Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер95.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
программа для вступительных экзаменов в аспирантуру

по специальности

13.00.02 - Теория и методика обучения  и воспитания (экология, уровни общего и профессионального образования)
Раздел 1. Теория и методика обучения экологии: место и значение в области педагогических наук; источники формирования теории и методики обучения экологии; принадлежность теории и методики обучения экологии к педагогическим наукам

Требования к профессиональной деятельности педагога-эколога

Методика обучения экологии как учебная дисциплина в педагогическом вузе. Сущность, соотношение и взаимосвязь понятий «методика обучения экологии» и «методика экологического образования».
Раздел 2. Система экологического образования: непрерывное экологическое образование; формальное и неформальное экологическое образование; экологическое образование в общеобразовательной школе

Закономерности и принципы школьного экологического образования. Принципы экологического образования: научности, прогностичности, интеграции, непрерывности, системности, всеобщности, обязательности.
Раздел 3. Цели и содержание школьного экологического образования.

Обучающие цели: формирование системных знаний о современной экологической картине мира; о развитии природы и общества в их взаимодействии; формирование знаний по разделам общей экологии, глобальной экологии, социальной экологии, природопользованию.

Развивающие цели: развитие научного мировоззрения на основе целостной научной картины мира; развитие способностей и потребностей школьников в экологических знаниях и экологической деятельности; развитие исследовательских и практико-ориентированных умений по изучению и охране окружающей среды.

Воспитательные цели: усвоение ценностей (общечеловеческих и экологических), отражающих объективную целостность и ценность природы, развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.

Структура и содержание экологического образования в школе. Взаимосвязь компонентов содержания школьного экологического образования.

Знаниевый компонент содержания экологического образования. Теория и методика развития экологических понятий при обучении экологии. Система экологических понятий.

Деятельностный компонент содержания экологического образования. Методика развития общеобразовательных и практических умений при обучении экологии. Развитие у школьников познавательной активности. Опыт творческой деятельности.

Ценностный компонент содержания экологического образования в школе. Экологическое воспитание в школе. Экологическая грамотность, экологический аспект общей культуры.

Сущность школьной учебной дисциплины «Экология».

Содержание учебной дисциплины «Экология». Основные положения и принципы конструирования содержания школьного предмета «Экология»: интеграция учебного содержания на основе межпредметных связей; дифференциация учебной информации с целью сохранения внутренней структуры учебной дисциплины; краеведческий подход при обучении экологии.

Знаниевый, деятельностный и ценностный компоненты содержания учебной дисциплины «Экология» как важная составная часть целей экологического образования.
Раздел 4. Методические основы процесса обучения экологии.

Методы обучения экологии. Система методов обучения. Классификация методов и методических приемов обучения экологии.
Раздел 5. Система форм обучения экологии.

Урок как основная форма обучения. Особенности, функции урока экологии; классификация уроков. Подготовка учителя к уроку. Конспект и план-конспект урока: основные признаки и требования к оформлению.

Экологические экскурсии. Методика подготовки и проведения экскурсий в природу. Экологическая тропа: признаки, организация и методика работы. Внеклассная и внеурочная работа по экологии. Домашняя работа.

Дополнительное экологическое образование: содержание, структура, особенности учебно-воспитательного процесса.
Раздел 6. Материальная база обучения экологии:

кабинет экологии, лаборатория, уголок живой природы, экологический отдел учебно-опытного участка.
Раздел 7. Средства обучения экологии.

Классификация средств обучения экологии:

натуральные; иизобразительные; средства новых информационных технологий (СНИТ) и технические средства; вербальные средства обучения

Учебник по экологии как средство обучения: требования к структуре, содержанию, методическому оформлению. Методика работы с учебником.
Раздел 8. Методика формирования и развития знаний, умений, навыков в процессе обучения экологии

Методика формирования и развития экологических понятий.

Методика формирования умений в процессе обучения экологии.

Методика развития исследовательской деятельности в условиях внеклассной работы по экологии.
Раздел 9. Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения экологии

Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения экологии.
Понятие о педагогических технологиях. Развивающее обучение; технологии проблемного обучения;. технологии модульного обучения ; технология проектного обучения экологии; технологии игрового обучения
Раздел 10. Контроль знаний и умений при обучении экологии

Этапы и функции контроля знаний и умений.

Принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии
Раздел 11. История экологического образования в российской школе. Экологические аспекты в истории становления методики преподавания естествознания (18в., 19в., начало 20 века). Опыт природоохранного образования в отечественной школе (30 -50 годы 20 века). Становление современной парадигмы экологического образования (60-е - конец 90-х годов 20 века).
Раздел 12. Методологические подходы к экологическому образованию Тенденции развития школьного экологического образования: гуманизация, гуманитаризация, интеграция и дифференциация, технологизация экологического образования в школе. Дифференцированное обучение: виды, возможности реализации в процессе обучения экологии. Особенности обучения экологии в различных типах образовательных учреждений.

Проблемы стандартизации экологического образования в школе. Федеральный, региональный компоненты, элективные курсы.

Раздел 13. Воспитание школьников в процессе экологического образования

Экологическое воспитание учащихся: сущность и принципы; формирование научного мировоззрения; профессиональная ориентация при обучении экологии



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально /Практику по экологической оценке состояния окружающей. – СПб., 1993.

  2. Алексеев С.В. Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и р. Практикум по экологии: Учебное пособие. – М., 1996.

  3. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Наумова Н.Н., Сидельникова Г.Д. Практикум по экологии: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2000.

