Скачать 197.37 Kb.
|
Опыт работы по экологическому воспитанию детей МБДОУ ЦРР ДС 51 «СОЛНЫШКО», г. ОЗЁРСК, Челябинской области.«Там, где нет чуткости,тонкости восприятияокружающего мира,вырастают бездушные,бессердечные люди»В. СухомлинскийСовременное человечество стоит перед необходимостью переосмысления и осознания своей ответственности за сохранение окружающей природной среды – условий жизни всего живого на планете. Экологическая проблематика современности актуализирует экологическое образование и воспитание, экологическую культуру как фактор единства природы и общества. Предметом экологического образования является познание законов природы, становление духовной культуры людей. Экологическая культура является составным компонентом общей культуры человека. Её формирование необходимо осуществлять с самых ранних этапов становления личности – с дошкольного возраста. Дошкольный возраст является особым периодом в жизни ребёнка. Ребёнок, познавая мир, формируется как личность, как индивид, как частица огромного мира. Именно в этот период формируются основы миропонимания и взаимоотношений личности в системе ''человек – природа''. Экологическая культура дошкольника - качественное новообразование личности предполагающее: единство эмоционально-чувственного отношения и осознанной практической деятельности, базирующееся на его экологических представлениях. Система экологического воспитания, реализуемая в нашем ДОУ направлена на: -установление реальных связей между ребёнком и окружающей его природой. -осознание ребёнком себя как части природы. -понимание ребёнком уникальности и ценности каждого объекта природы. -общекультурное развитие, построенное на синтезе интеллектуального, эстетического нравственного, речевого и физического компонентов. Основной целью является: Воспитание социально-активной, экологически грамотной личности. Обозначенная нами цель конкретизируется в следующих задачах: 1.Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологического воспитания. 2.Модернизация условий, обеспечивающих реализацию экологического воспитания в ДОУ. 3.Разработка механизма создания единого воспитательно-образовательного пространства на основе интеграции содержания интеллектуального, нравственного, эстетического и познавательного развития детей. 4.Освоение новых форм и технологий экологического воспитания дошкольников. При этом обеспечить условия для сохранения самоценности личности каждого ребёнка и нахождения способов его индивидуального роста. Содержание экологического воспитания в ДОУ реализуется на основе интеграции федерального, регионального компонентов образования и индивидуализации развития ребёнка на основе вышеизложенных принципов, в регламентируемой, самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности. При этом среда, в которой развивалась деятельность, помогает ребёнку проявлять свою активность, реализовывать творчество, совершенствовать коммуникативные навыки. Для решения экологических задач на первоначальном этапе необходимо было изучить соответствующие программы и технологии. Федеральный компонент обязательного экологического минимума представлен программами ''Юный эколог'' (С.Н. Николаева) и ''Наш дом - природа'' (автор Н. Рыжова), «МЫ» (автор Кондратьева Н.). Региональный компонент представлен программой воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, «Наш дом-Южный Урал» (авторы: БабуноваЕ.С., Градусова Л.В.). Один из педагогов нашего ДОУ на протяжении многих лет ведет углубленную работу по экологическому воспитанию старших дошкольников «ПОЗНАЮ МИР». Им были разработаны перспективно - тематические планы, конспекты интегрированных и комплексных занятий, сценарии экологических акций, праздников, экскурсий, изготовлено множество плакатов, макетов, дидактических игр экологического содержания, в групповой комнате оборудован «Уголок исследовательской деятельности».Для того, что бы работа была ещё более продуктивной педагог прошла краткосрочное обучение в ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) Центре «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца по теме: Экологическое воспитание дошкольников по программе «Наш дом – природа» в объеме 36 часов, г. Москва (с 31 марта по 5 апреля 2008г.); в объеме 36 часов, г. Москва (с 24 по 29 ноября 2008 г.); в объеме 144 часа, Г. Москва (с 25 по 30 мая 2009 г.). Изучив рекомендации старшего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, кандидата биологических наук Н.Рыжовой и опыт работы педагога, мы составили структурно-фундаментальную модель взаимодействия специалистов ДОУ по организации экологического образования.
