
9
| Зачёт
| 1
|
|
|
|
|
| Западная Сибирь
| 2
|
|
|
|
|
|
1
| Западно-Сибирская низменность или равнина: особенности природы
| 1
|
|
| Практическая работа №9 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон»
| Фронталь-ный
|
|
2
| Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины, условия их освоения
| 1
|
|
|
| сообщения
|
|
| Восточная Сибирь
| 4
|
|
|
|
|
|
1
| Восточная Сибирь: особенности природы
| 1
|
|
|
| Фронталь-ный
|
|
2
| Природные районы Восточной Сибири
| 1
|
|
| Практическая работа №10 «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов»
| Фронталь-ный
|
|
3
| Байкал – жемчужина Сибири
| 1
|
|
|
| Творческие работы
|
|
4
| Природные ресурсы
Восточной Сибири и проблемы их освоения
| 1
|
|
|
|
| Контурные карты, тест
|
|
| Дальний Восток
| 3
|
|
|
|
|
|
1
| Дальний Восток: край контрастов
|
|
|
|
| Фронталь-ный
|
|
2
| Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы
|
|
|
|
| Сообщения
|
|
3
| Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком
|
|
|
|
| Тест
|
|
| Человек и природа
| 5
|
|
|
|
|
|
1
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
|
1
|
|
Знать законы об охране природы.
Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы
|
|
|
Фронталь-ный
|
|
2
| Антропогенные воздействия на природу
| 1
|
|
|
| Фронталь-ный
|
|
3
| Рациональное природопользование
| 1
|
|
|
|
|
|
4
| Экологическая ситуация в России
| 1
|
|
|
| Семинар
|
|
5
| Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране
| 1
|
|
|
| Творческие работы
|
|
| Повторение
| 6
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 70 ч.
|
|
|
|
|
|
|