Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации12.01.2014
Размер0.6 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > География > Конкурс
  1   2   3   4   5
Департамент по образованию администрации Волгограда

Городской конкурс

«Сарепта – Волгоград - Горчичная столица России»

«Волгоградская земля – Волгоградское качество»

«Горчичная история Волгоградского региона»

(заочная экскурсия)

конкурсная работа


авторы: Мельник З.Б.,

педагог дополнительного образования

МОУ Центр «Истоки»,

Скворцова Н.А.,

учитель математики

МОУ СОШ № 78 ,

Позднякова Н.А.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 78,

Воронкова Н.Ю.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 78 г. Волгограда.

Волгоград –

Оглавление

  1. Теоретические основы применения «Горчичной истории

Волгоградского региона» на занятиях по краеведению ……….стр.2-6

Пояснительная записка

Актуальность

Цели и задачи

Методы и приемы

Ресурсы и дидактическое обеспечение урока:

Требования к организации пространства

Методические рекомендации

  1. Применение «Горчичной истории»

на занятиях по краеведению………………………………………………стр.6-8

3.Заключение………………………………………………………стр.9

4. Литература………………………………………………………стр. 10

5.Приложения…………………………………………………… стр.11-39

Конспект занятия - заочной экскурсии «Горчичная история Волгоградского региона» (№ 1)

Викторина «Знаешь ли ты?» (№ 2)

Алгоритм реализации проекта (по Л.В. Поповой) «Горчичная история Волгоградского региона» (№ 3)

Компакт-диск «Горчичная история Волгоградского региона» (№ 4)

Мониторинг качества обученности на классном часе (№ 5)

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой) (№ 6)

Теоретические основы применения «Горчичной истории Волгоградского региона» на занятиях по краеведению.

Пояснительная записка

Данный классный час (заочная экскурсия) разработан для обучающихся 7-11 классов образовательной средней школы, возраст 12-16 лет. Материал заочной экскурсии отобран с учетом возрастных ценностных ориентаций и психологических особенностей школьников среднего и старшего звена. Основной особенностью и главным отличием предлагаемой формы проведения классного часа является форма представления учебного материала: заочная экскурсия. Такая форма проведения занятия позволяет более наглядно, структурировано и максимально просто довести до обучающихся краеведческий материал. Современный урок - экскурсия доступен и для самостоятельного изучения и самостоятельной работы обучающихся. Из всех видов краеведческой работы более востребована экскурсионная деятельность. Эта форма всегда интересна обучающимся, этим может заниматься любой педагог, классный руководитель, это дает возможность педагогу и обучающимся повышать свой уровень, способствовать творческому развитию и раскрывать скрытые способности, можно самому выбирать время экскурсии. Проведение заочных, очных экскурсий вместо запланированных классных часов всегда приветствуется обучающимися. Классные мероприятия в сочетании с применением краеведческого материала проходят интереснее и лучше запоминаются обучающимися. Изначально необходимо подобрать материал по выбранной теме и об объектах на маршруте. Затем пройти маршрут самостоятельно. Желательно сразу провести фотосъемку объектов для создания виртуальной экскурсии. Затем надо подобрать портфель «экскурсовода» для лучшего изложения материала Необходимо провести пробную экскурсию с ребятами, увлекающимися краеведением. В связи с тем, что Красноармейский район удален от Краснооктябрьского, то лучше провести заочную экскурсию с показом слайдов и фильма. Расположенные на слайдах фотографии или схемы лучше снабжать текстом, что позволяет проводить экскурсию не только педагогу, но и обучающимся с минимальной подготовкой.

