Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»
| Школ деч ончычсо муниципал бюджет туныктыш тон«Йошкар-Оласе» 80 №ан иктешлыме сынан «Ужара» йочасад
| ________________________________________________________________________________
424037, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов,
дом 12б., тел. 41-93-00 e-mail dou-ds-80@yandex.ru
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» Влияние логоритмических упражнений,
логоритмических занятий и логосказок
на развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста
с речевыми нарушениями
Автор проекта:
учитель-логопед
Паршина Н.О. Йошкар-Ола
2012
Краткая аннотация проекта «Веселая логоритмика» Проект создан с целью благоприятного развития воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего процессов посредством проведения с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи логоритмических занятий и упражнений, логосказок.
При разработке и реализации проекта для меня было важно:
- выявить динамику развития связной речи и обогащения словаря старших дошкольников через проведение логоритмических упражнений, логозанятий, логосказок;
- создать условия для практической деятельности детей (дидактический материал, мнемотаблицы, музыкальное сопровождение, атрибуты для театрализованной деятельности и др.);
- привлечь родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе;
Решение задач, поставленных в ходе проекта, поможет мне выработать стратегию интеграции учителя-логопеда с другими специалистами (музыкальным руководителем, воспитателями, родителями).
Проект осуществлялся в период с сентября 2010 г. по май 2012г.
Авторы проекта:
учитель – логопед Паршина Наталья Олеговна Исполнители:
- воспитанники старших и подготовительных групп с диагнозом ФН (фонематическое недоразвитие речи), ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), ОНР (общее недоразвитие речи) – III уровня;
- воспитатели, специалисты МБДОУ (внутренние социальные партнеры);
- родители воспитанников (внутренне-внешние социальные партнёры).
База исследовательской работы:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»
Сроки работы над проектом: с 01.09.2010г. по 31.05.2012 г.
Актуальность. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основной коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного, связного речевого высказывания.
Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, занятия, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, в частности, на развитие связной речи у старших дошкольников с такими нарушениями речи, как фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.
В основу проекта положена идея введения логоритмических элементов, упражнений в процесс логопедического занятия, далее положена идея организации музыкально-театрального кружка, обучение и коррекционно-развивающее развитие. Воздействие театральной деятельности на психическое развитие ребёнка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка.
Педагогическая целесообразность использования коллективных логосказок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом за счёт включения ребёнка в творческую деятельность.
Цель: развития связной речи и обогащения словаря старших дошкольников с нарушениями речи через проведение логоритмических занятия и постановки логосказок.
Задачи:
Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития связной речи у дошкольников через интеграцию образовательных областей «Музыка», «Коммуникация»;
Создать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей через движения и эмоции, т.е. через логоритмические упражнения, занятия, логосказки;
Организовать длительное воздействие ребёнка с логоэлементами и методами развития речи;
Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
Углублять и формировать базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания;
Совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитанников и родителей.
Объект исследования:
воспитанники старшего дошкольного возраста Предмет исследования:
связная речь детей старшего дошкольного возраста Гипотеза:
Если использовать в работе учителя - логопеда логоритмические упражнения, проводить логоритмические занятия и совместно с музыкальным руководителем готовить музыкальные логосказки, то это позволит:
- выработать правильное речевое дыхание у детей, оптимизировать газообмен и кровообращение, что будет способствовать улучшению общего самочувствия воспитанников с нарушениями речи;
- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;
- повысить речевую активность детей;
- развить связную речь у старших дошкольников;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.
Теоретическая значимость:
Создание нетрадиционного опыта работы с детьми с нарушениями речи через проведение логоритмических занятий и логосказок. Практическая значимость:
Разработка логоритмических занятий и логосказок для коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками;
Совместное изготовление с родителями декораций и костюмов для театрализованной деятельности. Новизна проекта:
Побуждение детей к творческой деятельности в процессе проведения логоритмических занятий, упражнений, логосказок;
Повышение общего культурного и общеречевого уровней детей;
Интеграция образовательных областей в рамках целенаправленной работы по развитию речи старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
повышен темп развития речи в целом за счёт включения детей с недоразвитием речи в творческую театрализованную деятельность;
сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе;
повышена общая культура ребёнка и раскрыт творческий потенциал личности;
оказано целостное воздействие на речевую систему детей;
наступило речевое раскрепощение ребёнка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Методы исследования:
изучение психолого - педагогической методической литературы по проблеме исследования.
Изучение коррекционно-развивающих методик по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение опыта работы по проблеме исследования с другими учителями-логопедами.
Педагогическое наблюдение.
Диагностика речевых нарушений.
Информационная беседа по проблеме исследования с родителями воспитанников, с воспитателями.
Необходимые условия для проведения проектной деятельности
Нормативно-правовое обеспечение:
Управление проектом строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность:
- Закон РФ об образовании;
- Устав ДОУ;
- должностные инструкции;
- Положение о логопедическом пункте;
- Программа развития образования РМЭ.
Финансовое обеспечение проекта
- за счёт собственных средств;
- за счет средств внутренних социальных партнеров. 3. Ресурсное обеспечение:
Координацию пунктов проекта осуществляет творческая группа:
- музыкальный руководитель: Смирнова Л.Г.;
- воспитатели старших и подготовительных групп;
- родители воспитанников. 4. Материально-техническое обеспечение:
Для проведения проектной деятельности в ДОУ имеются необходимые условия: кабинет учителя-логопеда, музыкальный зал, материальная база (декорации, костюмы и др.), методическое и дидактическое обеспечение, что гарантирует качественную реализацию проекта.
План мероприятий по реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 год 9 месяцев и будет проходить в три этапа:
Накопления знаний (предварительный) с 01.09.2010г. – 01.11.2110г.
(2 месяца);
Творческий (практический) 02.11.2010г. – 01.04.2012г.
(1 год, 5 месяцев);
Итоговый (обобщающий) 02.04.2012г. – 31.05.2012г.
(2 месяца).
Этапы/задачи
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственные
| Ожидаемые результаты
| I этап Предварительный
Создать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей через через логоритмические упражнения, занятия, логосказки
|
1. Составить перспективный план работы по развитию связной речи через логоритмические упражнения, занятия и логосказки;
2. Познакомить с планом работы музыкального руководителя и воспитателей старших групп;
3. Разработать совместно с музыкальным руководителем конспекты музыкальных сказок с элементами логоритмики;
4. Составить план мероприятий с родителями воспитанников по данной проблеме.
|
01.09.2010г. – 01.11.2110г.
|
Учитель-логопед
Музыкальный руководитель
|
- Составлен план работы; - музыкальный руководитель и воспитатели ознакомлены с данной системой работы с детьми с нарушениями речи; - составлены конспекты музыкальных сказок «Рукавичка», «Колобок на новый лад» ;
- разработан план мероприятий с родителями детей с нарушениями речи
| II этап
Творческий
Задачи:
Выработать правильное речевое дыхание
| Дыхательная гимнастика, включающая упражнения, например,
«Поём песенку»
«Немое кино»
«Топор»
«Зоопарк» и др.
|
2 раза в неделю
|
Учитель-логопед Паршина Н.О.
|
Сформировали правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох
| Улучшить фонематический слух
| Фонопедические упражнения
|
|
| Закрепили навык мягкого голосоведения
| Развить общую и артикуляционную моторику
| 1 Двигательные упражнения:
«Прогулка в лес»
«Грибы»
«Хоровод дружбы»
«Меж еловых лап»
2 Логопедическая гимнастика
|
|
| 1 Выработали двигательные навыки, провели взаимосвязь речи и движения.
2 При помощи логогимнастики повысили речевую активность
| Развитие мелкой моторики рук
| Пальчиковая гимнастика:
«Здравствуй»
«Во лесочке»
«По грибы»
«Пальчики в лесу»
|
|
| 1 Развитие тонких движений пальцев рук
2 Развитие речи детей при помощи выполнения пальчиковых игр
| Задачи:
Выработка двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков при включении логоритмических упражнений в структуру логопедического занятия
|
1 Логоритмические упражнения:
- «Прогулка в лес»
- коммуникативная игра «Здравствуй, друг»ассаж спины под песню «Дождик»
- упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори»
- коммуникативный танец «Хоровод дружбы»
- серия игровых упражнений:
«Утро»
«Шарфики»
«Игра с мячиками»
«Муравей»
«Солнце и тучка»
«У моря»
«Кошка»
«Черепаха»
|
02.11.10. – 01.04.12
|
Учитель-логопед Паршина Н.О.
Музыкальный руководитель Смирнова Л.Г.
|
1 Сформировали умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации
2 Закрепили умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «все вместе»
3 Закрепили умение красиво танцевать
4 Отработано единство и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов-выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении
5 Сформировано умение «оречевлять» игровую ситуацию
| Проведение логоритмических занятий в старшей группе
| Логоритмические занятия:
«Спор грибов и ягод»
«Путешествие язычка»
«Приключения снежинки»
«Краски Осени»
|
12.11.10. 26.01.11. 20.02.11. 23.11.10
|
|
| Подготовка наглядного и речевого материала к сказке «Рукавичка»
| 1 Повторение игр, разучивание новых логоритмических упражннеий, фонопедических упражнений, танев, песен, речевого материала для сказки «Рукавичка»
2 Предварительное чтение сказки «Рукавичка»
| 10.03.11. – 25.04.11.
| Учитель-логопед Паршина Н.О. Музыкальный руководитель
Смирнова Л.Г.
| 1 Сформированы навыки пересказа
2 Закрепление умения пересказывать хорошо знакомую сказку со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета
| Проведение логоритмических занятий в подготовительной к школе группе
| Логоритмические занятия:
«Вершки и корешки»
«Разноцветная книга»
«Проказы зимы»
«Заколдованный холм»
|
20.10.11. 25.11.11. 22.01.12.
23.02.12
| Учитель-логопед Паршина Н.О.
|
| Показать для детей нашего детского сада музыкальные сказки с элементами логоритмики «Рукавичка» «Колобок на новый лад» *в которых принимают участие дети старших и подготовительных групп)
| 1 Музыкальная сказка с элементами логоритмики «Рукавичка» 2 Музыкальная сказка с элементами логоритмики «Колобок на новый лад»
| 26.04.12. 16.04.12.
| Учитель-логопед Паршина Н.О. Музыкальный руководитель Смирнова Л.Г.
| 1 Развили умения инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки со знакомыми сказками
2 Сформировали творческие навыки, умения взаимодействовать с другими персонажами
3 Воспитали артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
| Обмен практическим опытом по данной теме с дошкольными образовательными учреждениями города.
| 1 Музыкальная сказка с элементами логоритмики «Рукавичка» для методического объеденения учителей - логопедов города.
2 Видеозапись музыкальной сказки с элементами логоритмики «Колобок на новый лад»
3 Межрегиональная научно – практическая конференция «Инновационная деятельность педагога в системе современного образования»
4 Региональная научно – практическая конференция «Качество дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований»
5 Межрегиональная научно – практическая конференция «Музыкально – эстетическое воспитание детей в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
| 12.05.2011
15.05.2012
21 – 22.04.2011.
10.11.2011.
24.02.2012.
| Учитель- логопед Паршина Н. О.
Музыкальный руководитель Смирнова Л. Г.
| 1 Показ сказки.
2 Показ сказки.
3 Выступление с докладом по теме «Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детей старшего дошкольного возраста». 4 Доклад на тему «Развитие связанной речи старших дошкольников через интеграцию образовательных областей «Музыка», «Коммуникация».
5 Выступление с докладом на тему: «Музыкально – театрализованная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников.
| III этап
Итоговый
Задачи:
1 Обобщить результаты деятельности по теме проекта.
2.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта. 3.Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города
| - Круглый стол с участниками проекта (музыкальным руководителем, воспитателями, родителями). Итоги проекта, планирование дальнейшего развития проекта
- Подготовка пакета программно – методического обеспечения проекта.
- Подготовка материалов к печати и их публикация.
| 20/04.2012
| Учитель – логопед Паршина Н. О.
| Подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Распространен опыт работы с детьми и с родителями через курсы повышения квалификации педагогов ДОУ.
|
Итоги проекта: Реализация проекта «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» позволила расширить развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения детей, усовершенствовался навык ведения диалога, сформирован навык пересcказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Усовершенствовалось умение творчески исполнять роли, импровизировать в играх, умение выполнять упражнения под музыку, развилась пластичности, выразительность, плавность и ритмичность движений детей с нарушениями речи.
Дальнейшее развитие проекта: 1. Обмен передовым практическим опытом по данной теме с дошкольными образовательными учреждениями Республики Марий Эл.
2.Участие в республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях.
3. Работа в режиме поискового характера деятельности, направленного на дальнейшее развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности.
4. Продолжить развитие данного проекта с детьми с нарушением речи, вновь зачисленных на логопункт.
Литература:
Веракса Н. Е., Комарова Т. С. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. М., Мозаика-синтез 2010 г.
Баркалова Е. В. Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Логопед, 2009, №3 стр. 68.
Вельминская Н. Я. Комплексные занятия по развитию речи, основанные на сюжетах знакомых сказок. Логопед, 2007, № 1, стр. 91.
Власова Т. М. Фонетическая ритмика М., Учебная литература 1997 г.
Замятина Т. А. Логоритмические занятия для младших дошкольников. Логопед, 2008, № 4, стр. 27.
Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Состовитель Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
Шаховская С. Н. и Волкова Л. С. Логопедия. М., Владос, 1999 г.
Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М., Линка-пресс, 2006г.
Конспекты занятий к проекту «Веселая логоритмика» смотрите выше в разделе «Показатели владения современными технологиями»
Результаты долгосрочного инновационного проекта «Веселая логоритмика»
Уровень обученности воспитанников с речевыми нарушениями за последние 2 года по методической теме:
Реализация проекта Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями дает возможность добиваться стабильных результатов коррекционной работы. В течение двух лет прослеживается положительная динамика по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей, занимающихся на логопункте. Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи детей,
занимающихся на логопункте ДОУ
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
Результатом работы по своей методической теме через реализацию проекта считаю повышение уровня развития речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи, занимающихся на логопункте.
По завершению курса логоритмических занятий, систематического использования логосказок и упражнений фонематическое восприятие детей достигло высокого уровня, значительно улучшилось звукопроизношение, состояние слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие неречевых процессов детей также достигло высокого уровня.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПР ОЕКТУ
|