ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано»
Руководитель МО
________________ФИО Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_________________ ____ФИО «____»____________20__ г.
| «Утверждаю»
Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г.
|
Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству
для 7-а класса
Автор-составитель:
учитель 7-а класса
Лозовская Марина Владимировна
Москва, 2013
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 7 «А» класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы – 1 год;
68 часов в год, 2 часа в неделю.
I
четверть
| II
четверть
| III
четверть
| IV
четверть
| Всего за год
| 18 ч
| 16 ч
| 20 ч
| 17 ч
| 71 ч
| В процессе обучения учащихся с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие и воспитательные.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ученика с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Уроки изобразительной деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные занятия. Всё это способствует развитию у учащихся правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывает положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности, развивает аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Уроки изобразительной деятельности включают в себя изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - рисование, скульптура, лепка и различных видов декоративно-прикладного искусства и тесно связаны с жизнью общества и человека. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
формирование художественной культуры учащихся;
формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся умения сравнивать, обобщать;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные навыки рисования с натуры и декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены три вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Декоративное рисование и аппликация.
Задачи:
- Учить проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);
- развивать умение рисовать от руки горизонтальные и вертикальные линии;
- развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;
- составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге;
-совершенствовать навык раскрашивания рисунка;
- равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур;
- учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый цвета.
Примерные задания:
- Рисование с элементами аппликации декоративных узоров (в полосе, на альбомном листе, в геометрических фигурах);
Задания:
Укрась «коврик», «носовой платок», косынку и т.п.
- Расписывание готовых форм из картона или гипса: шапка, шарф, варежки, чашка, ваза, поднос, тарелка, кувшин и т.п.
- Рисование + аппликация декоративного узора: Рисование и лепка с натуры.
Задачи:
- Учить правильно размещать изображение на листе бумаги;
- различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов;
- развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов;
- соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами «посередине», «справа», «слева»;
- определять существенные признаки предмета;
- аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Примерные задания:
- Рисование и лепка овощей и фруктов.
- Рисование веток деревьев (рябины, берёзы, дуба).
- Рисование букета осенних цветов.
- Рисование ёлочных гирлянд из бус, флажков, фонариков.
- Рисование букета цветов в подарок маме к празднику 8 марта (весенние цветы), с использованием готовых форм и элементов рисунка.
Задачи:
- Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов;
- развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке;
- изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Примерные задания:
- «Моя школа».
- «Мой дом».
- «Моя семья».
- «Мой домашний питомец».
- Рисование на тему «Времена года».
- Поздравительная открытка к праздникам (Новый год, 8 марта, 23 февраля, день рождения).
- Рисование на тему «Мой любимый праздник» (Новый год).
Лепка на темы:
-«Дары леса».
-«В саду».
-«В огороде».
- «В магазине «Игрушки»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в коррекционной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
частичную сформированность эстетических чувств, художественного мышления и наблюдательности;
частичную сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с природой, потребностей в отношении к окружающему миру, потребностей в практической творческой деятельности;
овладение простейшими навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением сравнивать, выделять главное, обобщать;
овладение умением участвовать в процессе коллективной творческой работы;
умение частично и с помощью учителя осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение организовать место занятий и выполнять небольшую часть работы самостоятельно;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира с помощью учителя;
применение умений, знаний и представлений в процессе выполнения работ;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, на празднике;
способность использовать в своей деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в своей деятельности своё отношение к природе, человеку, обществу;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту своего города;
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
1-й уровень (средний)
формировать умение подготовить рабочее место для урока;
формировать элементарные навыки работы с образцом учителя;
находить с незначительной помощью учителя в изготавливаемом объекте существенные признаки;
выполнять простые инструкции по нахождению и применению необходимых материалов и инструментов (кисточки, красок, пластилина, ножниц, клея и т.д.) для выполнения задания;
выполнять задание с незначительной помощью учителя;
знать и выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования при работе с красками, клеем, пластилином и т. п.);
уметь с помощью учителя рассказать о последовательности выполнения работы.
