Скачать 1.21 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Н.Я. Высоцкая А.В. Румянцева ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Учебное электронное текстовое издание Научный редактор: доц., канд. экон. наук М.В. Березюк Подготовлено кафедрой экономики природопользования Пособие предназначено для студентов высшей школы экономики и менеджмента, слушателей курсов профессиональной подготовки и переподготовки кадров, научных работников, аспирантов, преподавателей и специалистов, занимающихся вопросами планирования деятельности предприятий промышленного комплекса Екатеринбург 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ1. Прогнозирование спроса на продукцию предприятия 4 1.1. Прогнозирование спроса методом скользящего среднего 4 1.2. Прогнозирование спроса на основе индикаторов 5 1.3. Использование метода экстраполяции для прогноза объема услуг 6 1.4. Прогноз спроса на основе коэффициента эластичности 7 1.5. Прогнозирование сбыта 8 2. Планирование производства и реализации продукции 10 2.1. Разработка производственной программы предприятия 10 2.2. Планирование производственной мощности предприятия 16 2.3. Планирование объема продаж 22 3. Планирование материально-технического обеспечения производства 28 3.1. Планирование потребности в материально-технических ресурсах 28 3.2. Планирование производственных запасов и покрытия потребности в материальных ресурсах 31 4. Планирование роста производительности труда и численности персонала по категориям. Расчет планового фонда заработной платы 38 4.1. Планирование численности персонала по категориям 38 4.2. Планирование роста производительности труда 42 4.3. Планирование заработной платы 51 5. Планирование издержек предприятия (себестоимости продукции, работ, услуг) 57 5.1. Планирование снижения себестоимости продукции 57 5.2. Разработка сметы затрат на производство 63 5.3. Планирование себестоимости отдельных видов продукции 67 5.4. Калькулирование себестоимости продукции методом частичного распределения затрат 74 6. Финансовое планирование на предприятии 86 6.1. Планирование прибыли на предприятии 87 6.2. Планирование показателей рентабельности 92 6.3. Разработка основных финансовых документов 98 7.Планирование организационно-технического развития предприятия 103 Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным. Б. Спиноза Предисловие Планирование – средство обоснования любого дела. В современных условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, роль и место планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования будущих результатов, условий их реализации, это можно осуществить только с помощью методов и средств планирования. Поэтому изучение теории и практики внутрифирменного планирования занимает важное место в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля. Предлагаемое учебное пособие направлено на решение вопросов современного планирования на предприятии. Круг вопросов в рамках этой темы довольно обширен, так как планирование неразрывно связано со всеми основными видами деятельности предприятия, его ресурсами, всеми стадиями жизненного цикла, направлены на реализацию основных целей и задач деятельности предприятия, его стратегического развития. Цель данного учебного пособия – изложить в краткой и доступной форме основное содержание основных аспектов внутрифирменного планирования, систематизировать знания студентов, сформировать логику принятия управленческих решений на основе рационального планирования. Структура и содержание учебного пособия разработано с учетом требований подготовки бакалавров и магистров направлений экономики и менеджмента. Логика построения данного учебного пособия и основной его материал апробированы авторами в процессе чтения дисциплины «Планирование на предприятии», а также проведения практических занятий со специалистами промышленных предприятий. |