Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс
№/ Дата
план
/факт
| Тема,
тип урока
| Элемент
содержания
| Требования к уровню достижений
| Контрольно-
оценочная
деятельность
| * Дом.
задание
| Средства обучения
| знать
| уметь
| вид
| форма
|
| *интернет-
ресурсы,
средства
мультимедиа
| 1
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.
Комбинированный урок
| Природа живая и неживая. Человек – часть природы. Что изучает физика. Физические явления. Физические тела. Вещество.
| 1.физика наука о природе,задача которой открыть законы, которые связывают между собой физические явления, найти связи и причины явлений
| Создавать понятие физическое явление
Распозновать физические, химические и биологические явления в кс
| текущий
| УО
| §1-3, вопросы после §§ устно,
Л. № 5, 7
| проектор
| 2
| Физические термины. Наблюдения и опыты. Комбинированный урок
| Научные методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза.
|
| Описывать конкретную ситуацию как физическое явление
| текущий
| УО
| §4, 5,
упр. 1(1,2),
|
| 3
| Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Комбинированный урок
| Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность.
| Количественное описание свойства физического объекта или явления называют физической величиной
У каждой физической ыеличины есть свой способ измерения, обозначение, единица
Все единицы физических величин имеют условные обозначения и наименования
На практике используют кратные и дольные единицы, для обозначения которых служат приставки
Физическую величину можно измерить с помощью приборов
| «Создавать» понятие о физической величине
Распозновать обозначение величины, наименование и обозначение ее единицы, числовое значение
| текущий
| УО
| Выучить по конснпекту определения. Задание 3 письменно
|
| 4
| Характеристика измерительных приборов Комбинированный урок
| Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
| Измерительные приборы делят на цифровые , стрелочные, стрелочные приборы имеют шкалу,которая представляет собой нанесенные с помощью штрихов деления с цифрами, обозначающими значение измеряемой величины
Наибольшее и наименьшее значение физической величины, измеряемой данным прибором, называют пределами измерения прибора
Значение физической величины, соответствующее наименьшему делению шкалы прибора, называют ценой деления прибора
| Утанавливать наименование единицы физической величины, измеряемой данным прибором
Устанавливать характеристки измерительного прибора: цену деления и пределы измерения
| текущий
| УО
| П.4 зад 5
|
| 5
| Снятие показаний прибора Комбинированный урок
|
| Значение физической величины, отсчитанное по шкале прибора,- это значение величины, соответствующее ближайшему к указателю прибора штриху шкалы;
Измеренное значение физической величины равно значению, отсчитанному по шкале, плюс-минус погрешность измерения;
Погрешность измерение, обусловленная ошибками при счете по шкале, называется погрешностью отсчеа по шкале и равна половине цены деления прибора
| Находить значение физической величины, соответствующее положению указател на шкале прибора
| текущий
| ЛР
| Повторить п 4, конспекты.
|
| Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (7 часов)
6.1
| Строение вещества. Молекулы. Комбинированный урок
| Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества.
| Тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки;из-за этого тела могут изменять размеры и форму, смешиваться, разрушаться;
Изменение размеров тел объяняется тем , что расстояние между частицами увеличивается или уменьшается;
Изменение формы тел объясняется тем , что расположение частиц относительно друг друга изменяется;
Разрушение тел объяняется тем, что группы частиц сдвигаются друг относительно друга на значительные расстояния;
Перемешивание объясняется тем, что частицы одного тела распологаются между частицами другого тела;
| «создавать « постулат о строении тел;
Описывать изменения в расположении молекул при разрушении, смещивании тел, изменении их размеров и формы в конкретных ситуациях
| текущий
| УО
| §7,ответить на вопросы письменно
|
| 7.2
| Размер и строение молекул Комбинированный урок
|
| Молекула- наименьшая частица данного вещества;
Молекулы одного и того же вещества одинаковы;
Молекулы разных веществ отличаются размерами и строением;
Мелокулы имеют размер порядка 10-8-10-10
Измерить размер молекул можно методом тонкой пленки и по фотографиям, сделанными с помощью электронного микроскопа
| Разрабатывать метод измерения молекул и оценивать размер молекулы по фотографиям
| текущий
| УО
| §7-8, ответить на вопросы письменно
|
| 8.3
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение размеров малых тел» Комбинированный урок
|
|
|
| текущий
| ЛР
|
|
| 9.4
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Комбинированный урок
| Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение частиц и температура тел.
| Молекулы непрерывно и хаотически движутся; из-за этого происходят такие явления, как диффузия, испарение,броуновское движение, давление газа;
Диффузия- явление самопроизвольного перемешивания веществ в твердом, жидком и газообразных состояниях;
Диффузия объясняется тем что молекулы одного вещества, непрерывно двигаясь, проникают между молекулам другого вещества;
| «создавать» постулат о движении молекул;
Распозновать диффузию в конкретных ситуациях
| текущий
| УО
| §9,задания 2 письменно, провести эксперимент
|
| 10.5
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Комбинированный урок
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
| Молекулы взаимодействуют(притягиваются и отталкиваютс);из-за этого тела обладают упругостью и могут слипаться;
Молекулы разных веществ взаимодействуют сильнее или слабее;из-за этого жидкости растекаются(смачивание) или собираются каплями(несмачивание) на поверхности твердого тела или другой жидкости;
Смачивающая жидкость поднимается по тонким трубкам- капиллярам;
Чем тоньше капилляр, тем на большую высоту в нем поднимается жидкость
| Устанавливать указанные факты
Объяснять конкретные ситуации
| текущий
| УО
| §10, упр 2
|
| 11.6
| Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел Комбинированный урок
| Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.
| Твердые тела сохраняют форму и объем,их трудно сжать;
Жидкости сохраняют объем, принимают форму сосуда, трудно сжимаемы;
Газы занимают весь предоставленный объем, легко сжимаемы;
В газах молекулы асположены на расстояниях, много больших размеров самих молекул, движутся по всему объему, взаимодействуют(отталкиваются) только при солкновениях;
В жидкостях расстояние между молекулам сравнимы с размерами молекул, молекулы движутся около определенных положении и время от времени «перескакивают» в другие положения, силы взаимодействия молекул значительные;
В кристаллических твердых телах расстояние между молекулам сравнимы с размерами молекул, расположены молекулы в строгом порядке, каждая движется около определенного положения, силы взаимодействия значительные;
| «создавать» модели строения твердых тел, жидкостей и газов;
Описывать строение конкретных твердых тел, жидкостей и газов
| текущий
| УО
| §11-12, подготовиться к проверочной работе , кроссворд
|
| 12.7
| Урок-игра «Что? Где? Когда?» Комбинированный урок
|
|
|
| тематический
| СР
|
|
| Тема 3.Взаимодействие тел (23часа)
13.1
| Механическое движение Комбинированный урок
| Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение.
Физические величины и их измерение.
| Механическим движением называется явление изменения положения тела относительно другого тела, выбранного за тело отсчета;
Тело отсчета- это произвольно выбранное тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел;
Материальная точка- модель движущегося тела, размерами которого пренебрегают при описании конкретного движения;
Траекторией движения тела называется линия, каждая точка которой отображает положение тела в определенный момент времени;
Путь- физическая величина, описывающая изменение положения тела и равная длине траектории между начальным и конечным положениями;
Единица пути в СИ- 1м;
| «создавать» понятие о механическом движении, теле отсчета;
Распознавать, движется или покоится тело в конкретных ситуацих;
Изображать траекторию движения тела в конкретных ситуациях;
Находить пройденный путь;
| текущий
| УО
| §13,задание 3,4
|
| 14.2
| Равномерное и неравномерное движения. Скорость Комбинированный урок
| Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость.
| Равномерное движение- это движение, при котором тело проходит одинаковые пути за любые равные промежутки времени;
Неравномерное движение- движение,при котором тело проходит неодинаковые пути за равный промежуток времени;
При равномерном движении скорость не изменяется;
Скорость равномерного движения-физическая величина, описывающая увеличение пут с течением времени и равная отношению пути ко времени. За кототрое пройден этот путь;
Единица скорости 1м/с- это скорость такого равномерного движения, при котором движущееся тело за 1 с проходит путь ,равный 1 м;
Средняя скорость- скорость неравномерного движения на данном участке траетории, равная скорости равномерного движения на том же участке за то же время;
| «создавать» понятие о скорости;
«создавать»понятие о средней скорости;
Находить значение скорости равномерного движения тела и средней скорости неравномерного движения в конкретных ситуациях;
| текущий
| УО
| §14-15,упр 4
|
| 15.3
| Систематизация знаний о равномерном и неравномерном движениях на участке траектории. Решение задач Комбинированный урок
| Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения.
|
| Решать типовую задачу « Расчет характеристик равномерного и неравномерного движений на участке»
| тематический
| УО
| §13-16, упр. 5
|
| 16.4
| Урок решения задач Комбинированный урок
| График зависимости пути от времени и скорости от времени.
|
|
| тематический
| УО
| §13-16, Л 119,120,121
|
| 17.5
| Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение Комбинированный урок
|
|
|
| итоговый
| КР
|
|
| 18.6
| Причины равномерного и неравномерного движений. Инерция. Инертность.
Движение по инерции Комбинированный урок
| Система отсчета. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел.
| Скорость тела изменяется под действием другого тела;
Инерция- это явление покоя или прямолинейного равномерного движения относительно Земли, когда на тело не действуют другие тела;
Инертность- свойтсва ел, состоящее в том, что для изменения скорости движения на тело должно дейтсвовать другое тело в течении некоторого промежутка времени; чем этот промежуток больше, тем инертнее тело;
Любое тело,выведенное какими- либо телами из состояния покоя, после прекращения действии этих тел продолжает движение;такое движение называется движением по инерции;
Тело движется равномерно под действием других тел, если действия тел скомпенсированы;
| «Создавать» понятие об инерции;
Объяснять движение тел по инерции в кс;
| текущий
| УО
| §17,ответить на вопросы
|
| 19.7
| Взаимодействие тел. Масса Комбинированный урок
| Механическое движение, скорость, взаимодействие тел, инерция
Масса тела. Инертность. Единицы измерения. Международная система единиц.
| Если одно тело действует на другое, то изменяется скорость обоих тел, т.е. второе тело действует на первое(тела взаимодействуют);
Масса – это физическая величина, описывающая инертность тел;
Массу любого тела можно измерить при взаимодействии его с эталоном массы(1 кг) или с телом известной массы;
За единицу массы в СИ принята масса специально изготовленного тела( эталона массы),называемая килограммом(1кг);
| «создавать» понятие о массе тела;
Находить массу тела по его взаимодействию с телом известной массы;
| текущий
| УО
| §18-19,упр.6
|
| 20.8
| Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах». Комбинированный урок
| Определение масса тела при помощи рычажных весов.
| Рычажные весы- прибор для измерения массы тела путем уравновешивиния тела и гирь, представляюший собой поворачивающееся коромысло с двумя чашками;
Учебные веы с набором гирь имеют следуюшие характеристики: предел измерения равен 210 ., погрешность измерения равна половине массы наименьшей из гирь, уравновешивающих тело;
| «создавать» физический прибор- весы;
Разрабатывать правила взвешивания на рычажных весах;
Измерять массу тела с помощью рычажных весов
| тематический
| ЛР
|
|
| 21.9
| Лабораторная работа №3 «Измерение объема тела». Комбинированный урок
|
|
|
| тематический
| ЛР
|
|
| 22.10
| Плотность вещества. Комбинированный урок
| Обозначение физических величин. «Плотность. Масса. Объем тела» Международная система единиц.
| Плотность вещества- физическая величина, описывающая свойтсво вещества иметь разную массу при одинаково объеме и равная отношению массы сплошного тела из данного вещества к его объему;
Единица плотности в СИ-1 кг/м3
| «создавать» понятие плотности вещества;
Находить плотность вещества в кс;
Осуществлять перевод единиц плотности из одной системы в другую;
| текущий
| УО
| §21-22, упр.7,8
|
| 23.11
| Систематизация знаний о вещественных объектах. Решение задач Комбинированный урок
| Обозначения. Основные формулы. Физический смысл плотности
|
| Решать типовую задачу №2 «Расчет характеристик вещественных объектов в кс»
| тематический
| УО
| §21-22, зад.5
|
| 24.12
| Измерение плотности вещества. Комбинированный урок
| Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
|
| Разрабатывать метод измерения плотности вещества;
Измерять плотности твердых тел и жидкостей;
| текущий
| УО
|
|
| 25.13
| Виды взаимодействий Комбинированный урок
|
| По условиям возникновения в механики различают следующие виды взаимодействий:всемирное тяготение; упругое взаимодействие; трение сухое(покоя, скольжения, качения) и вязкое;
Всемирное тяготение- это притяжение всех тел друг к другу; оно заметно со стороны космических тел(планет, звезд);
Упругое взаимодействие- взаимодействие деформированных тел;
Трение скольжение, качение- взаимодействие твердых тел, движущихся по поверхностям друг друга;
Трение покоя- взаимодейтсвие твердых тел, возникающее при попытке движения по поверхностям друг друга;
Вязкое трение-это взаимодействие, возникающее при движении тел в жидкости или газе;
| «создавать» понятие о перечисленных видах взаимодействия;
Устанавливать виды взаимодействия в кс;
| текущий
| УО
| конспект
|
| 26.14
| Сила Комбинированный урок
| Сила величина векторная. Обозначение силы. Единицы измерения. Прибор для измерения силы
| Сила- физическая величина, описывающая такое действие одного тела на другое, которое приводит к изменению скорости тела или к его деформации(изменению формы);