2-ой уровень (низкий)
формировать с помощью учителя умение подготовить рабочее место для урока;
формировать элементарные навыки работы с образцом учителя и с его помощью;
выполнять простые инструкции по нахождению и применению необходимых инструментов (кисточки, красок, пластилина, клея и т.д.) для выполнения задания;
выполнять задание с коррекцией кисти руки учителем;
выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов
и тем
| Кол-во часов
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
|
| 1 четверть
|
|
|
|
| Рисование с натуры: овощи
| 2
| 02/05.09
|
|
| Рисование с натуры: фрукты (яблоко, груша).
| 2
| 09/12.09
|
|
| Рисование: ягоды
| 1
| 16.09
|
|
| Рисование: грибы.
| 1
| 19.09
|
|
| Осенний букет из листьев.
| 2
| 23/25.09
|
|
| Узор из геометрических фигур
| 2
| 30.09 03.10
|
|
| Лепка: «Блюдо с пирожками».
| 1
| 07.10
|
|
| Лепка: «Улитка»
| 1
| 10.10
|
|
| Лепка: «Рыбка»
| 1
| 14.10
|
|
| Работа с трафаретами. Раскрашивание.
| 2
| 17/21.10
|
|
| «Осенний парк» (Смешанное рисование: метод тычка и раскрашивание).
| 2
| 24/28.10
|
|
| Аппликация с элементами рисования: «Березы».
| 1
| 31.10
|
|
| 2 четверть
|
|
|
|
| Аппликация из цветных салфеток «Коврик»
| 2
|
|
|
| Аппликация из рваной бумаги «Бабочка»
| 2
|
|
|
| Работа с красками
|
|
|
|
| Тарелка декоративная.
| 1
|
|
|
| Узор кистью методом примакивания (цветы).
| 1
|
|
|
| Зимняя одежда (шапка, варежки, шарф). Раскрашивание готовых форм.
| 1
|
|
|
| Елка с игрушками. Аппликация из рваной бумаги.
| 2
|
|
|
| Зимний пейзаж. Рисование гуашью.
| 1
|
|
|
| Зимнее дерево. Рисование гуашью.
| 2
|
|
|
| Аппликация.
|
|
|
|
| «Снежинка». Аппликация .
| 2
|
|
|
| Цветы. Аппликация из рваной бумаги.
| 2
|
|
|
| 3 четверть
|
|
|
|
| Снеговик. Аппликация
| 2
|
|
|
| Пластилин.
|
|
|
|
| Чашка. Лепка из пластилина
| 1
|
|
|
| «Снежная баба». Пластилин.
| 2
|
|
|
| Рыбки. Аппликация из пластилина.
| 2
|
|
|
| Листья. Аппликация из пластилина.
| 2
|
|
|
| Цветы. Узор из пластилина.
| 2
|
|
|
| Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества.
(аппликация и раскрашивание).
| 2
|
|
|
| «Веселая Масленица». Рисование красками (солнце, блины).
| 1
|
|
|
| «Подарок маме». Поздравительная открытка к 8 марта.
| 3
|
|
|
| «Комнатное растение в горшке». Рисование красками с натуры.
| 2
|
|
|
| Орнамент в полосе. Раскрашивание.
| 1
|
|
|
| 4 четверть
|
|
|
|
| Коврик. Рисование.
| 1
|
|
|
| Дерево. Рисование.
| 2
|
|
|
| Аппликация. Цветочный ковер.
| 2
|
|
|
| Аппликация. Салфетка с геометрическим узором.
| 2
|
|
|
| Рисование на тему «День Победы»
| 3
|
|
|
| Рисование на тему: «Пусть всегда будет солнце»
| 2
|
|
|
| «Ранняя весна в лесу». Рисование красками.
| 2
|
|
|
| «Цветочная клумба». Рисование методом примакивания.
| 2
|
|
|
| Узор для закладки.
| 1
|
|
|
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
На одном из последних занятий учебной четверти проводится проверочная работа учащихся по рисованию или лепке. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт, а также планирование действий осуществляется учителем. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей. Все задания выполняются с помощью учителя.
Критерии оценивания знаний и умений по лепке, рисованию, ручному творчеству:
При оценке работ:
Оценка "4" ставится, если работа выполнена с незначительной помощью;
Оценка "3" ставится, если выполнение задания проводилось совместно с учителем, т.е. сопряжено и непосредственно с его помощью.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М., Просвещение, 2005.
Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник № 1. 5-9 классы.
Дополнительная литература:
Козлина А. В. Уроки рисования в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий.- М.: Мозаика - Синтез, 2005.
Колесник, С.В. Азбука мастерства. 1класс.- Саратов: Лицей, 2005.
Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного обучения в начальных классах. Составители: Н.Н.Николаенко, С.Н.Худоярова, Т.Н.Николаенко._М,: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
Перечень учебно-методических средств обучения
Для проведения занятий по данному предмету необходимо иметь соответствующее оборудование, наглядные пособия и демонстрационный материал, образцы работ, а так же в достаточном количестве раздаточный и демонстрационный материал.
правила техники безопасности при работе с материалом и инструментами;
природный материал;
пластилин;
предметные картинки: «Сад», «Огород», «Домашние животные», «Растения леса», «Игрушки» и т.п.;
трафареты;
краски акварельные и гуашевые.
|