Итак, обладая техническими навыками, подбору соответствующего краеведческого материала и сбору наглядности (слайды, фото, схемы) вы сможете создать уникальную виртуальную экскурсию. Ее положительной и отличительной чертой является невероятная емкость всего 40 минут, окунуться в историю Красноармеского района, при этом посетить колонию «Старая Сарепта». К тому же показать эту экскурсию можно многим обучающимся. К разработке экскурсии привлекаются ребята с техническими навыками и увлекающиеся краеведением. Работа будет качественной, а интерес ребят к истории Родины будет повышаться. Применяя форму занятия заочной экскурсии , мы ставим образовательные и развивающие цели занятия на службу воспитательной.
Актуальность

В настоящее время большое внимание в сфере воспитания уделяется поиску адекватных форм и средств духовно-нравственного воспитания. Анализ имеющихся на сегодняшний день учебно-методических комплексов, отдельных пособий по курсу « Краеведение Волгоградского региона, а также практического опыта педагогов, ведущих курс программы «Краеведение» показывает, что на занятиях преобладают словесные методы и приемы обучения. Использование иллюстративного материала – текстов, изображений, аудио- и видеозаписей – не влияет существенно на способ взаимодействия педагога и учеников, поскольку его основным инструментом остается слово: «Во время занятий много и правильно говорят, но мало совместно трудятся, переживают и созидают». В целом такое положение обусловлено самой классно-урочной формой, однако тем актуальнее поиск альтернативных приемов обучения и воспитания. Представляется важным выработка таких форм и методов педагогической деятельности, которые соответствовали бы гуманитарным принципам воспитания, возрастным особенностям школьников и собственно содержанию духовно-нравственного воспитания и обучения.

Протоиерей В.В. Зеньковский, описывая возраст от 11,5 – 13,16, 17 лет, называемый им «второе детство», указывает следующие его особенности: эмпирическое сознание становится ведущей психической функцией, оно «цензурирует» все события жизни ребенка. «Мир глубоких внутренних переживаний и всего, что не могло удержаться в сфере эмпирического сознания, остается за пределами сознания, без непосредственного влияния на активную сферу». В духовной же сфере намечается поворот от наивной, неосознанной целостной духовности к миру, отход от «непосредственной, но глубокой жизни в благодатной Бесконечности», которая была присуща предыдущим годам жизни. Но хотя духовная жизнь уже следует за эмпирическими движениями, устремленными к миру, в сознании еще живут по инерции «живые отзвуки души на касания к мирам иным».

Таким образом, для учащихся 7-11 классов особенно важными являются такие формы работы, которые не только при помощи слова воздействуют на их сознание, но и обращают к непосредственному сердечному, эмоционально окрашенному восприятию окружающего мира. Для современного ребенка особенно важна возможность непрагматического взгляда на обыденные вещи, попытки услышать голос окружающих его предметов. Такую возможность ребенку, подрастающему в условиях современного города, предоставляет форма работы «Горчичной истории Волгоградского региона».

Цель:

Образовательная:

-выявление возрастных особенностей духовно-нравственного развития обучающихся 7-11 классов школы;

-разработка правил отбора материала для «Горчичной истории» и создание презентации;

- описание оптимальных способов применения данной формы на занятиях.

- продолжить знакомить обучающихся с историей родного края, с колонией «Старая Сарепта» и с историей горчичного дела в немецкой колонии;

- раскрыть историческую тайну немецкой колонии путем создания виртуальной экскурсии;

- направить познавательную деятельность обучающихся к усвоению способов и приемов оценки качественных характеристик горчичного масла;

- сформировать представление о свойствах растительных масел, к их качеству;

-актуализировать знания, умения и самостоятельные наблюдения, полученных во время проведения классного часа;

-активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством привлечения интернет -технологий и дополнительного дидактического материала в режиме он -лайн.

Развивающая:

- развивать любознательность, логическое мышление, эрудицию;

- анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- сформировать положительное отношение и интерес к товарам, производимым в Волгоградском регионе.

- углублять знания по истории родного края, способствовать развитию интереса к родной культуре и культурам других народов.

Воспитательная:

- воспитывать толерантность в отношении других народов и традиций;

- активизация гражданской позиции обучающихся;

-творческое развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.

Важной составляющей воспитательного и познавательного аспекта является реализация регионального краеведческого компонента на уроке –знакомство обучающихся с историей родного города, архитектурой, географическими особенностями и природными ресурсами региона. Акценты, расставленные на изучение продукции отечественных производителей, предприятий, производящих свою продукцию в нашем городе и Волгоградской области (ООО ВГМЗ «Сарепта») позволяют повысить познавательный интерес обучающихся к отечественным товарам, производимым в Волгограде и области.