Немало важным началом экологического воспитания дошкольников является создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания. Педагоги нашего дошкольного учреждения понимают, что современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены при условии становления основ экологической культуры, экологического мировоззрения с дошкольного возраста. Для педагогов были проведены ряд консультаций и семинаров: «Экологические проблемы и причины их порождающие», «Методы экологического воспитания», «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых», «Совместная деятельность взрослых и детей в процессе экологического воспитания», «Работа с родителями по экологическому воспитанию детей». А так же методические объединения педагогов, как в внутри ДОУ так и на городском уровне, где были представлены совместные проекты с детьми и родителями. Экологические знания являются основой экологического сознания, поэтому необходимо мы в своем ДОУ стараемся приобщать детей к практической деятельности. Используем в работе с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы благоприятные периоды каждого сезона. На прогулках, когда тепло, мы организуем игры с песком во всех возрастных группах, дети знакомятся со свойствами и качествами песка, игры с песком проводятся многократно, при этом развиваем не только пассивную, но и активную речь малышей. Дети наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить горки, гаражи, домики. Все постройки обыгрываем, детям нравится угощать нас различными блюдами, приготовленными из песка. В старшем возрасте дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования представляют детям, возможность самим найти ответы на вопросы «как» и «почему». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, нам взрослым легче сделать все самим и оставить детям роль наблюдателей, но эффективность обучения будет гораздо ниже. Какими бы интересными не были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. В начале проведения опытов, необходимо объяснить детям, что именно мы собираемся проверить. Можно предложить детям, предсказать результаты исследования не оценивая взыскания. Дети должны быть активными участниками обсуждений, важно вместе сформулировать выводы. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Представление о превращении воды в твердое и газообразное состояние формируется у детей в процессе наблюдения за выпадением различных осадков, таянием снега, замерзанием луж. Малыши довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно – вода замерзает, тепло – тает. В опытах необходимо продемонстрировать различные условия перехода воды из одного состояния в другое, сравнить время замерзания воды в большой и маленькой формочках, воды чистой и подкрашенной; сравнить скорость таяния снега, уложенного плотно и рыхло, снега и льда и т. д. Объектами исследования также могут быть и почва, камни, глина, ветер, солнце, небо, воздух. Для этой работы в нашем методическом кабинете имеется подборка педагогических пособий Н.А. Рыжовой и педагогических изданий: «Наш дом – природа»; «Почва - живая земля»; «Что у нас под ногами»; «Деревья: от Акации до Ясеня»; «Не просто сказки» экологические рассказы, сказки и праздники; Альпийская горка в детском саду»; «Напиши письмо сове» экологический проект; Экологический проект «Мое дерево» и другие. Большую роль в экологическом образовании детей играют экологические экскурсии. Цель экскурсий – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, вслушиваться, всматриваться. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, экологической обстановки, наличии животных, растений. Дети проявляют большой интерес к объектам природы и быстрее и легче усваивают информацию. Экскурсии в природу дают возможность наблюдений за сезонными изменениями в природе, за характерными изменениями в живой и неживой природе. Главное – содержание экскурсии должно быть интересным каждому ребенку. Эффективным приемом воспитания и обучения детей на экскурсиях является выполнение ими несложных самостоятельных заданий, проведение повторных наблюдений, составление описательных рассказов об увиденном, отражение своих впечатлений в рисунках. Коллекционирование – это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы (известняк, щебень, уголь, гранит и т. д.) Коллекционировать можно все что угодно. В нашем детском учреждении есть коллекции запахов, видов бумаги, семян, листьев, шишек, косточек, камней, а также открытки о природе, о цветах, бабочках и т. д. Детям нравится собирать, находить что-то особенное, рассматривать через лупу, выбирать самый красивый камень, самый невзрачный. Большое внимание уделяется экскурсиям в природу, наблюдениям. Ведь наблюдая, ребенок учится понимать и любить все живое. Он не пройдет мимо, задержит свой взгляд, окажет помощь нуждающимся, приобретет навыки культурного поведения в природе, а также практические навыки и умения в разнообразной природоведческой деятельности. Наблюдения на экскурсиях, на прогулках, в повседневной жизни воспитывают потребность в общении с природой, развивают экологическое сознание. Неоценима роль экологических игр. Игра – любимое занятие детей. В игре легче обучать, т. к. чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. Ребята сами участвуют в изготовлении атрибутов для игр (воздушные змеи, парашюты, самолетики, постройки и т. д.) Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например: игра «Строительство экологического города». Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Эхо-система водоем» позволяет определить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы. Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. Это КВН, экологические викторины, конкурсы, дискуссии. В своей практике мы применяем так же игры-путешествия, детям очень нравится попадать на Северный полюс, в Африку, на дно океана, в пещеры и т. д. В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры; «Кто, где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое - неживое» (на классификацию по заданным признакам); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе.) Дети младшего возраста любят игры-превращения, на имитацию признаков, движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» и т.