Скачать 0.6 Mb.
|
Департамент по образованию администрации Волгограда Городской конкурс «Сарепта – Волгоград - Горчичная столица России» «Волгоградская земля – Волгоградское качество» «Горчичная история Волгоградского региона» (заочная экскурсия) конкурсная работа авторы: Мельник З.Б., педагог дополнительного образования МОУ Центр «Истоки», Скворцова Н.А., учитель математики МОУ СОШ № 78 , Позднякова Н.А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 78, Воронкова Н.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 78 г. Волгограда. Волгоград – Оглавление
Волгоградского региона» на занятиях по краеведению ……….стр.2-6 Пояснительная записка Актуальность Цели и задачи Методы и приемы Ресурсы и дидактическое обеспечение урока: Требования к организации пространства Методические рекомендации
на занятиях по краеведению………………………………………………стр.6-8 3.Заключение………………………………………………………стр.9 4. Литература………………………………………………………стр. 10 5.Приложения…………………………………………………… стр.11-39 Конспект занятия - заочной экскурсии «Горчичная история Волгоградского региона» (№ 1) Викторина «Знаешь ли ты?» (№ 2) Алгоритм реализации проекта (по Л.В. Поповой) «Горчичная история Волгоградского региона» (№ 3) Компакт-диск «Горчичная история Волгоградского региона» (№ 4) Мониторинг качества обученности на классном часе (№ 5) Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой) (№ 6) Теоретические основы применения «Горчичной истории Волгоградского региона» на занятиях по краеведению. Пояснительная записка Данный классный час (заочная экскурсия) разработан для обучающихся 7-11 классов образовательной средней школы, возраст 12-16 лет. Материал заочной экскурсии отобран с учетом возрастных ценностных ориентаций и психологических особенностей школьников среднего и старшего звена. Основной особенностью и главным отличием предлагаемой формы проведения классного часа является форма представления учебного материала: заочная экскурсия. Такая форма проведения занятия позволяет более наглядно, структурировано и максимально просто довести до обучающихся краеведческий материал. Современный урок - экскурсия доступен и для самостоятельного изучения и самостоятельной работы обучающихся. Из всех видов краеведческой работы более востребована экскурсионная деятельность. Эта форма всегда интересна обучающимся, этим может заниматься любой педагог, классный руководитель, это дает возможность педагогу и обучающимся повышать свой уровень, способствовать творческому развитию и раскрывать скрытые способности, можно самому выбирать время экскурсии. Проведение заочных, очных экскурсий вместо запланированных классных часов всегда приветствуется обучающимися. Классные мероприятия в сочетании с применением краеведческого материала проходят интереснее и лучше запоминаются обучающимися. Изначально необходимо подобрать материал по выбранной теме и об объектах на маршруте. Затем пройти маршрут самостоятельно. Желательно сразу провести фотосъемку объектов для создания виртуальной экскурсии. Затем надо подобрать портфель «экскурсовода» для лучшего изложения материала Необходимо провести пробную экскурсию с ребятами, увлекающимися краеведением. В связи с тем, что Красноармейский район удален от Краснооктябрьского, то лучше провести заочную экскурсию с показом слайдов и фильма. Расположенные на слайдах фотографии или схемы лучше снабжать текстом, что позволяет проводить экскурсию не только педагогу, но и обучающимся с минимальной подготовкой. Итак, обладая техническими навыками, подбору соответствующего краеведческого материала и сбору наглядности (слайды, фото, схемы) вы сможете создать уникальную виртуальную экскурсию. Ее положительной и отличительной чертой является невероятная емкость всего 40 минут, окунуться в историю Красноармеского района, при этом посетить колонию «Старая Сарепта». К тому же показать эту экскурсию можно многим обучающимся. К разработке экскурсии привлекаются ребята с техническими навыками и увлекающиеся краеведением. Работа будет качественной, а интерес ребят к истории Родины будет повышаться. Применяя форму занятия заочной экскурсии , мы ставим образовательные и развивающие цели занятия на службу воспитательной. Актуальность В настоящее время большое внимание в сфере воспитания уделяется поиску адекватных форм и средств духовно-нравственного воспитания. Анализ имеющихся на сегодняшний день учебно-методических комплексов, отдельных пособий по курсу « Краеведение Волгоградского региона, а также практического опыта педагогов, ведущих курс программы «Краеведение» показывает, что на занятиях преобладают словесные методы и приемы обучения. Использование иллюстративного материала – текстов, изображений, аудио- и видеозаписей – не влияет существенно на способ взаимодействия педагога и учеников, поскольку его основным инструментом остается слово: «Во время занятий много и правильно говорят, но мало совместно трудятся, переживают и созидают». В целом такое положение обусловлено самой классно-урочной формой, однако тем актуальнее поиск альтернативных приемов обучения и воспитания. Представляется важным выработка таких форм и методов педагогической деятельности, которые соответствовали бы гуманитарным принципам воспитания, возрастным особенностям школьников и собственно содержанию духовно-нравственного воспитания и обучения. Протоиерей В.