Методические рекомендации

Задача педагога: включить обучающихся в процесс самовоспитания. Главным результатом такой работы должно стать внутреннее переживание, которое может по- разному материализоваться. Педагог воздействует на 3 человеческие способности: разум, чувства, волю. Педагог должен выражаться понятно, чтобы учитель и обучаемый понимали друг друга. Это занятие – заочная экскурсия является нравственно воспитывающей.

Изначально необходимо подобрать материал по выбранной теме и об экскурсионных объектах. Желательно провести фотосъемку объектов для создания виртуальной экскурсии. Затем надо подобрать фотопортфель «экскурсовода» для лучшего изложения материала. Необходимо провести пробную экскурсию с ребятами, увлекающимися краеведением Расположенные на слайдах фотографии или схемы лучше снабжать текстом, что позволяет проводить экскурсию не только педагогу, но и обучающимся с минимальной подготовкой.

Подготовительная работа.

Обучающиеся получили задание подготовить материал об истории горчицы в Царицыне - Волгограде. Они должны выступить в роли юных экскурсоводов.

После работы в файле его следует сохранить в формате Word 97-2003.

Для педагогов общеобразовательных учреждений представлена:

- разработка методики проведения классного часа; план-конспект урока (заочной экскурсии), подбор, редактирование и обобщение дидактического материала( текст экскурсии, слайды, иллюстрации, фильм «Старая Сарепта»), разработка электронных приложений к занятию, создание презентации в формате power point;

- задания расположены в виде структурированного урока и дополняются практически неограниченными возможностями использования образовательного интернет-контента, это позволяет разнообразить и максимально наполнить материал по изучаемой теме современным содержанием, сделать доступным интернет-ресурсы известных онлайн-библиотек и порталов в ходе изучения темы. Рекомендуемые источники и ссылки на них так же используются сразу, при необходимости; учебный материал транслируется для всей группы обучающихся, но, при необходимости, в любой момент можно вернуться к определенному вопросу самостоятельно. Размещение в интернете классного часа позволяет увеличить количество транслируемых медийных материалов (аудио, видео-сюжеты, слайд-шоу, галереи и т.д.), использование которых повышает наглядность изучаемой темы и повышает интерес.

Ресурсы и дидактическое обеспечение урока:

- Компьютер, модем, проектор, экран;

- Натуральные образцы горчичного масла и продуктов переработки горчицы;- Электронные материалы: слайды, фотографии, лекции, схемы, таблицы, медиа-файлы (рекламные ролики и сюжеты), тематическое слайд-шоу.,

материалы сайта www.sarepta.ru

Музыкальное оформление: произведения русских и немецких композиторов (материал на сайте www. School.edu.ru в коллекции «Музыкальная копилка»).

  1. Применение «Горчичной истории» на занятиях
    по краеведению.


«Горчичной история» представляет собой урок - экскурсию - презентацию, состоящую из 27 изображений, предъявляемых с музыкальным сопровождением. Перед первым просмотром обучающимся объясняются правила «Горчичной истории»: мы живем на Волгоградской земле, историю которой мы должны знать, на этой земле оставили след многие народы, они принесли с собой свою культуру, обычаи, традиции. Много лет назад, в 27 верстах от Царицына, немецкие братья города Гернгутта из Германии прибыли сюда, чтобы создать свою немецкую колонию «Сарепту», мы это увидим не только глазами, но и услышим. И конечно, желательно не разговаривать, и, если захочется, поделиться друг с другом потом, после «Горчичной истории».

