Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер104 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Управление по образованию и науке администрации г. Сочи




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад № 63

организация работы по экологическому воспитанию детей на экологической тропинке

Воспитатель высшей категории

Маринич Наталья Ивановна

Организация работы по экологическому воспитанию детей на экологической тропинке

МДОУ центра развития ребенка - детского сада № 63

п.Лазаревское, г. Сочи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 63 расположен на территории Краснодарского края в живописном курортном поселке Лазаревское.

Наше учреждение работает по многим направлениям, в том числе и по эколого-биологическому. Это связано с тем, что перед коллективом встал ряд проблем, связанных со следующими обстоятельствами:

- все большее отчуждение детей от мира природы;

- снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

- неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Для решения этих проблем нами была выбрана программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», направленная на всестороннее развитие ребенка в процессе его экологического воспитания.

Приступая к работе по приоритетному направлению эколого- биологического образования дошкольников, педагогический коллектив поставил перед собой цель формирования экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Для достижения поставленной цели нами используются разнообразные формы и методы работы: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, прогулки, экологические акции, праздники, но особое предпочтение уделяем организационной деятельности на экологической тропинке, так как большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. А значит, образование это должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается в повседневной жизни. Также процесс обучения будет не эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, насекомых, птиц, погодных явлений и т.д, словом, если изучать природу по картинкам и фотографиям, даже самого лучшего качества.

Только посредством практической исследовательской деятельности, конкретно в природных условиях можно заложить основы правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям ,охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от окружающей среды.

Наш детский сад имеет большую прилегающую территорию, на которой достаточный биоценоз для наблюдений, занятий, практических действий в природе в процессе работы с детьми. На территории есть различные деревья, характерные для Краснодарского края: вечнозеленые (сосна, кипарис, пальма и др.); листопадные (береза, клинолистный платан, тюльпанное дерево, секвойя, ива);. Плодовые (слива, алыча, инжир, яблоня, груша и др.); кустарники (лещина, сирень, ежевика, лавровый лист, самшит); виноградная лоза. На полянке и других прилегающих территориях многообразие дикорастущих травянистых растений, в том числе лекарственных. На территории можно наблюдать птиц (сойка, скворец, воробей, дятел, синички и др.); насекомых (клоп- солдатик, кузнечик, богомол, бабочки и др.); ящериц; лягушек; улиток.

Таким образом, в нашем детском саду есть все необходимые природные условия для создания экологической тропинки, на которой можно давать детям знания о многообразии живой и неживой природы, показать взаимосвязь между ними, экосистему для одного организма или их совокупности, влияние действий человека на природу, значимость природы для человека.

Творческая группа в составе педагога – эколога Мигаенко Светланы Николаевны, воспитателя высшей категории Маринич Натальи Ивановны, воспитателя высшей категории Орловой Татьяны Андреевны, воспитателя высшей категории Курочко Валентины Петровны, воспитателя первой категории Симоновой Татьяны Васильевны определили маршрут экологической тропинки на территории сада, выделили объекты для наблюдений и занятий, учитывая и мнение детей. Разработаны перспективные планы по организационной деятельности на экологической тропинке для всех возрастных групп, конспекты занятий, сценарии праздников, досугов, акций, паспорта растений - объектов экологической тропинки.

Определяя тропинку, учитывали то, чтобы дети во время наблюдений и занятий на ней могли решать проблемные задачи роста и развития растений, сезонной зависимости от неживой природы и действий человека деревьев, кустарников, насекомых, птиц, цветников, водоемов, а также показать значимость природы для человека.

В ходе работы с детьми старших групп были поставлены следующие задачи:

1) формировать осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;

2) формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычку их соблюдения в своей жизнедеятельности;

3) обогащать знания детей о флоре и фауне Краснодарского края, организуя экскурсии по экологической тропинке; 4) развивать умственные способности детей, учить их экспериментировать, анализировать и делать выводы;

5) совершенствовать навыки выполнения опытных работ, вызывать у детей желание общаться с природой, отображать свои впечатления в рисунках, в речевой деятельности, в играх.