Единица силы 1Н(ньютон)- сила взаимодействия, которое за 1с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1м/с;
| Распозновать воздействие, к которым применимо понятие «сила»
| текущий
| УО
| §23,конспект , повторить знание о видах взаимодействия
|
| 27.15
| Сила тяжести Комбинированный урок
|
| Свободное падение- падение тела под действием Земли при условии, что сила сопротивления воздуха мала по сравнению с силой тяжести
Сила тяжести за каждую секунду увеличивает скорость любого падающего тела( независимо от его массы)на одно и то же значение , которое называется ускорением свободного падения
Около поверхности земли скорость любого свободно падающего тела за каждую секундупадения возрастает на 9.8 м/с
Ускорение свободного падения 9.8 Н/кг около поверхности земли;
Сила тяжести пропорциональна массе тела и около земли равна произведению массы тела на ускорение свободного падения
| Изображать силу тяжести в кс;
Находить числовое значение силы тяжести;
| текущий
| УО
| §24
|
| 28.16
| Сила упругости. Закон Гука Комбинированный урок
| Формулировка закона Гука. Сила упругости. Определение деформации. Виды деформации..
| Упругая деформация- деформация, которая исчезает после прекращения внешнего воздействия на тело;
Пластическая деформация- деформация, которая не исчезает после прекращения внешнего воздействия;
Удлинение тела- физическая величина, описывающая изменение размеров тела и равная разности длины растянутого или сжатого тела и первоначальной длины этого тела;
Сила упругости тела при его растяжении или сжатии прямо пропорциональна удлинению этого тела
Жесткость тела-физическая величина, показывающая, какова сила упругости тела при его сжатии или растяжении на 1 м, и равная отношению силы упругости тела при определенном удлинении к этому удлинению
| «устанавливать» закон Гука;
Находить значение силы упругости в кс;
Измерять силу упругости;
| текущий
| УО
| §25
|
| 29.17
| Вес тела. Векторы сил тяжести, упругости, трения Комбинированный урок
| Вес тела. Единицы измерения
| Вес тела- сила упругости, описывающая действие тела на горизонтальную опору или вертикальный подвес из-за притяжения в земле;
Сила веса приложена к подвесу или опоре, направлена вдоль подвеса, перпендикулярна опоре;
| «создавать» понятие о силе веса;
Изображать силы тяжести, упругости, трении, веса в кс;
| текущий
| УО
| §26, упр.9
|
| 30.18
| Динамометр. Измерение сил динамометром. Комбинированный урок
| Научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценной деления и с ее помощью измерять силы.
| Динамометр- прибор для измерения сил; измерение состоит в уравновешивании силы, значение которой нужно найти.и силы упругост пружины динамометра, которую он показывает;
| Градуировать пружину;
Разрабатывать метод измерения динамометром сил разного вида;
Измерть динамометром силы разного вида в кс;
| текущий
| УО
| §27-28, упр.10
|
| 31.19
| Лабораторная работа №4 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Комбинированный урок
| Научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценной деления и с ее помощью измерять силы.
|
|
| тематический
| ЛР
|
|
| 32.20
| Сложение двух сил. Равнодействующая сила. Комбинированный урок
| Равнодействующя сила. Демонстрации:
1) Сложение двух сил, направленных по прямой в одну сторону.
2) Сложение двух сил, направленных по прямой в
противоположные стороны.
| Силу, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называют равнодействующей этих сил;
Модуль силы-это направленный отрезок, длина которого равна числовому значению силы в выбранном масштабе;
Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил;
Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил;
| Находить модуль и изображать вектор равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
| текущий
| УО
| §29, упр.11
|
| 33.21
| Причины трения. Трение в природе и технике. Комбинированный урок
| Сила трения. Виды сил трения. Измерение сил трения.
| Трение обусловлено шероховатостью соприкасающихся поверхностей тел или взаимным притяжением молекул;
| Разрабатывать способы увеличения или уменьшения трения;
| текущий
| УО
| §30-32, ответить на вопросы
|
| 34.22
| Решение задач Комбинированный урок
| Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес тела. Закон Гука
|
|
| тематический
| УО
|
|
| 35.23
| Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». Комбинированный урок
|
|
|
| итоговый
| КР
|
|
|
|