Методы и приемы. При проведении классного часа (заочной экскурсии) используется экскурсионный метод. Экскурсия – процесс познания окружающего нас мира, его предметов и явлений. Это познание начинается с чувственного восприятия изучаемого объекта или явления, с ощущений. Наглядное знакомство с историей немецкой колонии Сарепта оставляет неизгладимое впечатление в душах детей. Весьма полезной является работа на краеведческом материале. Здесь и изучение истории основания немецкой колонии, ремесла, быт, традиции, деятельность сенатора Никиты Афанасьевича Бекетова, производство горчицы и горчичного масла. Заочная экскурсия – это своего рода нравственная беседа, которая знакомит с данными человеку талантах, предлагает поразмышлять вместе о разуме, воле, душе и других качествах человека. Заочная экскурсия поможет узнать о том, как протекала жизнь немецких колонистов. С учетом культурологической направленности экскурсий, а также ее высоких воспитательных возможностей ведущими принципами при решении воспитательных задач были определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

Развитие нравственных и эстетических качеств обучающегося требует специальной педагогической работы. Самостоятельно воспитанник не становится ни нравственно чутким, ни эстетически воспитанным. Человек должен захотеть совершить «доброе и прекрасное» (актуализация мотивации). Опытный педагог умеет пробуждать в детях желание стать хорошими. И тогда дети приходят в состояние, которое педагоги определяют как воспитуемость. Важно, чтобы на уроке - экскурсии создавалась «поисковая ситуация», при которой обучающиеся учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый краеведческий материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления.

На занятии используются такие приемы как реконструкция, приемы сравнения, приемы цитирования, предварительного осмотра, локализации событий экскурсионного метода. Для проведения заочной экскурсии необходимо выбрать экскурсионные объекты.

В процессе разработки данной формы мы обнаружили, что соблюдение следующих правил делает ее применение наиболее эффективным: для изготовления презентаций используется стандартная программа для Windows (Microsoft Office Power Point); переход от слайда к слайду лучше сделать сглаженным, а фон слайда –не яркого цвета; содержательно видеоряд должен быть связан с темой занятия, достаточно разнообразным и выразительным, по возможности связанным последовательно или контрастно. Например, экскурсия «Горчичная история» посвящена истории посевов горчицы и ее переработке в немецкой колонии Сарепте., а также производству ее в Волгоградском регионе, представляет собой ряд изображений колонии Сарепта, овоща-горчицы, графа Н.А.Бекетова,православной Никитской церкви в Отраде, немецким колонистам Нейтцу, Гличу, Кноблоху, т.е. к таким изображениям, которые призваны вызвать интерес к потреблению горчичного масла, посещения музея-заповедника «Старая Сарепта»; заканчивается эта экскурсия «Горчичная история» двумя-тремя слайдами с изображениями Красноармейского района, самого южного района г. Волгограда. Горчичного завода и культуры горчицы. Для первого этапа работы предпочтительнее отбирать фотоматериал, а не репродукции картин, поскольку детям легче удерживать на них внимание и реагировать адекватно. Фотографии большего формата предъявляется для просмотра в течение 5-6 секунд, меньшего – 3-4. Это время представляется нам оптимальным, поскольку при уменьшении времени предъявления возникает мельтешение, а при увеличении провоцируется рассеивание внимания. И то, и другое приводит к тому, что дети отвлекаются, могут начать обсуждать увиденное; музыкальное сопровождение должно тщательно подбираться, поскольку музыка непосредственно воздействует на эмоциональную сферу человека. Для первого этапа работы также предпочтительнее использовать произведения так называемой современной классики, музыки со звуками живой природы; по мере готовности учащихся можно выбирать классическую и духовную музыку.

Наиболее уместно использовать ее на занятии «Горчичная история» в начале, для создания определенного эмоционального настроя; кроме того, «Горчичная история» в этом случае позволяет задать содержательные линии, которые предполагается осветить. Другой вариант использования «Горчичной истории» – в конце занятия, и тогда она служит эмоционально-содержательным итогом. Не следует после просмотра организовывать обсуждение увиденного с учащимися, для этого предназначены иные виды презентаций. Однако если сами учащиеся начинают разговор после «Горчичной истории», это может послужить не только хорошим диагностическим средством, но и предоставить педагогу самые неожиданные воспитательные возможности.

«Горчичная история» позволяет обратить обучающихся к внимательному, возможно более глубокому погружению в диалог с окружающим миром, учит видеть и воспринимать красоту окружающего мира.

