Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
Т. В. Лямкина
«____» ___________ 2013 г.
Подпись: ________________
| Утверждаю:
Директор школы:
С. Ю. Кудрявцева
Приказ № _____
От «____» __________ 2013 г.
Подпись: _________________
| Рабочая программа по географии
7 класс
на 2013–2014 учебный год
| Составитель:
Васягина И. С.
учитель географии
| Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _________
От «___» ______________ 2013 г.
Руководитель ШМО
_______________________
Подпись: ____________________
|
| Саранск
2013
1. Пояснительная записка Согласно единой образовательной линии, далее, после начального курса географии, изучается курс «Материки и океаны», 7 класс. Программа составлена для обучающихся 7 А класса на 2013–2014 учебный год. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), предполагает проведение 14 практических работ и 10 проверочных работ (в том числе и контрольных). Программа составлена по учебнику: Коринская В. А. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2006. – 320 с.
Главная цель – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы акваторий, материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и деятельности в различных природных условиях.
При изучении курса географии Материков и океанов решаются следующие Задачи:
1. расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации – от планетарного до локального;
2. создать образные представления о природе, природных богатствах, хозяйстве и этнокультурном своеобразии населения материков и отдельных стран;
3. раскрыть динамику нарастания экологических проблем в пределах материков и океанов, отдельных стран;
4. продолжить развитие картографической грамотности школьников;
5. развивать практические умения извлекать и обобщать географически значимую информацию из разнообразных источников, составлять по ним комплексные страноведческие характеристики территорий.
Курс географии в 7 классе формирует представления главных особенностях природы Земли, основные особенности океанов и материков планеты, позволяет сформировать знания о географической оболочке, как основе существования жизни. Эти представления затем систематизируются. И на их основе изучаются особенности территории России и Республики Мордовия.
2. Общая характеристика учебного курса география 7 класса.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
3. Место географии в базисном учебном (образовательном) плане. Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
В структурном соотношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Как открывали мир», «Географическая карта – величайшее творение человечества», «Земля – уникальная планета», «Материки и океаны», «Земля – наш дом». На страноведение отводится 35% учебного времени.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса географии в 7 классе. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:
– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
– осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:
– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «География» в 7 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД). – Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:
1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. – Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. – Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
– В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса «География» в 7 классе являются следующие умения:
– осознание роли географии впознании окружающего мира:
– объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
– выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
– объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
– определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
– устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
– выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
– использование географических умений:
– анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
– находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
– использование карт как моделей:
– различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
– выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
– понимание смысла собственной действительности:
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
5. Содержание программы: Введение – 2 ч.Что изучают в курсе географии материков и океанов. Открытия и изучение Земли. Карты материков и океанов.
Литосфера и рельеф Земли – 1 ч. Происхождение материков и океанов. Рельеф Земли.
Атмосфера и климат Земли – 2ч. Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение осадков на Земле. Климатические пояса Земли.
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы – 2 ч. Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Географическая оболочка – 4 ч. Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы. Природная зональность. Освоение Земли человеком. Страны мира.
Океаны – 2 ч. Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны.
Южные материки – 3ч. Особенности географического положения и рельефа. Особенности климата и внутренних вод. Природные зоны и почвы.
Африка – 8 ч. Особенности природы Африки и ее уникальность. Население и страны Африки.
Австралия – 3 ч. Особенности природы Австралии и ее уникальность. Население и хозяйство Австралии.
Океания – 2 ч. Природа, население и страны.
Южная Америка – 6 ч. Особенности природы Южной Америки и ее уникальность. Население и страны Южной Америки.
Антарктида – 3 ч. Географическое положение. Открытие и исследование. Природа.
Северные материки. Северная Америка. – 6 ч. Особенности природы северных материков. Особенности природы Северной Америки и ее уникальность. Население и страны Северной Америки.
Евразия – 16 ч. Особенности природы Евразии и ее уникальность. Население и страны Евразии.
Материки и океаны – 2 ч. Океаны, омывающие материки. Материки и их составные географические элементы.
Географическая оболочка – наш дом – 5 ч. Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.
6. Учебно-тематическое планирование
Разделы программы, темы
| Количество часов
| из них количество часов
| практические работы
| контрольные и проверочные работы
| экскурсии
(мероприятия)
| Введение
| 2
| –
| –
| –
| Литосфера и рельеф Земли
| 1
| –
| –
| –
| Атмосфера и климат Земли
| 2
| 1
| –
| –
| Гидросфера.
Мировой океан – главная часть гидросферы
| 2
| 1
| –
| –
| Географическая оболочка
| 4
| 1
| 1
| –
| Океаны
| 2
| 1
| –
| –
| Южные материки
| 3
| –
| –
| 1
| Африка
| 8
| 2
| 1
| –
| Австралия
| 3
| –
| –
| –
| Океания
| 2
| –
| 1
| –
| Южная Америка
| 6
| 1
| 1
| –
| Антарктида
| 3
| 1
| 1
| –
| Северные материки. Северная Америка.
| 6
| 2
| 1
| –
| Евразия
| 17
| 3
| 1
| 1
| Материки и океаны
| 2
| –
| 2
| –
| Географическая оболочка – наш дом
| 5
| 1
| 1
| –
| Итого
| 68
| 14
| 10
| 2
| |