Скачать 71.27 Kb.
|
Урок русского языка в 9 классе (по программе М.Разумовской) Тема: «Сложноподчиненные предложения придаточными обстоятельственными». Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование:
Ход урока I. Слово учителя. Мотивация. Мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашему уроку стал афоризм: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами». Но чтобы добиться целей, поставленных перед собой, каждому из нас необходима уверенность. Послушайте мудрую притчу «Всё в твоих руках» и сделайте для себя вывод. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…” – Друзья, все в ваших руках! II. Сообщение темы и целей урока -Сегодня мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»: познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение работать на интерактивной доске. Но прежде повторим изученное. (Запись в тетради числа). III. Повторение изученного.
- Расставить ударения в словах, спроецированных на интерактивную доску: Камень – камней, осужденный – осуждена, наверх, обнять – обняла, предать – предали, стена – стенам, пробить (о часах, о времени)– пробила (Проверка по орфоэпическому словарю в учебнике стр. 241. - Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь. 2. Фронтальная беседа -А сейчас проверим знание теории о придаточных определительных и придаточных изъяснительных. 1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? 2)Какое предложение называется сложноподчиненным? Чем оно отличается от сложносочиненного? 3)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? 4)Расскажите о СПП с придаточными определительными. 5)Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. 3.Фронтальный опрос – графический диктант. -А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прочитав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях. 1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное). 2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное). 3.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное). 4.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке. (Придаточное определительное) -Найдите в последнем предложении обстоятельства и определите их виды. (времени, образа действия, места) -Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия). Учитель: - Подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. - Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради). IV. Изучение нового материала 1) Создается проблемная ситуация: -Прочитайте предложения, задайте вопрос от главной части к придаточной, определите виды придаточных. (Работа по таблице из «Кирилла и Мефодия» с использованием «шторки» на интерактивной доске.) 2) Работа с распечатанным дидактическим материалом. Расставьте знаки препинания, определите виды придаточных, назовите средства связи между частями СПП
Проверка с использованием тренажера с подсказками. V. Итог урока Итоговое тестирование. (Можно на итоговом тестировании в уроках «Кирилла и Мефодия») -Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях? -Как будем различать виды придаточных обстоятельственных? Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё не один урок. VI. Оценивание VII. Домашнее задание. Упр.124 Резервное задание В ходе анализа записанных предложений подводим обучающихся к выводу: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения. Обучающиеся обращают внимание то, что одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных. а) Там, где глаз не мог уже отл…чить в потёмках поле от неба, ярко мерцал огонек. (Ч.) б) Небо было там пурпурное, тёплое и ласковое и м…нило туда, где оно к… салось краем зелени лугов. (М.Г.) в) На пне, где мы сидели, я замет…л несколько фигур, вырубленных топором и похожих на те, которые я вид…л во время последней экскурсии к реке. Приложение к плану-конспекту урока Сложноподчиненные предложения придаточными обстоятельственными». (Тема урока)Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|