Образцы «Горчичной история» представлены на прилагаемом компакт-диске (приложение 4).
Заключение

Цель классного часа достижима в рамках существующей развивающей технологии: через педагога, через подаваемый материал, через форму подачи материала. И эти три канала были включены на занятии - экскурсии. В узком смысле задача педагога была следующей: пробудить у обучаемых желание нравственного самосовершенствования, самовоспитания, умение делать нравственный выбор. Процесс нравственного воспитания проходил невидимо, в недрах души детей. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Главный результат занятия – внутреннее переживание обучаемых. В ходе занятия педагог применяет метод эвристических вопросов с помощью семи ключевых вопросов: кто?, зачем?, где?, чем?, как?, когда?. Например, почему Екатерина II пригласила иностранцев в Поволжье? С какой целью приехали гернгутеры в Сарепту? Какие ремесла получили развитие в немецкой колонии? Что вы знаете о разведении горчицы? Откуда была завезена в Россию? Расскажите о ВГМЗ «Сарепта», о его продукции, « Как вы понимаете Волгоградская земля – Волгоградское качество?». В работе с детьми педагог использует внутренние механизмы личностного развития обучаемых, их интеллектуальные способности. А они базируются на общей теории деятельности, психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности, преимущественно самодеятельности учащихся. В данной технологии учитывется целесообразность обучения на высоком уровне, дифференцированный подход к обучающимся. Занятие проходило 40 минут. Педагог при этом учитывал особенность теоретического мышления - диалогичность. Процесс осуществления методики диалога на занятии распределялся по следующим этапам: завязка, выявляющая проблему; процесс взаимодействия в логике диалогического общения; точка кульминации и выход на тему: «Горчичная история Волгоградского региона», нравственный выбор, последующее личностное раздумье. Задача педагога была: дать работу душе обучаемого, воспитание чувств. Такое занятие являлось развивающим, так как созданы условия для духовно-нравственного воспитания. По итогам занятия обучающиеся получили возможность ответить на вопросы проверочного задания в специальной форме (викторины), результаты которых для проверки получил педагог. Свободный доступ в любое время к образовательному ресурсу занятия дает возможность педагогу дорабатывать, дополнять свой урок, совершенствуя краеведческий материал. Размещать такой классный час (урок-экскурсию) можно в локальной сети и в сети интернет на удаленном сервере – по желанию педагога. Учебный материал, расположенный на сайте МОУ Центра «Истоки» можно использовать и при удаленном от образовательного учреждения проведении занятия (экскурсии, открытые уроки в других учебных заведениях и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Девьятова Ж.Ф. Проблемы экскурсионной работы со школьниками Л,, 1980.

  2. Евстратова Ю.В. Сборник материалов VII педагогических краеведческих чтений В., 2008

  3. Краснов. Н Земля Войска Донского. СПб. 1863, стр. 98.

  4. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.

  5. Минх. А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии, т. I, вып. Саратов, 1898, стр.

  6. Попов П.С. Слово о «Старой Сарепте». Волгоград, 1994

  7. «Поволжье от истоков до Каспийского моря». Альбом хозяйственного строительства поволжских губерний. М., 1925, стр. 11.

  8. Родин А.Ф. Соколовский Е.Ю. Экскурсионная работало истории. М., 1974.

  9. Рева Н.Д. Теория и практика экскурсионной работы. СПБ. 1993.

  10. Рябов С.И. История родного края XVI- XIX. Волгоград, 1988

  11. Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России. Сб. научных статей по материалам научной конференции 2001 г. Волгоград, 2002.

  12. Сейненский А.Е., Музей воспитывает юных. М., 1998.

  13. Титов Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. М., 1984.Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., 1972.

  14. Туровский. К. Г. Очерки по истории и географии Царицынского уезда. Царицын, 1911, стр. 12.

  15. «Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон», т. XXVIII, стр. 410.

