Скачать 165.17 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Пудожгорский Пудожский район Республика Карелия Программа эколого - краеведческого объединения «Моя малая Родина - Пудожье» Срок реализации - 2 года Возраст детей: 11-13 лет Автор: Белкина Наталья Алексеевна, учитель английского языка, высшая категория, педагог дополнительного образования, 1 категория 2013 г. Пояснительная записка Работа в объединении призвана ориентировать учащихся на осознание непрерывной связи Родины и края в экологическом плане. Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы. Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов. Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая Программа «Моя малая родина - Пудожье» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков. Актуальность Актуальность программы «Моя малая родина - Пудожье» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Целью данной программы является: • Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения, а также к профессии, связанной с экологией. Психологические особенности детей 11-13 лет (подросткового периода) Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 11-13 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Задачи программы Образовательные: Обучить -экологической терминологии; -умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны; -распознаванию основных видов растений и животных Пудожского района на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам; -использованию методов исследования природы; -правилам поведения в природе; -умениям работать с литературой; -трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»; Воспитательные: Воспитывать -интерес к предмету экология; -гуманное отношение к природе; -желание заниматься наукой; -эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе родного края; - понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремление к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением; -эстетические чувства (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее); - ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде. Развивающие: Развивать -познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение); -мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение). Исследовательские: -работать с литературой; -составлять конспект; -ставить простейшие экологические эксперименты; -проводить микроисследования растений и животных. Формы и режим проведения занятий Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, игра, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия. Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала. Использование на занятиях практических работ, экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению. Также проведение экскурсий на реку Пудокса и Пяльма с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, почвы, растительности. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является то, что программа «Моя малая родина - Пудожье» направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение и географию Республики Карелия. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятии и массовых мероприятии: семинары, игры, путешествия, экологические сказки, конференции. Из практических методов - лабораторные (практические) работы, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание творческих проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в поселке. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы Программа рассчитана на детей в возрасте 11-13 лет Содержание и структура программы: Программа рассчитана на 2 года обучения Количество часов в неделю - 2 (1 раз в неделю по 2 часа) Всего- 144 часа. Ожидаемые результаты и способы их проверки - выставки - конкурсы - учебно-исследовательские конференции - экологические слеты Должны знать: -основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Пудожского района; -основные виды растений и животных Пудожского района; -правила ведения наблюдений, полевых исследований. Должны уметь: -выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы; -доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения; -проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений; -оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье); -применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»; -характеризовать лесные и водные биоценозы; -различать охраняемые растения и животные республики Карелия; -работать с литературой и интернет - источниками; -применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины. Содержание программы
Учебно-методическое обеспечение программы. Экологическое объединение располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков. Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
Календарно - тематический план эколого- краеведческого объединения «Моя малая родина - Пудожье»
Итого: 144 часа Список литературы: Для педагога:
Для учащихся:
|