Скачать 48.62 Kb.
|
Конспект урока «Хлеб- всему голова» Учитель: Здравствуйте, ребята, гости! Наш классный час сегодня посвящен..Чему? Догадайтесь сами. Посмотрите на доску. Немцы его называют «хлайб», эстонцы «лейб». Какое русское слово напоминают эти слова? (хлеб) А мы, удмурты, как называем хлеб? Хлеб! Какое привычное и все таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Юра: Каравай земли и неба На твоем столе – Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке Держится земля. В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растет над небом светлым Строен и высок, Словно Родина бессмертный Хлебный колосок. Учитель: Какие же хлебные растения растут на наших полях? (ответы детей, на доске таблицы с этими растениями, подписанные) Учитель: Просмотрите, ребята, гербарий и научитесь отличать эти растения. Чем отличается пшеница от ржи и ячменя? А рожь и ячмень чем отличаются? Просмотрите зерна этих растений. Может кто-то из вас различает их? (дети сами подписывают карточки, и соотносят с зернами) Учитель: Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. Какие же механизмы помогают хлеборобам посеять, вырастить и собрать урожай? Соотнесите картинки с названиями. (работа в группах, проверка) Учитель: Есть пословица в народе: «Хлеб на стол и стол – престол». Ну а все же, как приходит этот хлеб к тебе на стол? Для каждой группы раздаются конверты, в которых карточки с этапами появления хлеба на столе. Расположите их по порядку. Родион: (рассказ о своих родителях и родных) Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук. Взором радостным объемлю Даль бескрайнюю полей. Слава тем, кто любит землю, Тем, кто трудится на ней! Учитель: Только снег сошел в апреле Как поля зазеленели. Мы говорим: Хлеб! Золотой простор бескрайний Там работают комбайны Мы говорим: Хлеб! Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: Хлеб! Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: Хлеб! Вот какое коротенькое, но емкое слово – хлеб! А теперь, ребята, давайте вместе попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Альбина: Я – Сластена, Я – Сластена, Очень сладкое люблю! Мне не надо каш и макаронов, Хлеба тоже не хочу! Хочу халвы! Хочу пирожных! Хочу мороженого! Хочу конфет! Хочу бананов! Хочу апельсинов! Хочу ананасов! Хочу! Хочу! Хочу! Подумаешь – хлеб! Кирилл (Робинзон Крузо): Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты еще не читал книгу «Робинзон Крузо». Эта книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение, и я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи, и тех самых бананов и ананасов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных мною зерен взошло несколько росточков ячменя. Альбина: Почему? Кирилл: Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба. Альбина: А вот я смогла бы! Учитель: Может быть, кто-то из ребят тоже думает так же, как Сластена: Ну, подумаешь – хлеб! Обойдусь и без него. Мне бы каждый день шоколадки, мороженого. Так? Так, да не так! Вы хоть один день без хлеба можете прожить? Хлеб вам надоедает? Вот, если провести такой опыт: кормить человека целый день одними сладостями. 2-3 дня он был бы рад и посмеивался бы: Вот как мне повезло. Через 4 дня аппетит его поубавится, а через 5-6 дней он смотреть уже не сможет на лакомства. А хлеб люди едят каждый день: утром, днем, вечером. Он никогда не надоедает им. Почему? Да потому что, человеку нужны такие питательные вещества как: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. (показ продуктов: мясо – белки и жиры яйцо – белки и жиры овощи – углеводы и белки) А в хлебе есть они все! (все питательные вещества переходят к хлебу) Валентин: Хлеб... Наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, Без него человеку беда! Учитель: Хлеб - драгоценность! Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери! Анита: У нас в школе есть столовая. Там работают прекрасные повара. Готовят очень вкусно. Школьники с удовольствием обедают в столовой. Но я не раз наблюдала, как дети выбрасывают недоеденные куски хлеба. Мне очень обидно, что так относятся к хлебу. И я провела такой подсчет: если каждый ученик не доест и выбросит 25г хлеба (показ кусочка весом 25г), это составит по школе 2кг 25г или 3 буханки хлеба, по садику – 1 буханка хлеба. А если взять всю деревню, это получится 14кг 600г или 22 буханки хлеба в день. Учитель: Не мечтаем мы о чуде, - К нам полей живая речь: Берегите хлеб, вы – люди, Научитесь хлеб беречь! - Ребята, а вы обещаете хлеб беречь? Анита (презентация) Учитель: Мне хочется закончить наш классный час пословицами о хлебе! В конвертах находятся начало и конец пословиц. Вы должны их соединить. (каждая группа объясняет одну пословицу) Учитель: А теперь, ребята, каждая группа должна нарисовать плакат, чтобы его можно было вывесить в столовой или просто показать жителям нашей деревни. |