  4. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. – СПб., 2000. 

  5. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Учебное пособие. – М, 1997.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д., 1996.

  8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.

  9. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М., 1997.

  10. Концепция школьного экологического образования. /Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М., 1994.

  11. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1997.

  12. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.

  13. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М, 1998.

  14. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. - Ярославль, Владимир, 2008.

  15. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М, 2003.

  16. Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие /Под ред. В.П. Соломина. – СПб., 2004.

  17. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М, 1994.

  18. Роговая О.Г., Алексеева Л.В., Бойцова Т.В., Горбунова В.В. Практикум по химии окружающей среды. – СПб., 2007.

  19. Роговая О.Г. Экологическое моделирование: практика /Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007.

  20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М, 1998.

  21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания /Под ред. В.А. Сластенина. – М.:, 2000.

  22. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных педагогических систем. М., 1999.

  23. Соломин В.П., Ланина И.Я. Экскурсии в природу. - СПб., 1999.

  24. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997.

  25. Уроки экологии в 10-11 классах: Пособие для учителя. /Под ред. М.А. Якунчева. – Саранск,1998.

  26. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – М., 1998.

  27. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.

  28. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1997.


Дополнительная

  1. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для 10-11 классов средней школы. – СПб., СМИО ПРЕСС, 1999

  2. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование // Очерки социальной экологии. – М., 1999

  3. Эколого-педагогическая подготовка учителя (образовательная программа переподготовки учителей предметов естественнонаучного цикла по специальности – 013100 – экология, квалификации – учитель экологии) / Под общ. ред. С.В. Алексеева, СПб, 1999.

  4. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экология: информационно-развивающие дидактические задания для учащихся 9-11 классов. – СПб., 1999

  5. Алексеев С.В., Андреева Н.Д. Экология: ученые в области наук об окружающей среде (Книга для чтения). – СПб., 2000

  6. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб., изд-во «Союз», 2001

  7. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум / Учебное пособие с коплектом карт-инструкций. – Спб., 2003

  8. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии». – М., Дрофа, 2001

  9. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 9 кл.: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 1999

  10. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2003


Вопросы вступительных экзаменов

в аспирантуру по специальности

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(экология, уровни общего и профессионального образования)


  1. Методика обучения экологии: место и значение в области педагогических наук.

  2. Цели и функции школьного экологического образования.

  3. Принципы обучения: система принципов. Реализация принципов в обучении экологии.

  4. Современные тенденции развития экологического образования интеграции, гуманизации, демократизации, экологизации,
    фундаментализации, интенсификации, компьютеризации, профессионализации.

  5. Содержание школьного предмета «Экология», его структура. Принципы отбора содержания экологического образования.

  6. Теория развития понятий. Система экологических понятий. Этапы и условия формирования и развития понятий в процессе обучения экологии в школе.

  7. Умения и их классификация. Система умений в структуре содержания экологического образования школьников. Этапы формирования и развития умений. Условия эффективного формирования умений и навыков.

  8. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения (сравнительный анализ классификаций разных авторов). Характеристика методов обучения экологии. Выбор методов обучения на уроках экологии.

  9. Формы обучения экологии, их взаимосвязь и функции. Внеклассная и внеурочная работа по экологии: основные виды внеклассной и внеурочной работы, их характеристика. Дополнительное экологическое образование.

  10. Урок как основная форма обучения экологии. Типология уроков. Функции урока. Этапы подготовки учителя к уроку. Требования к конспекту урока по экологии.

11. Экскурсия как форма обучения экологии. Классификация экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсии. Экологическая тропа как пример комплексной экскурсии в природу.

12. Контроль знаний и умений при обучении экологии. Формы, виды, методы и функции контроля экологических знаний, умений и навыков.

13.Материальная база обучения экологии: общая характеристика; требования, предъявляемые к кабинету экологии и лаборантской комнаты.

14.Уголок живой природы: требования к организации, возможности содержания растений и животных в уголке живой природы, методика применения живых объектов при обучении экологии.

15. Школьный учебно-опытный участок, его структура и функции. Методика организации экологического отдела УОУ и проведения опытнической работы.

16.Средства обучения экологии. Классификация средств обучения. Наглядные средства обучения экологии, их особенности и проблемы применения.

17.Вербальные средства обучения. Требования, предъявляемые к современному учебнику экологии.

18.Экологические аспекты в истории становления методики преподавания естествознания в конце XVIII века.

19.Становление и развитие экологического подхода в школьном естествознании в первой половине XIX века.

20. Естественноисторическое образование в России в середине XIX века.

21.Вклад А.Я.Герда в методику преподавания естествознания и развитие экологических идей в естествознании.

22.Становление экологического подхода в методике преподавания естествознания в начале XX века. В.В.Половцов, Д.Н.Кайгородов, Б.Е.Райков.

23.Естественнонаучное образование в 20-30е годы ХХ века.

24.Природоохранное просвещение в 40-60-е годы ХХ века. Н.А.Рыков.

25.Деятельность И.Д.Зверева, как автора первой концепции экологического образования.

26.Технологизация как ведущая тенденция развития экологического образования. Сущность и особенности педагогических технологий. Различные подходы к определению понятия «педагогическая технология». Многообразие и классификация современных педагогических технологий.

27. Профессионально-квалификационная характеристика педагога-эколога. Требования, предъявляемые к его личности и профессиональной деятельности. Основные функции педагога-эколога.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск