Скачать 80.94 Kb.
|
Р.Р. Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень» 5 класс Цели урока:
Оборудование: репродукции натюрмортов П. П. Кончаловского «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в корзине» и др. Ход урока Словарно-орфографическая работа. Натюрморт — от франц. «натюр» — природа + «морт» — мертвый. Буквально «мертвая природа». Натюрморт — это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба. Родоначальники натюрморта — голландские художники XVII века. (Показать несколько натюрмортов с изображением цветов.) Вступительное слово учителя. ( Рассказ о художнике могут подготовить учащиеся.) Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». Любимые цветы П. П. Кончаловского — сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них — «Сирень у окна», «Сирень» и др. Перед нами одна из лучших картин Кончаловского (1933), изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее. После того, как ученики рассмотрели репродукцию этой картины, проводится беседа. Беседа по картине - Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? (Верно, мы, как-то сразу почувствовали дыхание весны. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег. В классе стало уютнее, теплее. Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых солнечных днях, о первых весенних цветах.)
— Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? (Нет.)
— Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? (Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.) Учитель дополняет высказывания учащихся: - Действительно, эта чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский. (Учитель или учащийся выразительно читает стихотворение «Сирень».) Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад! Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь. В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. - Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? (Грозди у сирени тяжелые, мокрые; ветка росистая. Цветы белые, темно-лиловые. Сиреневый сад для поэта — это душистое море, осыпающиеся лепестки — лепестковый дождь.) Учитель делает вывод: - И поэт, и художник изображает один и тот же предмет — сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт — слово, художник — рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание — весь этот сверкающий день. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой. В заключение учитель приводит высказывание П. П. Кончаловского о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется». Словарно-стилистическая работа В ходе беседы по картине пятиклассники записывают в тетради словосочетания и отдельные слова по теме урока, оформляя таблицу:
Учитель обращает внимание на значения слов и орфограммы, которые есть в слове. План описания картины:
Самостоятельное написание сочинения. Учитель предлагает пятиклассникам написать сочинение-описание по данному натюрморту, воспользоваться рабочими материалами и составленным на уроке планом. Примерный вариант сочинения На картине П. П. Кончаловского изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на нее и остановишься пораженный. Вот склонились тяжелые кисти темно-красной, серебристо-белой и бледно-лиловой сирени. Почти до половины не видно банки, в которой стоят цветы. Торжественно выглядит в середине букета высокая темно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у нее оттенки — жемчужные, фиолетовые, светло-лиловые! Весь букет окаймляют изумрудные листья. Сверху они так хорошо освещены, что местами кажутся золотистыми. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, чудесный запах наполняет всю комнату. Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зеленом и серо-коричневом фоне. Он очень хорошо сочетается с окраской цветов. Мне очень нравится натюрморт П. П. Кончаловского «Сирень». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется», — писал сам П. П. Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу. |