Скачать 118.01 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство СОСТАВИТЕЛЬ: д.б.н., доцент Лысенко И.О. СТАВРОПОЛЬ 2010 Реферат - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). Выполнение реферата по ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И ЗАПОВЕДНОМУ ДЕЛУ помогает систематизировать, закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области общей экологии и экологии в целом; развить интерес к профессиональной деятельности; творчески овладеть теорией и практикой охраны природы и заповедного дела; развить умения самостоятельно работать с научной, справочной литературой, первоисточниками, изучать, анализировать и научно излагать полученные результаты. Реферат (от латинского referre, что означает доказывать, сообщать) предполагает изложение сущности какого-либо вопроса на основе изучения специальной литературы. Прочтение и обсуждение рефератов широко применяется на семинарских, лабораторно-практических занятиях по Общей экологии. Тема для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине. Приступая к составлению реферата, нужно тщательно изучить литературу по избранной теме и сделать выписки или конспект с попутными заметками собственных мыслей. Для удобства последующей обработки записи рекомендуется вести на одной стороне отдельных листов бумаги. Существует три вида реферативных работ: критическая рецензия, критическая рецензия на научную работу, аналитический обзор исследований по теме, критический анализ дискуссий. Структура реферата определяется его видом. Критическая рецензия включает обоснование важности, значения изученной работы; краткое изложение позиции автора; ее анализ и сравнение со взглядами других ученых; особенности изложения (ясность или путаность, полнота и т.п.); выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа (что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что неправильно). Аналитический обзор можно построить в виде истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи) или в виде анализа современного состояния проблемы. Обзор должен представлять собой анализ и сопоставление работ, выявление общих и противоположных взглядов авторов. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже изученных аспектов проблемы, результатов исследований, выявлением новых аспектов, подлежащих изучению. Критический анализ дискуссии представляет собой изучение противоположных точек зрения по какому-то вопросу. Цель – выявить существо спора. Для этого следует тщательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему. Определив вид реферата, студент составляет план и обсуждает его с преподавателем. В ходе работы план уточняется. План включает 3-4 основных вопроса, которые следует разделить на подвопросы или параграфы. Это поможет более стройно изложить материал темы. Структура работы.
Примерные аспекты содержания работы
Оформление работы
Постраничный вариант: в верхней части страницы (под основным текстом), под соответствующим номером сноски, указываются выходные данные источника, номер тома, страницы. Внутристраничный вариант: в тексте работы, после приведённой цитаты, в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и страницы.
Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение реферата осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 12 Times New Roman C с двойным интервалом или шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице. Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. При выполнении реферата необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту. Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Модели защиты работы
Оценка по защите работыК указанным в рецензии критериям оценки работы на его защите добавляются:
ЛИТЕРАТУРА 1. Арустамов Э.А. Природопользование. М.: Издательский Дом «Дашков и К»,- 2000.- С. 25 - 40 2. Беляев Г.К., Братков В.В. Основы учения об окружающей среде: Учебное пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 376 с. 3. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А. Охраняемые природные территории мира. М.: Агропромиздат, 1985. 310 с. 4. Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник.- СПб.: Издательство ДЕАН, 2002.-114 с. 5. Валова В.Д. Основы экологии. Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К», - 2001.- С.93 - 115. 6. Винер (Уинер) Д. Экология в советской России. Архипелаг Свободы: заповедники и охрана природы. М.: Прогресс, 1991. 3978 с. 7. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. – М.: Агар,- 1999.- С. 185 – 211. 10. Временная методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы при организации туризма, экскурсий, массового повседневного отдыха и временные нормы этих нагрузок. Гослесхоз СССР. – М., 1987. – 34 с. 11. Временные методические указания по составлению перспективных схем развития туризма в республиках, краях, областях. ЦНИИЭП торгово-бытовых и туристских комплексов. – М., 1982. – 143 с. 13. Горохов В.А., Вишневская С.С. По национальным паркам мира/ Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1993. – 222 с. ил. 14. Гребенщиков О.С. Регулирование развития травяных экосистем в заповедных условиях // Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М., 1979. – С. 123-129. 15. Географические аспекты организации национальных парков. / Сб. АН СССР – М., 1986. 161 с. 16. Дежкин В.В., Нухимовская Ю.Д., Кревер В.Г. Заповедники и другие особо охраняемые природные территории СССР. – М.: ВНИИТЭИСХ, 1985. – 61 с. 17. Забелина Н.М. Методические указания по выбору и организации территории государственных природных национальных парков (основные положения). – М.: ВНИИприрода, 1986. – 16 с. 18. Забелина Н.М. Национальный парк. – М.: Наука, 1987. – 125 с. 19. Заповедники СССР/ Ред. А.М. Бородин и Е.Е. Сыроечковский. 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 247 с. 20. Зарубин Г.П., Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и здоровье. М., 1977. 128 с. 21. Заугольнова Л.Б. Методика изучения ценопопуляций редких видов растений с целью оценки их состояния // Охрана растительных сообществ, редких и находящихся под угрозой исчезновения экосистем. – М., 1982. – С.74-76. 22. Зыков К.Д. Задачи и перспективы научных исследований в заповедниках // Географическое размещение заповедников, в РСФСР и организация их деятельности. – М., 1981. – С. 76-87. 23. Исаков Ю.А., Казанская Н.С., Панфилов Д.В. Классификация, география, и антропогенная трансформация экосистем. – М.: Наука, 1980. – 226 с. 24. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-336 с. 25. Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Юрайт-М, 2002.-312 с. 26. Ивонин В.М., Водяной С.М. Экология: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ,- 2000.- С.136 - 162. 27. Колосов А.М. Охрана животных России. – М.: Советская Россия, 1989. – 212 с. 28. Краснитский А.М. Проблемы заповедного дела. – М.: Лесная пром-ть, 1983. – 191 с. 29. Куражсковский Ю.Н. Заповедное дело в СССР. – Ростов на Дону. Изд-во Рост. Ун-та, 1977. – 158 с. 30. Красная Книга РСФСР. Животные. М.: Россельхозиздат, 1983. - 454 с. 31. Красная Книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. М.: Лесная промышленность, 1978. – 460 с. 30. Красная книга СССР. Т.1. Животные. – М.: Лесная промышленность, 1984. – 459 с. 31. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д,- 2000.- С.446 - 459. 32. Лисицин Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах.-М.: Агропромиздат, 1978.-215 с. 33. Лысин К.Г. О памятниках природы России. – М.: Сов. Россия. 1982. – 175 с. 34. Миланова Е.В., Рябчиков A.M. Использование природных ресурсов и охрана природы. М.: Высш. шк., 1986. 280 с. 35. Методические рекомендации по размещению, территориальной организации и оформлению документации стационаров в государственных заповедниках. – М., 1987.- 30 с. 36. Насимович А.А. Научные исследования в заповедниках // Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М., 1979. – С. 37-40. 37. Насимович А.А. Основные подходы к управлению экосистемами в заповедниках // Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М., 1979. – С. 106-112. 38. НиканоровА.М., Хоружая Т.А. Экология.- М.: «Издательство ПРИОР», - 2000. – С. 25-42. 39. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб: Химия, 1997.