Скачать 55.53 Kb.
|
Конспект открытого урока по географии. Движения земной коры. Тема урока: Движения земной коры. Цели урока:
- сформировать представление о видах движения земной коры, о скорости ее движения; - познакомить учащихся с процессом образования складок горных пород, разрывов и глубинных разломов.
- формирование естественно - научной картины мира через объяснение природных процессов (образование гор); - воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе.
- развитие навыков работы с географической картой; - развитие основных учебных умений: работа со шкалой высот и глубин, рисунками, коллекциями минералов: - развитие умения применять имеющиеся знания в поисках решения проблемной ситуации; - развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сравнивать; - коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в составлении целого; - коррекция слухового восприятия. Тип урока: обучающий. Учебно – наглядные пособия, оборудование:
Н.Н.Петрова, Н.А.Максимова.
Ключевые термины: движения земной коры, вертикальные движения, складки, разрывы, глубинные разломы, горсты, грабены. Место проведения урока: кабинет географии. Оформление доски на начало урока: Левая сторона доски: Карточки с буквами, из которых надо составить название оболочки Земли, которая изучается в данной теме. Центральная часть доски: Тема урока: Движения земной коры. Модель образования горста и грабена. Правая сторона доски (закрыта): Схема: «Виды движения земной коры: горизонтальные и вертикальные» Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Основная часть: 1) Актуализация знаний учащихся для восприятия нового материала. а) Учитель: - Давайте вспомним, какую оболочку Земли мы сейчас изучаем? На доске буквы, из которых надо составить название этой Оболочки, только они рассыпались. Кто может составить это Название? Ученик: Составляет название оболочки - ЛИТОСФЕРА. б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям: 1.С помощью шкалы высот определить высоту горной страны, назвать самую высокую точку. 2. С помощью шкалы высот определить высоту равнины. Как называется такая равнина? 3. Какая форма рельефа изображена на рисунке? в) Фронтальная работа. Работа с атласом и географической картой. Учитель: - Как называется данная форма рельефа, определить с помощью высот и глубин высоту и показать объект на карте. 1) Это горы находятся в России, протягиваются с севера на юг вдоль меридиана 60 град. в.д. 2) Эти горы на юге России, протягиваются с севера на юг вдоль меридиана 60 град. в.д. 3) Это горы Евразии, находятся на Скандинавском полуосторове. 4) Равнина, находится в России, между Уральскими горами и Среднесибирским плоскогорьем. 5) Горы на западе Северной Америки. 6) Горы в Южной Америке, которые являются продолжением Кордильер. 7) Горы в Евразии, где находится самая высокая точка мира. Учащиеся: - находят в атласе географический объект, определяют с помощью шкалы и высот его высоту и показывают его на стенной географической карте. Психологическая разгрузка: Учитель называет слова; когда ученик слышат термины, которые относятся к изучаемой теме «Литосфера и рельеф Земли», хлопают в ладоши:Биосфера, климат, рельеф, мантия, атмосфера, гора, планета, горная порода, план, земная кора, горизонталь, низменность, возвышенность, атлас, метеор, плоскогорье, астероид, литосфера.2). Объяснение нового материала.Учитель: - Тема урока : «Движения земной коры». Записываем темуурока в тетрадь. Открываем учебник §11, стр.52 иищем ответ на вопрос: Какие существуют два типадвижений земной коры? Зарисовываем в виде схемы.Учащиеся работают с текстом учебника.Учитель открывает закрытую часть доски, на которой схема: «Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные».Учащиеся: проверяют правильность составления схемы.Учитель демонстрирует картины с изображением гор.Учитель: - Те, кто хоть раз побывал в горах, никогда не забудет их красоты. Многие хребты покрыты внизу пышной растительностью, а вверху сияют ослепительной белизной ледников. Как же появились горы?Все на земле в какой-то момент зарождается, существует, развивается и затем отмирает. Это относится не только к животным и растениям, но и к рекам, озерам, морям и горам. Горы тоже живут своей жизнью. Ни одному человеку не приходилось наблюдать, как образуются горы, скажем, Кавказские. Но ученые сумели прочитать летопись Земли, и она рассказала, что когда-то на месте нынешних гор когда-то были моря. Большая часть пород, слагающих горы морского происхождения. В этих породах можно найти ракушки и окаменевшие скелеты различных морских организмов.Учитель демонстрирует коллекцию горных пород, знакомит с горными породами осадочного происхождения.Морские организмы, погибая, падали на дно и там накапливались. На дне моря накапливались толщи песка и глины, снесенными водными потоками суши. Накопление осадков шло очень медленно: в год – 1 мм, за 1000 лет – 1м, за 100 тыс. лет-100 метров.Несколько миллионов лет назад, в районе, где сейчас находятся Кавказские горы, начались сильные землетрясения. Земная кора в некоторых местах трескалась, а в других, наоборот, сжималась под действием внутренних сил Земли.Учитель показывает на модели, как происходило образование складок.Толщи морских осадков, которые покоились на морском дне, испытывая сильное сжатие, изогнулись в складки, которые поднялись над уровнем моря на тысячи метров. Примером складчатых гор, помимо Кавказских гор, являются Гималаи и Кордильеры.С течением времени складки теряют пластичность, и тогда в таких складчатых горах снова происходят горообразовательные процессы: толщи горных пород раскалываются на глыбы и образуются глыбовые горы. Одни участки гор поднимаются, другие опускаются.Образуются горсты и грабены.Учитель показывает на модели, как образуются горсты и грабены.3) Рефлексия.Учитель: - Какие формы рельефа соответствуют горстам и грабенам?Учащиеся: отвечают на вопрос.Учитель: - Проверьте свой ответ: учебник §11, стр.53,рис.5, 6.Зарисуйте в тетрадь горст и грабен.Учащиеся зарисовывают в тетрадь горсты и грабены.4) Подведение итогов урока:Учитель: - Что вы узнали нового на уроке?- Какие два типа движений земной коры можно выделить?- Как происходило образование складок?- Почему в земной коре образовались разломы? Какие видыразломов вы теперь знаете?Учащиеся высказываются.3. Домашнее задание. § 11, стр.51-53, до землетрясений. Составить рассказ по рисунку 1, 5, 6 стр.52-53. |