В. Зеньковский, описывая возраст от 11,5 – 13,16, 17 лет, называемый им «второе детство», указывает следующие его особенности: эмпирическое сознание становится ведущей психической функцией, оно «цензурирует» все события жизни ребенка. «Мир глубоких внутренних переживаний и всего, что не могло удержаться в сфере эмпирического сознания, остается за пределами сознания, без непосредственного влияния на активную сферу». В духовной же сфере намечается поворот от наивной, неосознанной целостной духовности к миру, отход от «непосредственной, но глубокой жизни в благодатной Бесконечности», которая была присуща предыдущим годам жизни. Но хотя духовная жизнь уже следует за эмпирическими движениями, устремленными к миру, в сознании еще живут по инерции «живые отзвуки души на касания к мирам иным». Таким образом, для учащихся 7-11 классов особенно важными являются такие формы работы, которые не только при помощи слова воздействуют на их сознание, но и обращают к непосредственному сердечному, эмоционально окрашенному восприятию окружающего мира. Для современного ребенка особенно важна возможность непрагматического взгляда на обыденные вещи, попытки услышать голос окружающих его предметов. Такую возможность ребенку, подрастающему в условиях современного города, предоставляет форма работы «Горчичной истории Волгоградского региона». Цель: Образовательная: -выявление возрастных особенностей духовно-нравственного развития обучающихся 7-11 классов школы; -разработка правил отбора материала для «Горчичной истории» и создание презентации; - описание оптимальных способов применения данной формы на занятиях. - продолжить знакомить обучающихся с историей родного края, с колонией «Старая Сарепта» и с историей горчичного дела в немецкой колонии; - раскрыть историческую тайну немецкой колонии путем создания виртуальной экскурсии; - направить познавательную деятельность обучающихся к усвоению способов и приемов оценки качественных характеристик горчичного масла; - сформировать представление о свойствах растительных масел, к их качеству; -актуализировать знания, умения и самостоятельные наблюдения, полученных во время проведения классного часа; -активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством привлечения интернет -технологий и дополнительного дидактического материала в режиме он -лайн. Развивающая: - развивать любознательность, логическое мышление, эрудицию; - анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; - сформировать положительное отношение и интерес к товарам, производимым в Волгоградском регионе. - углублять знания по истории родного края, способствовать развитию интереса к родной культуре и культурам других народов. Воспитательная: - воспитывать толерантность в отношении других народов и традиций; - активизация гражданской позиции обучающихся; -творческое развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Важной составляющей воспитательного и познавательного аспекта является реализация регионального краеведческого компонента на уроке –знакомство обучающихся с историей родного города, архитектурой, географическими особенностями и природными ресурсами региона. Акценты, расставленные на изучение продукции отечественных производителей, предприятий, производящих свою продукцию в нашем городе и Волгоградской области (ООО ВГМЗ «Сарепта») позволяют повысить познавательный интерес обучающихся к отечественным товарам, производимым в Волгограде и области. Методические рекомендации Задача педагога: включить обучающихся в процесс самовоспитания. Главным результатом такой работы должно стать внутреннее переживание, которое может по- разному материализоваться. Педагог воздействует на 3 человеческие способности: разум, чувства, волю. Педагог должен выражаться понятно, чтобы учитель и обучаемый понимали друг друга. Это занятие – заочная экскурсия является нравственно воспитывающей. Изначально необходимо подобрать материал по выбранной теме и об экскурсионных объектах. Желательно провести фотосъемку объектов для создания виртуальной экскурсии. Затем надо подобрать фотопортфель «экскурсовода» для лучшего изложения материала. Необходимо провести пробную экскурсию с ребятами, увлекающимися краеведением Расположенные на слайдах фотографии или схемы лучше снабжать текстом, что позволяет проводить экскурсию не только педагогу, но и обучающимся с минимальной подготовкой. Подготовительная