Для решения этих задач была разработана система организации работы на экологической тропинке, составлена план- схема территории детского сада, на которой выделена экологическая тропинка с указанием объектов для наблюдений, занятий, экспериментов и практических действий с детьми.

Этими объектами стали: деревья (сосна, береза, клинолистный платан, тюльпанное дерево, ель, лиственница), лягушка и место ее обитания, пень с наличием его обитателей, муравейник, родник, поляна, цветник, ландыш, хвойная аллея, уголок «дикой» природы, поваленное старое дерево.

С помощью этих объектов дети получают необходимые знания об особенностях жизни и развития деревьев, птиц, насекомых, земноводных, трав и цветов, прослеживают их взаимосвязь с неживой природой и человеком, влияние человека на природу и природы на человека.

Так, например, работая на точке «Сосна», дети запоминают, что это хвойное дерево, рассматривая хвоинки, сравнивают их с обычными листьями, изучают кору, ветки, шишки дерева. Глядя на крону, дети убеждаются, что сосна -светолюбивое дерево. В процессе наблюдений в различную погоду устанавливаем зависимость в поведении хвойных веток и шишек этих деревьев от степени влажности, наблюдаем за тем, что под этим деревом мало растительности, так как мало света из-за густых веток.

Дети наглядно имеют возможность устанавливать определенные связи в живой и неживой природе, видеть необыкновенное повседневно. В процессе бесед дети узнают, что в «дикой» природе под этими деревьями любит устраивать себе берлогу медведь, зимой под ветками прячется заяц- для него это дерево защитник (связь растений и животных).

Продолжая работу с деревьями на точках «Яблоня», «Береза», «Тюльпанное дерево», учим детей сравнивать культурное и дикорастущее дерево, решать проблемную задачу: для чего нужны культурные и дикорастущие деревья. На примере этих явлений изучаем явления листопада: как меняют цвет листья осенью, где их больше в это время: на дереве или под ним и почему? Дети имеют возможность сравнивать опавшие и живые листики, рассматривать плоды, уточнять, кому они еще нужны, кроме человека.

В играх рядом с этими деревьями дети получают огромный эмоциональный настрой. Так в игре «Устроим листопад» дети подбрасывают листья, затем представляют, что они сами - листочки с дерева, показывают, как они растут, опадают, ложатся на землю, то есть чувствуют себя неотъемлемой частью природы. На этих объектах дети узнают о пробуждении их весной, а в экспериментальном практическом занятии «вырастили яблоньку» дети узнают, как появляется новое деревце и как человек может этому способствовать.

На объекте «Сухое дерево» дети высказывают свое мнение, почему дерево засохло, чем оно отличается от живого. Они исследуют кору, ветки, наблюдают, есть ли на нем насекомые. В беседах определяем, как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться, как можно дольше, живыми. Дети узнают, что деревья, как и все живое, умирают от возраста и болезни, а так же и от несчастного случая (сильный ветер, молния, нашествие насекомых - вредителей). Дети имеют возможность увидеть влияние сильного ветра.

Наблюдение за лягушкой и местом ее обитания позволяет детям установить те условия, в которых ей комфортно жить, чем она питается, как ведет себя в разных климатических условиях, в разное время года, какую пользу приносит человеку и окружающим растениям. С помощью этого экообъекта дети решают проблемную задачу, почему лягушек надо беречь.

Объект «Пень» позволяет выяснить с детьми, что такое пень (спиленное дерево). Учимся определять возраст дерева по кольцам. С помощью лупы дети рассматривают годичные кольца, учатся считать их, определять возраст дерева. Дети имеют возможность исследовать, что растет на пне (мох весной, лишайник летом, грибы осенью). На нем нашли жучков - короедов и следы их деятельности. Весной наблюдаем, как на пне греются «клопы- солдатики», суетятся черные муравьи. Дети учатся обсуждать роль всех этих насекомых в природе.

Наблюдая за родничком на объекте «Родник», дети любуются чистотой и свежестью воды. Дети высказывают свое мнение о роли родника для всего живого на планете, о необходимости сохранять водные объекты чистыми. Дети заботливо ухаживают за родником, очищают место вокруг родника от сухих листьев и веток, «беседуют» с родником, проявляя таким образом о нем заботу.

