Скачать 95.18 Kb.
|
программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (экология, уровни общего и профессионального образования) Раздел 1. Теория и методика обучения экологии: место и значение в области педагогических наук; источники формирования теории и методики обучения экологии; принадлежность теории и методики обучения экологии к педагогическим наукам Требования к профессиональной деятельности педагога-эколога Методика обучения экологии как учебная дисциплина в педагогическом вузе. Сущность, соотношение и взаимосвязь понятий «методика обучения экологии» и «методика экологического образования». Раздел 2. Система экологического образования: непрерывное экологическое образование; формальное и неформальное экологическое образование; экологическое образование в общеобразовательной школе Закономерности и принципы школьного экологического образования. Принципы экологического образования: научности, прогностичности, интеграции, непрерывности, системности, всеобщности, обязательности. Раздел 3. Цели и содержание школьного экологического образования. Обучающие цели: формирование системных знаний о современной экологической картине мира; о развитии природы и общества в их взаимодействии; формирование знаний по разделам общей экологии, глобальной экологии, социальной экологии, природопользованию. Развивающие цели: развитие научного мировоззрения на основе целостной научной картины мира; развитие способностей и потребностей школьников в экологических знаниях и экологической деятельности; развитие исследовательских и практико-ориентированных умений по изучению и охране окружающей среды. Воспитательные цели: усвоение ценностей (общечеловеческих и экологических), отражающих объективную целостность и ценность природы, развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы. Структура и содержание экологического образования в школе. Взаимосвязь компонентов содержания школьного экологического образования. Знаниевый компонент содержания экологического образования. Теория и методика развития экологических понятий при обучении экологии. Система экологических понятий. Деятельностный компонент содержания экологического образования. Методика развития общеобразовательных и практических умений при обучении экологии. Развитие у школьников познавательной активности. Опыт творческой деятельности. Ценностный компонент содержания экологического образования в школе. Экологическое воспитание в школе. Экологическая грамотность, экологический аспект общей культуры. Сущность школьной учебной дисциплины «Экология». Содержание учебной дисциплины «Экология». Основные положения и принципы конструирования содержания школьного предмета «Экология»: интеграция учебного содержания на основе межпредметных связей; дифференциация учебной информации с целью сохранения внутренней структуры учебной дисциплины; краеведческий подход при обучении экологии. Знаниевый, деятельностный и ценностный компоненты содержания учебной дисциплины «Экология» как важная составная часть целей экологического образования. Раздел 4. Методические основы процесса обучения экологии. Методы обучения экологии. Система методов обучения. Классификация методов и методических приемов обучения экологии. Раздел 5. Система форм обучения экологии. Урок как основная форма обучения. Особенности, функции урока экологии; классификация уроков. Подготовка учителя к уроку. Конспект и план-конспект урока: основные признаки и требования к оформлению. Экологические экскурсии. Методика подготовки и проведения экскурсий в природу. Экологическая тропа: признаки, организация и методика работы. Внеклассная и внеурочная работа по экологии. Домашняя работа. Дополнительное экологическое образование: содержание, структура, особенности учебно-воспитательного процесса. Раздел 6. Материальная база обучения экологии: кабинет экологии, лаборатория, уголок живой природы, экологический отдел учебно-опытного участка. Раздел 7. Средства обучения экологии. Классификация средств обучения экологии: натуральные; иизобразительные; средства новых информационных технологий (СНИТ) и технические средства; вербальные средства обучения Учебник по экологии как средство обучения: требования к структуре, содержанию, методическому оформлению. Методика работы с учебником. Раздел 8. Методика формирования и развития знаний, умений, навыков в процессе обучения экологии Методика формирования и развития экологических понятий. Методика формирования умений в процессе обучения экологии. Методика развития исследовательской деятельности в условиях внеклассной работы по экологии. Раздел 9. Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения экологии Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения экологии. Понятие о педагогических технологиях. Развивающее обучение; технологии проблемного обучения;. технологии модульного обучения ; технология проектного обучения экологии; технологии игрового обучения Раздел 10. Контроль знаний и умений при обучении экологии Этапы и функции контроля знаний и умений. Принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии Раздел 11. История экологического образования в российской школе. Экологические аспекты в истории становления методики преподавания естествознания (18в., 19в., начало 20 века). Опыт природоохранного образования в отечественной школе (30 -50 годы 20 века). Становление современной парадигмы экологического образования (60-е - конец 90-х годов 20 века). Раздел 12. Методологические подходы к экологическому образованию Тенденции развития школьного экологического образования: гуманизация, гуманитаризация, интеграция и дифференциация, технологизация экологического образования в школе. Дифференцированное обучение: виды, возможности реализации в процессе обучения экологии. Особенности обучения экологии в различных типах образовательных учреждений. Проблемы стандартизации экологического образования в школе. Федеральный, региональный компоненты, элективные курсы. Раздел 13. Воспитание школьников в процессе экологического образованияЭкологическое воспитание учащихся: сущность и принципы; формирование научного мировоззрения; профессиональная ориентация при обучении экологииРЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
Вопросы вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (экология, уровни общего и профессионального образования)
11. Экскурсия как форма обучения экологии. Классификация экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсии. Экологическая тропа как пример комплексной экскурсии в природу. 12. Контроль знаний и умений при обучении экологии. Формы, виды, методы и функции контроля экологических знаний, умений и навыков. 13.Материальная база обучения экологии: общая характеристика; требования, предъявляемые к кабинету экологии и лаборантской комнаты. 14.Уголок живой природы: требования к организации, возможности содержания растений и животных в уголке живой природы, методика применения живых объектов при обучении экологии. 15. Школьный учебно-опытный участок, его структура и функции. Методика организации экологического отдела УОУ и проведения опытнической работы. 16.Средства обучения экологии. Классификация средств обучения. Наглядные средства обучения экологии, их особенности и проблемы применения. 17.Вербальные средства обучения. Требования, предъявляемые к современному учебнику экологии. 18.Экологические аспекты в истории становления методики преподавания естествознания в конце XVIII века. 19.Становление и развитие экологического подхода в школьном естествознании в первой половине XIX века. 20. Естественноисторическое образование в России в середине XIX века. 21.Вклад А.Я.Герда в методику преподавания естествознания и развитие экологических идей в естествознании. 22.Становление экологического подхода в методике преподавания естествознания в начале XX века. В.В.Половцов, Д.Н.Кайгородов, Б.Е.Райков. 23.Естественнонаучное образование в 20-30е годы ХХ века. 24.Природоохранное просвещение в 40-60-е годы ХХ века. Н.А.Рыков. 25.Деятельность И.Д.Зверева, как автора первой концепции экологического образования. 26.Технологизация как ведущая тенденция развития экологического образования. Сущность и особенности педагогических технологий. Различные подходы к определению понятия «педагогическая технология». Многообразие и классификация современных педагогических технологий. 27. Профессионально-квалификационная характеристика педагога-эколога. Требования, предъявляемые к его личности и профессиональной деятельности. Основные функции педагога-эколога. |