работа. Обучающиеся получили задание подготовить материал об истории горчицы в Царицыне - Волгограде. Они должны выступить в роли юных экскурсоводов. После работы в файле его следует сохранить в формате Word 97-2003. Для педагогов общеобразовательных учреждений представлена: - разработка методики проведения классного часа; план-конспект урока (заочной экскурсии), подбор, редактирование и обобщение дидактического материала( текст экскурсии, слайды, иллюстрации, фильм «Старая Сарепта»), разработка электронных приложений к занятию, создание презентации в формате power point; - задания расположены в виде структурированного урока и дополняются практически неограниченными возможностями использования образовательного интернет-контента, это позволяет разнообразить и максимально наполнить материал по изучаемой теме современным содержанием, сделать доступным интернет-ресурсы известных онлайн-библиотек и порталов в ходе изучения темы. Рекомендуемые источники и ссылки на них так же используются сразу, при необходимости; учебный материал транслируется для всей группы обучающихся, но, при необходимости, в любой момент можно вернуться к определенному вопросу самостоятельно. Размещение в интернете классного часа позволяет увеличить количество транслируемых медийных материалов (аудио, видео-сюжеты, слайд-шоу, галереи и т.д.), использование которых повышает наглядность изучаемой темы и повышает интерес. Ресурсы и дидактическое обеспечение урока: - Компьютер, модем, проектор, экран; - Натуральные образцы горчичного масла и продуктов переработки горчицы;- Электронные материалы: слайды, фотографии, лекции, схемы, таблицы, медиа-файлы (рекламные ролики и сюжеты), тематическое слайд-шоу., материалы сайта www.sarepta.ru Музыкальное оформление: произведения русских и немецких композиторов (материал на сайте www. School.edu.ru в коллекции «Музыкальная копилка»).
«Горчичной история» представляет собой урок - экскурсию - презентацию, состоящую из 27 изображений, предъявляемых с музыкальным сопровождением. Перед первым просмотром обучающимся объясняются правила «Горчичной истории»: мы живем на Волгоградской земле, историю которой мы должны знать, на этой земле оставили след многие народы, они принесли с собой свою культуру, обычаи, традиции. Много лет назад, в 27 верстах от Царицына, немецкие братья города Гернгутта из Германии прибыли сюда, чтобы создать свою немецкую колонию «Сарепту», мы это увидим не только глазами, но и услышим. И конечно, желательно не разговаривать, и, если захочется, поделиться друг с другом потом, после «Горчичной истории». Методы и приемы. При проведении классного часа (заочной экскурсии) используется экскурсионный метод. Экскурсия – процесс познания окружающего нас мира, его предметов и явлений. Это познание начинается с чувственного восприятия изучаемого объекта или явления, с ощущений. Наглядное знакомство с историей немецкой колонии Сарепта оставляет неизгладимое впечатление в душах детей. Весьма полезной является работа на краеведческом материале. Здесь и изучение истории основания немецкой колонии, ремесла, быт, традиции, деятельность сенатора Никиты Афанасьевича Бекетова, производство горчицы и горчичного масла. Заочная экскурсия – это своего рода нравственная беседа, которая знакомит с данными человеку талантах, предлагает поразмышлять вместе о разуме, воле, душе и других качествах человека. Заочная экскурсия поможет узнать о том, как протекала жизнь немецких колонистов. С учетом культурологической направленности экскурсий, а также ее высоких воспитательных возможностей ведущими принципами при решении воспитательных задач были определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения. Развитие нравственных и эстетических качеств обучающегося требует специальной педагогической работы. Самостоятельно воспитанник не становится ни нравственно чутким, ни эстетически воспитанным. Человек должен захотеть совершить «доброе и прекрасное» (актуализация мотивации). Опытный педагог умеет пробуждать в детях желание стать хорошими. И тогда дети приходят в состояние, которое педагоги определяют как воспитуемость. Важно, чтобы на уроке - экскурсии создавалась «поисковая ситуация», при которой обучающиеся учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый краеведческий материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления. На занятии используются такие приемы как реконструкция, приемы сравнения, приемы цитирования, предварительного осмотра, локализации событий экскурсионного метода. Для проведения заочной экскурсии необходимо выбрать экскурсионные объекты. В процессе разработки данной формы мы обнаружили, что соблюдение следующих правил делает ее применение наиболее эффективным: для изготовления презентаций используется стандартная программа для Windows (Microsoft Office Power Point); переход от слайда к слайду лучше сделать сглаженным, а фон слайда –не яркого цвета; содержательно видеоряд должен быть связан с темой занятия, достаточно разнообразным и выразительным, по возможности связанным последовательно или контрастно. Например, экскурсия «Горчичная история» посвящена истории посевов горчицы и ее переработке в немецкой колонии Сарепте., а также производству ее в Волгоградском регионе, представляет собой ряд изображений колонии Сарепта, овоща-горчицы, графа Н.А.Бекетова,православной Никитской церкви в Отраде, немецким колонистам Нейтцу, Гличу, Кноблоху, т.е. к таким изображениям, которые призваны вызвать интерес к потреблению горчичного масла, посещения музея-заповедника «Старая Сарепта»; заканчивается эта экскурсия «Горчичная история» двумя-тремя слайдами с изображениями Красноармейского района, самого южного района г. Волгограда. Горчичного завода и культуры горчицы. Для первого этапа работы предпочтительнее отбирать фотоматериал, а не репродукции картин, поскольку детям легче удерживать на них внимание и реагировать адекватно. Фотографии большего формата предъявляется для просмотра в течение 5-6 секунд, меньшего – 3-4. Это время представляется нам оптимальным, поскольку при уменьшении времени предъявления возникает мельтешение, а при увеличении провоцируется рассеивание внимания. И то, и другое приводит к тому, что дети отвлекаются, могут начать обсуждать увиденное; музыкальное сопровождение должно тщательно подбираться, поскольку музыка непосредственно воздействует на эмоциональную сферу человека. Для первого этапа работы также предпочтительнее использовать произведения так называемой современной классики, музыки со звуками живой природы; по мере готовности учащихся можно выбирать классическую и духовную музыку. Наиболее уместно использовать ее на занятии «Горчичная история» в начале, для создания определенного эмоционального настроя; кроме того, «Горчичная история» в этом случае позволяет задать содержательные линии, которые предполагается осветить. Другой вариант использования «Горчичной истории» – в конце занятия, и тогда она служит эмоционально-содержательным итогом. Не следует после просмотра организовывать обсуждение увиденного с учащимися, для этого предназначены иные виды презентаций. Однако если сами учащиеся начинают разговор после «Горчичной истории», это может послужить не только хорошим диагностическим средством, но и предоставить педагогу самые неожиданные воспитательные возможности. «Горчичная история» позволяет обратить обучающихся к внимательному, возможно более глубокому погружению в диалог с окружающим миром, учит видеть и воспринимать красоту окружающего мира. Образцы «Горчичной история» представлены на прилагаемом компакт-диске (приложение 4). Заключение Цель классного часа достижима в рамках существующей развивающей технологии: через педагога, через подаваемый материал, через форму подачи материала. И эти три канала были включены на занятии - экскурсии. В узком смысле задача педагога была следующей: пробудить у обучаемых желание нравственного самосовершенствования, самовоспитания, умение делать нравственный выбор. Процесс нравственного воспитания проходил невидимо, в недрах души детей. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Главный результат занятия – внутреннее переживание обучаемых. В ходе занятия педагог применяет метод эвристических вопросов с помощью семи ключевых вопросов: кто?, зачем?, где?, чем?, как?, когда?. Например, почему Екатерина II пригласила иностранцев в Поволжье? С какой целью приехали гернгутеры в Сарепту? Какие ремесла получили развитие в немецкой колонии? Что вы знаете о разведении горчицы? Откуда была завезена в Россию? Расскажите о ВГМЗ «Сарепта», о его продукции, « Как вы понимаете Волгоградская земля – Волгоградское качество?». В работе с детьми педагог использует внутренние механизмы личностного развития обучаемых, их интеллектуальные способности. А они базируются на общей теории деятельности, психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности, преимущественно самодеятельности учащихся. В данной технологии учитывется целесообразность обучения на высоком уровне, дифференцированный подход к обучающимся. Занятие проходило 40 минут. Педагог при этом учитывал особенность теоретического мышления - диалогичность. Процесс осуществления методики диалога на занятии распределялся по следующим этапам: завязка, выявляющая проблему; процесс взаимодействия в логике диалогического общения; точка кульминации и выход на тему: «Горчичная история Волгоградского региона», нравственный выбор, последующее личностное раздумье. Задача педагога была: дать работу душе обучаемого, воспитание чувств. Такое занятие являлось развивающим, так как созданы условия для духовно-нравственного воспитания. По итогам занятия обучающиеся получили возможность ответить на вопросы проверочного задания в специальной форме (викторины), результаты которых для проверки получил педагог. Свободный доступ в любое время к образовательному ресурсу занятия дает возможность педагогу дорабатывать, дополнять свой урок, совершенствуя краеведческий материал. Размещать такой классный час (урок-экскурсию) можно в локальной сети и в сети интернет на удаленном сервере – по желанию педагога. Учебный материал, расположенный на сайте МОУ Центра «Истоки» можно использовать и при удаленном от образовательного учреждения проведении занятия (экскурсии, открытые уроки в других учебных заведениях и т.д.). ЛИТЕРАТУРА
16.Экскурсии. Организация и методика проведения (сборник). М.,1970. Используемые источники в сети Интернет: www.sarepta.ru http://sarepta.ru/ http://www.altsarepta.ru/ http://www.youtube.com/user/SareptaVideo?ob=0&feature=results_ http://www.ogorodnikov.com/ http://www.gorlinka.ru/ http://www.1000listnik.ru/lekarstvennie-travi/04/178-gorchica.html http://www.gabris.ru/gabris/health/mustard/oil/ http://sarepta.ru/sarepta/stati-o- sarepte/priroda-sarepty#sthash.cZcbCvPc.dpuf
Приложение 1 Департамент по образованию администрации Волгограда Городской конкурс «Сарепта - Волгоград- Горчичная столица России» «Волгоградская земля – Волгоградское качество» Конспект классного часа (урока- экскурсии) «Горчичная история Волгоградского региона» авторы: Мельник З.Б., педагог дополнительного образования МОУ Центр «Истоки», Скворцова Н.А., учитель математики МОУ СОШ № 78, Позднякова Н.А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 78, Воронкова Н.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 78 г. Волгограда. Волгоград – Цель: - продолжить знакомить обучающихся с историей родного края, с колонией «Старая Сарепта» и с историей горчичного дела в немецкой колонии; - направить познавательную деятельность обучающихся к усвоению способов и приемов оценки качественных характеристик горчичного масла; - сформировать представление о свойствах растительных масел, к их качеству; -актуализировать знания, умения и самостоятельные наблюдения, полученных во время проведения классного часа; -активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством привлечения интернет-технологий и дополнительного дидактического материала в режиме он-лайн. Развивающая: - развивать любознательность, логическое мышление, эрудицию; - анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; - сформировать положительное отношение и интерес к товарам, производимым в Волгоградском регионе. - углублять знания по истории родного края, способствовать развитию интереса к родной культуре и культурам других народов. Воспитательная: - воспитывать толерантность в отношении других народов и традиций; - активизация гражданской позиции обучающихся; -творческое развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Ход занятия (заочной экскурсии). 1. Орг. момент 2. Изучение нового материала по плану: Колония Сарепта. История горчичного дела. Горчица. Бекетов Н. А. ООО ВГМЗ «Сарепта». 3. Закрепление нового материала 4. Подведение итогов занятия 5. Сообщение домашнего задания: Оформление: рисунки, изображавшие Сарепту; ксерокопии рисунков графа Бекетова Н.А., Никитской церкви в Отраде, кирхи Сарепты, растения горчицы, фотографии ООО ВГМЗ «Сарепта», продукция этого завода. Музыкальное оформление: произведения русских и немецких композиторов 18-19 веков ( из коллекции «Музыкальная коллекция»). Педагог - Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Старой Сарепте. Заочную экскурсию я проведу вместе с вашими сверстниками–«юными экскурсоводами». Обычно мы отправляемся в путешествие с большим удовольствием: открываются разные страны, незнакомые города. Путешествие -это всегда новые открытия и новые встречи. Итак, отправляемся на встречу с прошлым, с золотым восемнадцатым веком, в Старую Сарепту, такую знакомую и такую загадочную. Слайд. Педагог - экскурсовод. Сарепта - колония переселенцев из Западной Европы - более 100 лет была исключительным явлением на юге России. Основанная гернгутерами в1765 году, она вскоре превратилась в один из наиболее значительных торгово-промышленных и культурных центров Нижнего Поволжья. Выглядела Сарепта привлекательно: чистые улицы, обсаженные пирамидальными тополями, аккуратные каменные дома с черепичными крышами, фонтан родниковой воды на Церковной площади, гостиница для приезжих, аптека. В колонии развивались мукомольное и горчичное производство, гончарные и кузнечные мастерские и многое другое, помимо различных ремесел и промышленных производств, в Сарепте широкое развитие получили различные отрасли науки и виды искусства: литература, музыка, живопись. В 1989 году на месте этой уникальной немецкой слободы - «маленького Рая на Земле» был создан государственный историко-этнографической и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта». Экскурсовод-обучающийся. Слайд. |