Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по географии, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2013- 2014 учебный год
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 3
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/ 2014 уч. год
- Программа основного общего образования по географии: 5-9 классы Авторы: В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - Москва: издательство «Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю), что соответствует авторской.
Рабочая программа направлена на достижение тех целей и задач, которые предусматривает и авторская, а именно:
Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, целостного географического образа планеты Земля;
Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, презентации).
Формированию ключевых образовательных компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования, компетенции выбора).
Рабочая программа соответствует содержанию учебника: А.И.Алексеев,Е.К. Липкина, В.В. Николина. География.5 – 6 классы – М: Просвещение, 2012. Данный учебник открывает завершенную предметную линию академических учебников серии «Полярная звезда» для основной школы, разработанную в рамках системно-деятельностного подхода в обучении с учетом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Содержание курса 5 – 6 классов дает первоначальные знания о природе Земли, об основных этапах ее географического освоения и направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности: Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
Учебно-тематический план
Общее количество часов - 35
№
темы
| Наименование разделов
| Всего часов
| Практические работы
|
| 1.
| Развитие географических знаний о Земле
| 4
| 2
| 2.
| Земля – планета Солнечной системы
| 3
| 2
| 3.
| План и карта
| 10
| 7
| 4.
| Человек на Земле
| 3
| 3
| 5.
| Литосфера – твердая оболочка Земли
| 10
| 8
|
| Резерв
| 5
|
|
| ИТОГО
| 35
| 22
|
Календарно-тематический план Тема 1. Развитие географических знаний о Земле– 4 ч
№
п/п
| Наименование
разделов и тем урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Формы контроля
| Информационные ресурсы
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1.1
| Географические методы изучения окружающей среды.
Практикум. Анализ источников географической информации (обучающий)
| 1
| Урок «открытия» новых знаний
|
| Мультимедиа-учебник
«Начальный курс географии»
|
|
| 2.2
| Развитие географических знаний о Земле
| 1
| Урок построения системы знаний
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| Мультимедиа-учебник
«Начальный курс географии»
|
|
| 3.3
| Развитие географических знаний о Земле
Практикум. Заполнение таблицы «Великие путешественники» - тренировочный
| 1
| Урок построения системы знаний
| Выборочная проверка таблицы
|
|
|
| 4.4
| Современный этап научных географических исследований
| 1
| Урок построения системы знаний
| Индивидуальный и фронтальный опрос
|
|
|
|
Результаты личностного развития:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. Метапредметные результаты:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; Предметные результаты:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
3) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 3 ч
№
| Наименование
разделов и тем урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Формы контроля
| Информационные ресурсы
| Дата проведения
| План
| Факт
| 5.1
| Земля – планета Солнечной системы
Практикум. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной» (тренировочный)
Практикум. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли (тренировочный)
| 1
| Урок построения системы знаний
| Выборочная проверка подготовки сообщения
Выборочная проверка контурной карты
| Мультимедиа-учебник
«Начальный курс географии»
|
|
| 6.2
| Движения Земли
| 1
| Урок «открытия» новых знаний
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| Видеофильм «Движение Земли»
|
|
| 7.3
| Солнечный свет на Земле
| 1
| Урок – исследование
| Индивидуальный и фронтальный опрос
|
|
|
|
Результаты личностного развития:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Метапредметные результаты:
1) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения;
2) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики. Предметные результаты:
1) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
2) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
3) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
|