д. В непосредственно образовательной деятельности дети выводятся за пределы непосредственного опыта, знакомясь со сведениями о живой и неживой природе, с понятием эволюции, с происхождением человека, его развитием. Дети узнают о Земле, как о планете Солнечной системы, звездах и планетах. В экспериментальной деятельности и на практических занятиях дети знакомятся со свойствами воды и воздуха посредством проведения опытов, узнают, что такое притяжение, свет и его отражение и др. У ребенка совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это помогает детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это формирует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно складывается на развитии его психики. Погружаясь в мир растений, дети учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Слушание, рассматривание книг, иллюстраций, картин, игры, заучивание стихов о природе, помогают закрепить получение знания, умения и навыки, расширяют созидательные возможности детей. Ребенок накапливает нравственный опыт отношения к миру, оценивает себя в этом мире, приобретает умение целесообразно вести себя в природе. У него повышается уровень экологической воспитанности. Тематика непосредственно образовательной деятельности построена так, что она дополняет воспитательно-образовательный процесс детского сада и помогает воздействовать на эмоциональное развитие ребенка. В результате проводимой работы дети стали более глубоко воспринимать все краски окружающего мира, чувствовать гармонию, видеть красоту, уметь сопереживать и созидать. Увлеченные работой по экологии, они ведут дневники, зарисовывая свои наблюдения, изготавливают подарки в день рождения елочки, розового куста, живо включаются в учебный процесс, проводят опыты, экспериментируют и радуются новому ростку, объекту. Совместно с воспитателями были составлены экологические проекты таким образом, чтобы они проходили через всю структуру дня ребенка. Создаются разнообразные игровые ситуации, которые плавно переходят из одного вида деятельности в другой, обыгрываются в мини - центрах, созданных в детском саду. Экологическая непосредственно образовательная деятельность, «уроки» доброты развивают интерес к миру природы, формируют положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботится о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие занятия воздействуют на душу ребенка. Например: «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?», «Что рассказала тебе природа?», «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?», «Чем, красив цветок?», «Что такое красота?». Обсуждение и проигрывание ситуаций, одна из форм экологического образования. Эта форма работы способствует закреплению в сознании ребенка норм и правил поведения в природе. Иногда важно создать скрытую проблемную ситуацию, исподволь вызывающую интерес детей к непринужденному общению друг с другом, педагогом, познанию и творчеству. Важная роль отводится сказкам. У детей преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает приобрести реалистические представления об окружающем мире (Н.А. Рыжова «Не просто сказки», экологические рассказы, сказки и праздники и т.д.). Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создать серии иллюстраций. Все эти формы и методы экологического воспитания воспитатель включает в разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и совмещение с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с объектами природы, воспитывает потребность в созидании и творчестве. Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Экологическое посвящение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки. Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относится к природе, а во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически неграмотное поведение родителей. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в детском саду и пренебрежительным отношениям родителей к природе делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает у детей ситуацию психологического дискомфорта. Прежде чем выстраивать работу, мы познакомились с образовательным уровнем родителей, психологическим состоянием семьи. При выборе форм общения с родителями мы решили, что нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Абстрактные сведения о глобальных проблемах, не вызывает у родителей особого интереса. В начале учебного года мы провели родительское собрание на тему: «Задачи экологического воспитания» и провели анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. В итоге, мы сделали вывод, что многие родители интересуются проблемой экологического воспитания детей. Родители понимают необходимость воспитания у детей экологической культуры, что семья, как никто другой оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссия, выставки рисунков, работ из природного материала, семейных фотографий, создание мини-музеев). Большой интерес вызывает у детей и родителей выставки фотографий «Игры и забавы зимой», «Здравствуй солнышко», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Наши родители активно участвуют в сборе коллекций «Камни», «Ракушки», «Песок», «Глина», с удовольствием участвуют в изготовлении поделок из природного материала для украшения группы, праздников, ярмарок. В родительском уголке мы размещаем разнообразную литературу об экологическом образовании, помещаем краткие вопросы-тезисы. Во многих группах нашего учреждения, стало традицией читать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского. Родители разрешают детям приносить в детский сад новые книги о природе, о птицах, рыбах, животных Африки, Северного полюса, различные познавательные энциклопедии. Дети рассказывают, обсуждают, рассматривают иллюстрации. Очень важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Мы предлагаем родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать дыхание реки, шум леса и т. д. В нашей фонотеке собраны записи для прослушивания в кругу семьи: «Журчание ручейка», «Голоса птиц», «Морской прибой», «Шум леса» и т. д. Мы надеемся если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «Лугов и полей», любоваться травами, насекомыми, птицами, камешками, песчинками – одним словом пристально вглядываться, всматриваться в жизнь. Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы. В детском саду имеются разнообразные наглядные дидактические пособия: «Логика малыш» - интеллектуально - развивающая игра по разделам: «Животные», «Растения» и многое другое. В помощь педагогам в методическом кабинете имеется много книг по экологическому воспитанию. На большой территории участка детского сада есть, где развернуться выдумке и фантазии. Весной и осенью проводим акцию по озеленению и благоустройству участка детского сада, в котором принимают участие сотрудники ДОУ, воспитанники, их родители. На протяжении многих лет, наше ДОУ взаимодействует с Детским эколого-биологическим Центром. Уникальность и чистота восприятия окружающего мира являются чудесной особенностью детства. Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, мы хотим научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Дети стремятся узнать что-то новое, познать, сделать открытие. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме, используется моделирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, изобразительная деятельность, труд на участке и в уголке природы, игра, наблюдения на экскурсиях, прогулках, занятиях, в повседневной жизни. Таким образом, наше МБДОУ ЦРР ДС№ 51, с целью формирования начал экологического развития и экологической культуры дошкольников старается осуществлять новые подходы к содержанию и организации экологического образования и воспитания; координирует работу с родителями, социумом по формированию системы ценностей. |