Объект «Поляна» дает возможность познакомить детей с такими лекарственными травами, как цикорий, одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник, хвощ, череда. Во время наблюдений за этими растениями дети узнают о том, как они используются в медицине, какие болезни лечат. Дети определяют их значимость для человека и то, что должен делать человек, чтобы сохранить и не вредить этим растениям. Устанавливаем экологическую цепочку «Природа - Человеку, Человек - Природе».

Следующий лекарственный объект «Ландыш», на котором дети наблюдают за ростом и развитием этого растения, его цветением, размножением. Дети узнают о его лекарственных свойствах, той пользе, которую человек извлекает из этого растения помимо любования его красотой, о том, что это растение занесено в Красную книгу.

Поляна дает возможность познакомиться с другими травянистыми растениями: клевер луговой, ромашка, мышиный горошек, лютик. Дети имеют возможность наблюдать за их ростом, цветением, появлением на них семян, влиянием на них погодных явлений в разное время года. Красота и разнообразие луга радует детей, вызывает у них радостные эмоции, желание сохранить все это - не топтать, не рвать. На поляне дети могут увидеть много насекомых: богомолов, кузнечиков, бабочек, стрекоз, пчел, мух, понаблюдать за их повадками, способами питания (сбор нектара пчелой). Наблюдения помогают установить взаимосвязь между растениями поляны и насекомыми.

Объект «Скворечник» помог детям пронаблюдать весеннее появление птиц, их гнездование, поведение во время воспитания птенцов, осеннее исчезновение птиц. Во время бесед и занятий дети узнавали о той пользе, которую птицы приносят деревьям, человеку, решали задачу, как помочь зимующим птицам в холодное время, вызывая в себе чувство доброты, заботы, переживание за окружающее нас в природе.

Объект «Уголок нетронутого леса» позволяет познакомить детей с различными дикорастущими растениями нашего Краснодарского края, в том числе выросшими из семян, принесенных ветром или птицами. Здесь мы устанавливаем взаимосвязь в природном уголке, влияние неживой природы на те или другие объекты, иными словами - даем детям наглядное представление об экосистеме в лесном массиве.

Для осуществления работы на экотропе педагоги с детьми придумали себе помощника - сказочного человечка Старичка- боровичка, который является непосредственным участником во всех занятиях, играх, наблюдениях.

Немаловажную роль в формировании экологической культуры у детей играют родители, которые являются первыми помощниками педагога. Работа с родителями заключается в следующем:

проведение заседаний за круглым столом, где родители знакомятся с целями и задачами экологического воспитания детей, где им даются советы и рекомендации, знакомят с литературой по данной теме; здесь родители обмениваются личным опытом, указывают на результат личного примера, поступков взрослых, обмениваются опытом содержания домашних животных и растений дома, методами привлечения внимания ребенка к объектам;

проведение совместных мероприятий на экологической тропинке;

проведение анкетирования родителей, в результате которого выявилось их отношение к данной работе и желание оказывать помощь.

На информационном экологическом стенде родители знакомятся с нашей работой по экологическому воспитанию, экологической обстановкой в городе Сочи, фотоматериалами. В оформлении стенда принимают участие эколог, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, воспитатели, педагог-психолог, старшая медсестра.

Наше учреждение сотрудничает с опытной станцией Лазаревский ВИЗР, где сотрудники знакомят детей с экологической обстановкой Лазаревского района, а также растениями Краснодарского края, особенно с теми растениями, которые занесены в Красную книгу.

Проводимая работа имеет положительный результат в развитии экологического сознания детей: они более эмоционально воспринимают окружающую их природу, бережно к ней относятся.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ

в МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 63


Изучение паспортов растений экологической тропинки


Опытнические работы

Сбор семян

Праздники, развлечения

Ведение жалобной книги

Наблюдения за состоянием растений юными экологами

Изучение карты- схемы экотропинки

Занятия

Наблюдения

Беседы

Решение проблемных задач

Экологические акции

МДОУ

63


Педагоги

Дети

Родители

Трудовые действия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск