Конспект урока
по литературному чтению
во 2 классе (Л.А. Ефросинина)
Выполнила и провела учитель начальных классов
МОУ сош №8 Романова Марина Евгеньевна.
Тема урока: Произведения о родной природе. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкий «Осень».
Цель: Сформировать основы читательских и речевых умений.
Задачи:
Учить видеть и передавать красоту осенней природы;
Отрабатывать навык правильного, осознанного чтения, беглость чтения;
Учить выразительному чтению;
Развивать творческие способности;
Воспитывать нравственно-эстетические представления, любовь к природе;
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
Развивать интерес к чтению;
Учить работать с текстом;
Учить сравнивать произведения по жанру, теме, настроению;
10.Развивать внимание, память, творческое мышление.
Ход урока.
Психологич. Настрой 1.Постановка учебной задачи. Зашифрованная пословица
2.Слушание стих-я А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (учитель читает наизусть).
3.Работа с текстом произведения. На доске: А.С.Пушкин
Грусть, тоска, печаль
Словарная работа.
На доске картина.
Работа с картиной.
4.Выразительное чтение. 5.Физкультминутка
6. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»
На доске: Г.А. Скребицкий. Осень.
7.Акцентированное чтение.
8.Сравнение произведений.
На доске:
9.Домашнее задание. 10.Подведение итогов.
| -Ребята, мы с вами пришли на урок литературного чтения. -Давайте вспомним, чему мы учимся на уроках литер. чтения? (читать, пересказывать, а главное – думать) Давайте и подумаем.
ОСЕНЬ – ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ.
- О каких переменах говорится в пословицах?
(то тепло, то холодно; то солнечно, то пасмурно; то дождливо, то сухо; ) -Вот сегодня мы и будем говорить об этом времени года. -Послушайте, как А.С. Пушкин описывает осень. -Какие чувства у вас возникли после прослушивания этого произведения? (грусть, печаль, тоска)
-Почему тебе грустно?
-Не похожи ли эти слова чем-то?
-Откройте учебник на стр. 106. Найдите произведение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Прочитайте его самостоятельно и найдите строчки, подтверждающие это настроение. - Какое настроение вызывает осень у поэта?
-Прочитайте, какими словами поэт передает свое настроение. - Как вы понимаете слова «Уж небо осенью дышало…»? (с наступлением осени небо становится другим, падают листья, птицы улетают, солнце реже светит)
Какое небо вы наблюдали летом? Что изменилось с наступлением осени? -«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…»
- Что такое сень? Где можем прочитать значение этого слова?
-Почему сень, автор называет таинственной?
-Что значит «обнажалась лесов таинственная сень»? (становилась голой)
-Почему «обнажалась с печальным шумом»? (падают, шуршат листья) -Закройте глаза. Представьте, что вы идете по дорожке в осеннем лесу. Над вами «таинственная сень». Падают и шуршат листья. Обнажаются деревья, из леса уходит одна тайна, приходит другая. Откройте глаза. Какое чувство у вас вызывает осенний лес? - «Гусей крикливых караван тянулся к югу…»
Что такое караван? А почему именно к югу? -Почему автор считает ноябрь скучной порой? -Пушкин предлагает нам осень словами, а художник красками. Как вы думаете, какая репродукция больше подходит к прочитанному произведению? Вы сказали, что у вас настроение грустное, печальное, хмурое, тоскливое, скучное. И у автора такое же, а у художника? -Не хотелось ли вам прочитать это стихотворение? Как прочитать? (громко или тихо, быстро ли медленно, интонацией передавая грусть)
Читают 2-3 человека.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунет ветер – полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. -Об осени говорят «дождливая, скучная, сырая», но об осени говорят и по другому: золотая, багряная, кормилица. Послушайте еще одно произведение об осени: возьмите карандаш и внимательно следите за мной. Назовите автора (Георгий Алексеевич Скребицкий) и название произведения («Осень»). -Вы представили себе осень этого писателя? Она такая же, как у А.С. Пушкина? А какой вы ее увидели? (яркой, красочной, радостной, веселой) -Каким цветом украсила осень дуб – богатырь? Прочитайте. (словарная работа: кованая, броня, могучий).
-Какая картина подходит по настроению к этому произведению?
- Как вы думаете, эти картины рисовал один художник или разные? (Исаак Левитан)
-Что раньше рождается настроение или произведение?
- Чем же отличаются два произведения, с которыми мы с вами познакомились? (настроением, автором)
- Посмотрите на текст произведений. Какой жанр?
-Найдите обложку к произведению А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Осень».
- Чем похожи, чем отличаются?
- Почему фигуры закрашены зеленым цветом?
- Почему разные авторы по-разному относятся к этому времени года? Какие чувства у вас вызывает это время года?
(Осень… Она неуловимо меняется. То это «скучная пора», по словам А.С. Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной. Именно эту осень описал нам Г. Скребицкий.)
- Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» или представьте, что вы художник – осень и нарисуйте свою картину с помощью красок или засушенных листьев.
-Какие чувства испытывали во время урока?
-Над чем задумались?
-Вы сегодня все были активны на уроке, отдельно хочется поблагодарить…,спасибо всем за работу.
| |