Скачать 323.48 Kb.
|
МР «Нюрбинский район» Республики Саха (Якутия) МКУ «Управление образования Нюрбинского района» «Согласовано»: «Утверждаю»: Начальник МКУ «Управление образования» Глава МР «Нюрбинский район» _______________________Маччасынова М.В ______________ Попов Б.Н. «_____»___________2013г. «_____»___________2013 г. «Согласовано» Начальник управления по экологии и природопользованию ______________________ «_____»______________2012 г. КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Экологическая тропа» по дошкольному образованию Нюрбинского района РС (Я) 2013 – 2017 г.г. г. Нюрба -2012 г. ПАСПОРТ комплексной целевой программы «Экологическая тропа» по дошкольному образованию Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) на 2013 -2017 г.
Аналитическое обоснование программы Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Поэтому в Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности. Быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Обращение к отеческому наследию воспитывает в детях уважение, гордость за землю, на которой они живут. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. И воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства. Именно взгляд на экологическое воспитание дошкольников через призму народных традиций и духовной культуры народа и является отличительной чертой программы "Экологическая тропа". 1.Пояснительная записка 1.1.Направленность программы. Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход - один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей). Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Экологическая тропа" создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования. В её основе - годовой цикл народного календаря с использованием фольклорных праздников. 1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее! Объективная необходимость создания программы "Экологическая тропа" состоит из двух аспектов: теоретического и практического. Теоретический аспект - это систематизация методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по экологическому воспитанию Практический аспект - это создание комплексного воспитательно-образовательного пространства по экологическому воспитанию в системе: ДОУ - семьи воспитанников- управление по экологии и природопользованию. Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки комплексной программы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности. Новизна программы "Экологическая тропа" в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры народов РС(Я). В основе построения программы, тематики занятий- годовой цикл народного календаря с использованием местных традиций празднования, фольклорных праздников. 1.3.Цели и задачи программы. Цель программы: Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия. Задачи:
Программа "Экологическая тропа" ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями. Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний. Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. 1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Программа экологического воспитания и образования "Экологическая тропа" рассчитана на детей подготовительного к школе возраста- 6-7лет. 1.6. Сроки реализации программы. Изложение материала рассчитано на 2013-2017 г.г. г и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний. 1.7.Формы и режим занятий. Занятия по программе "Экологическая тропа" начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся. Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:
Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл. Каждый такой цикл включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие(живопись, музыка, поэзия). Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем. 1.8.Ожидаемые результаты и способы их проверки. К семи годам ребёнок:
Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому блоку программы и обобщающие диагностические карты. Оценка знаний об окружающем мире.
1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
2.Содержание программы. Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач. Блок"Мин торообут дойдум !" Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, района, республики, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района, республики Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, животноводов. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Мин киьибин». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
Блок "Таптаа уонна харыстаа" Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Нюрбинского района, Республики Саха (Якутия). Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:
Блок "Я - исследователь" Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей. Блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования народов Республики Саха (Якутия). Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
3.Учебно - тематический план. Учебно-тематический план по программе "Экологическая тропа"
Итоговые занятия. (январь) Зимний экологический праздник; (август) Экологический КВН "Юные защитники природы"; В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка; Наша работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс будет организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку; предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию. 4.Методическое обеспечение. 1) Учебные и методические пособия по программе (см. список литературы). 2) Материалы из опыта работы: a) физкультминутки, загадки; б) конспекты занятий; в) экологические викторины; г) экологические досуги, праздники; д) дидактические игры; е) диагностические карты, анкеты; ж) компьютерные презентации на темы: "Мой поселок", "Вода", "Воздух", "Песок", "Глина", "Советы здоровья" и др. Литература. 1. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной. 2. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Я и природа" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005 3. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Волшебница вода" М., Линка-Пресс, 1997. 4. Программа "Наш дом – природа", Блок занятий "Воздух – невидимка" М., Линка-Пресс, 1997. 5. Программа "Наш дом – природа", "Что у нас под ногами" Блок занятий "Песок. Глина. Камни" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005 6. Программа "Наш дом – природа", "Почва – живая земля", Блок занятий "Почва" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005 7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994. 8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994. 9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994. 10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995. 11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997. 12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997. 13. Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997. 14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997. 15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998. 16. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998. 17. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998. 18. Базовая программа «Тосхол» РС (Я). Приложение № 1 к КЦП «Экологическая тропа» по дошкольному образованию Нюрбинского района РС (Я) |