- 352 с. 40. Наше общее будущее. Докл. Международной комиссии по окружающей реде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989.-376 с. 41. Николаев А.А. Методика определения антропогенной нагрузки на почвенно-растительный покров// Сб. тезисов докладов науч-практ. Конф, посв. Году образования.- Якутск: Изд-во «Северовед», 1997. – С. 75. 42. Охрана природы. / А.В. Михеев, В.М. Галушин, Н.А. Гладков и др. – М.: Просвещение, 1987.- С. 30-41. 43. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов/ Автор-составитель А.С. Степановских. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.- С.5-19. 44. Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М.: Наука, 1979. – 198 с. 45. Основные положения методики определения рекреационной емкости национального парка. – М., ВНИИприрода. – 12 с. 46. Охрана и изучение флоры и растительности заповедников СССР. Денисова Л.В., Никитина С.В. и др. – М., ВНИИТЭИСХ, 1981. – 51 с. 47. Программа работ по ведению «Летописи природы» в государственных заповедниках Советского Союза. – М., ВНИИприроды, 1981.- 48 с. 48. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 638 с. 49. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 1978. 294 с. 50. Работнов Т.А. О режимах использования травяных биогеоценозов в заповедниках // Научное наследие В.В. Алехина и развитие его идей в заповедном деле. – Курск, 1982. – С. 13-16. 51. Рашек В.Л., Чумакова А.В. Научно-организационные основы сохранения генофонда растений и животных в заповедниках // Экологические, организационные и правовые аспекты заповедного дела СССР. – М. 1986. – С. 8-14. 52. Репшас Э.А. Оценка стадий дигрессии и рекреационных нагрузок в неблагоустроенных для отдыха лесах // Методические рекомендации и указания для лесного хозяйства. – Каунас, Вып. 5, 1986. – С. 70-73. 53. Рекреационная нагрузка в зонах отдыха / В.П.Чижова. – М.: Лесная пром-ть. 1977. – 49 с. 54. Самарин В.Ф. К организации абсолютно-заповедных участков на территории заповедников // Состояние и перспективы заповедного дела в СССР. – М., 1981. – С. 83-85. 55. Семенова-Тянь-Шанская А.М. Режим охраны растительного покрова заповедных территорий // Ботанический журн., 1981, т. 66, № 7, - С. 1060-1067. 56. Соломонов Н.Г. Перспективы научной деятельности Международной биологической станции «Лена-Норденшельд» // Экологические проблемы Якутии. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. – 232 с. 57. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат,- 2001.- С.153 – 162. 58. Степановских А.С. Прикдадная экология: охрана окружающей среды: 21. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.- С.5-22. 59. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования.- Ростов н/Д: «Феникс»,- 2001.- С.126 - 161. 60. Транин А.А. Национальные парки в СССР: Проблемы и перспективы: (Орг.- правовые вопр.) – М.: Наука, 1991. – 294 с. 61. Учебные тропы природы / В.П.Чижова, А.В.Добров, А.Н.Захлебный. – М.: Агпромиздат, 1989. – 157 с. 62. Филонов К.П. Управление природой заповедников // Охота и охотниье хозяйство, 1983, № 7. – С. 18-19. 63. Фокина В.Д. Организация заповедного дела в СССР и за рубежом. – М.: ВНИИТЭИСХ, 1978. – 56 с. 64. Федеральный Закон Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. – 15 февраля 1995 г. 65. Чижова В.П. Рекреационные нагрузки в зонах отдыха. – М.: Лесная промышленность, 1977. – 48 с. 66. Штильмарк Ф.Р. Заповедники и заказники. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 144 с., ил. 67. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.40 с. 68. Экология Ставропольского края: Учебник для 9-11 классов общеобразовательных школ Ставропольского края.- Ставрополь: Сервисшкола,-2000.-С.45 - 68. 69. Энциклопедия для детей. Т.19. Экология / Глав. Ред. В.А. Володин, вед. Науч. ред. Г.Е. Вильчек, отв. Ред. Е.Г. Ананьева. – М.: Аванта+, 2003. – С. 368-382. 70. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов/Д.А. Кривошеин и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,-2000.- С.42 – 54. 71. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. Под общей ред. Проф., д-ра геогр. Н. В.Г. Глушковой, доц., к. геогр. Н. А.Т. Шевченко – М.: Московский лицей, - 2002.- С.68 - 88. |