16.Экскурсии. Организация и методика проведения (сборник). М.,1970.
Используемые источники в сети Интернет:

www.sarepta.ru

http://sarepta.ru/

http://www.altsarepta.ru/

http://www.youtube.com/user/SareptaVideo?ob=0&feature=results_

http://www.ogorodnikov.com/

http://www.gorlinka.ru/

http://www.1000listnik.ru/lekarstvennie-travi/04/178-gorchica.html

http://www.gabris.ru/gabris/health/mustard/oil/

http://sarepta.ru/sarepta/stati-o- sarepte/priroda-sarepty#sthash.cZcbCvPc.dpuf







Приложение 1

Департамент по образованию администрации Волгограда

Городской конкурс

«Сарепта - Волгоград- Горчичная столица России»

«Волгоградская земля – Волгоградское качество»

Конспект классного часа

(урока- экскурсии)

«Горчичная история Волгоградского региона»

авторы: Мельник З.Б.,

педагог дополнительного образования

МОУ Центр «Истоки»,

Скворцова Н.А.,

учитель математики

МОУ СОШ № 78,

Позднякова Н.А.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 78,

Воронкова Н.Ю.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 78 г. Волгограда.

Волгоград –

Цель:

- продолжить знакомить обучающихся с историей родного края, с колонией «Старая Сарепта» и с историей горчичного дела в немецкой колонии;

- направить познавательную деятельность обучающихся к усвоению способов и приемов оценки качественных характеристик горчичного масла;

- сформировать представление о свойствах растительных масел, к их качеству;

-актуализировать знания, умения и самостоятельные наблюдения, полученных во время проведения классного часа;

-активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством привлечения интернет-технологий и дополнительного дидактического материала в режиме он-лайн.

Развивающая:

- развивать любознательность, логическое мышление, эрудицию;

- анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- сформировать положительное отношение и интерес к товарам, производимым в Волгоградском регионе.

- углублять знания по истории родного края, способствовать развитию интереса к родной культуре и культурам других народов.

Воспитательная:

- воспитывать толерантность в отношении других народов и традиций;

- активизация гражданской позиции обучающихся;

-творческое развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.

Ход занятия (заочной экскурсии).

1. Орг. момент

2. Изучение нового материала по плану:

Колония Сарепта. История горчичного дела. Горчица. Бекетов Н. А. ООО ВГМЗ «Сарепта».

3. Закрепление нового материала

4. Подведение итогов занятия

5. Сообщение домашнего задания:

Оформление: рисунки, изображавшие Сарепту; ксерокопии рисунков графа Бекетова Н.А., Никитской церкви в Отраде, кирхи Сарепты, растения горчицы, фотографии ООО ВГМЗ «Сарепта», продукция этого завода.

Музыкальное оформление: произведения русских и немецких композиторов 18-19 веков ( из коллекции «Музыкальная коллекция»).

Педагог

- Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Старой Сарепте. Заочную экскурсию я проведу вместе с вашими сверстниками–«юными экскурсоводами». Обычно мы отправляемся в путешествие с большим удовольствием: открываются разные страны, незнакомые города. Путешествие -это всегда новые открытия и новые встречи. Итак, отправляемся на встречу с прошлым, с золотым восемнадцатым веком, в Старую Сарепту, такую знакомую и такую загадочную.

Слайд.

Педагог - экскурсовод.

Сарепта - колония переселенцев из Западной Европы - более 100 лет была исключительным явлением на юге России. Основанная гернгутерами в1765 году, она вскоре превратилась в один из наиболее значительных торгово-промышленных и культурных центров Нижнего Поволжья. Выглядела Сарепта привлекательно: чистые улицы, обсаженные пирамидальными тополями, аккуратные каменные дома с черепичными крышами, фонтан родниковой воды на Церковной площади, гостиница для приезжих, аптека. В колонии развивались мукомольное и горчичное производство, гончарные и кузнечные мастерские и многое другое, помимо различных ремесел и промышленных производств, в Сарепте широкое развитие получили различные отрасли науки и виды искусства: литература, музыка, живопись. В 1989 году на месте этой уникальной немецкой слободы - «маленького Рая на Земле» был создан государственный историко-этнографической и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта».

Экскурсовод-обучающийся.

Слайд.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск