Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 165.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.01.2014
Размер165.17 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

п. Пудожгорский Пудожский район Республика Карелия

Программа эколого - краеведческого объединения

«Моя малая Родина - Пудожье»
Срок реализации - 2 года

Возраст детей: 11-13 лет


Автор: Белкина Наталья Алексеевна,

учитель английского языка, высшая категория,

педагог дополнительного образования,

1 категория

2013 г.
Пояснительная записка
Работа в объединении призвана ориентировать учащихся на осознание непрерывной связи Родины и края в экологическом плане.

Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.
Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая
Программа «Моя малая родина - Пудожье» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.
Актуальность

Актуальность программы «Моя малая родина - Пудожье» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Целью данной программы является:
• Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании,
общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения, а также к профессии, связанной с экологией.


Психологические особенности детей 11-13 лет (подросткового периода)
Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 11-13 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Задачи программы
Образовательные:


Обучить

-экологической терминологии;

-умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны;

-распознаванию основных видов растений и животных Пудожского района на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам;

-использованию методов исследования природы;

-правилам поведения в природе;

-умениям работать с литературой;

-трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;
Воспитательные:

Воспитывать

-интерес к предмету экология;

-гуманное отношение к природе;

-желание заниматься наукой;

-эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе родного края;

- понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой,
стремление к гармонизации отношений личности с социоприродным
окружением;

-эстетические чувства (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее);

- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Развивающие:

Развивать

-познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение);

-мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение).

Исследовательские:

-работать с литературой;

-составлять конспект;

-ставить простейшие экологические эксперименты;

-проводить микроисследования растений и животных.

Формы и режим проведения занятий
Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, игра, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.

Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала.

Использование на занятиях практических работ, экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.

Также проведение экскурсий на реку Пудокса и Пяльма с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, почвы, растительности.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Моя малая родина - Пудожье» направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков.

Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение и географию Республики Карелия.

Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность

проведения занятии и массовых мероприятии: семинары, игры, путешествия, экологические сказки, конференции. Из практических методов - лабораторные (практические) работы, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание творческих проектов и их защита.

В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в поселке.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 11-13 лет

Содержание и структура программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения

Количество часов в неделю - 2 (1 раз в неделю по 2 часа)

Всего- 144 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки

- выставки

- конкурсы

- учебно-исследовательские конференции

- экологические слеты

Должны знать:

-основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Пудожского района;

-основные виды растений и животных Пудожского района;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований.

Должны уметь:

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

-характеризовать лесные и водные биоценозы;

-различать охраняемые растения и животные республики Карелия;

-работать с литературой и интернет - источниками;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
Содержание программы


  1. Предмет и задачи программы - 4 часа

  2. Методы исследования природы – 16 часов

  3. Флора Пудожского района – 12 часов

  4. Фауна Пудожского района – 13 часов

  5. Почвы Пудожского района – 5 часов

  6. Ландшафты Пудожского района – 8 часов

  7. Изучение культурного наследия Пудожья – 5 часов

  8. Юный исследователь природы – 24 часа

  9. Экологические игры – 10 часов

  10. Экология Пудожского района – 27 часов

  11. Экскурсии – 20 часов



Учебно-методическое обеспечение программы.

Экологическое объединение располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  1. методико – дидактическое обеспечение;

  2. пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;

  3. фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;

  4. видеотека;

  5. набор учебных плакатов по экологии;

  6. участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;

  7. проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;

  8. пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;

  9. технические средства обучения: микроскоп, магнитофон, ПК.



Календарно - тематический план

эколого- краеведческого объединения «Моя малая родина - Пудожье»


п/п

Содержание

Количество

часов

Форма

занятий

Первый год занятий

1

Введение. Предмет и задачи программы.

2

Урок

2

История развития краеведческого движения в Пудожском районе.

(Историко-краеведческий музей

г. Пудож).

2

Экскурсия в музей




Методы исследования природы

16




3

Фенологические наблюдения в природе.

4

Урок

4

Календарь наблюдений. Явления природы. Осень.

2

Практикум

5

Мониторинг, виды мониторинга.

2

Урок

6

Наблюдение за птицами.

4

Практикум

7

Определение запыленности воздуха в помещении.

4

Практикум




Флора Пудожского района

12




8 -9

Леса Пудожского района.

4

Встреча с представителями Пудожгорского лесничества

10

Редкие и исчезающие растения

Пудожского района.

2

Уроки

Экскурсии

Семинары

Практикумы


11

Лекарственные растения Пудожского района

4

12

Грибы Пудожского района.

2




Фауна Пудожского района

13

13

Водные биоценозы. Их охрана.

4

14

Птицы Пудожского района.

2

15

Млекопитающие, их видовое разнообразие, значение, охрана.

3

16

Земноводные и пресмыкающиеся нашего края.

2

17

Живые барометры. Обобщающее занятие по флоре и фауне).

2

Урок - игра




Почвы Пудожского района

5


Уроки

Семинары

18

Почвы Республики Карелия и

Пудожского района.

2

19

Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве.

3




Ландшафты Пудожского района

8

20

Особенности географического положения Пудожского района.

2

21

Виды ландшафтов Пудожского района

3

22

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.

3

Практикум




Изучение культурного наследия Пудожья

5




23-24

Традиции и обычаи народов Пудожской земли.

5

Историко-краеведческий музей –

экскурсия




Юный исследователь природы

24




25-26

Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к районным научно-практическим конференциям.

5

Уроки

Конференции

27

Эксперимент как форма проведения исследовательской работы.

2

29

Строение растительной и животной клетки. Работа с микроскопом.

2

Лабораторная работа

29

Определение качества питьевой воды.

3

Практическая работа

30

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Весна.

3

31

Аквариум – микроэкосистема живых организмов.

2

Урок –семинар

32

Конкурс «Природные фантазии».

2

Практикум

33

Изготовление поделок из бытового мусора.

3

34

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Лето.

2

Практикум

Второй год занятий




Экологические игры

10




35

«По заповедным тропам России» (игра «Счастливый случай»).

2

Уроки - игры

36

«Поле чудес» на тему «Охрана природы в России».

2

37

Шоу викторина «Земля у нас – одна».

2

38

«Экологический эрудит».

2

39

«Путешествие с культурными растениями».

2




Экология Пудожского района

27




40

Предмет, цели и задачи экологии как науки.

2

Уроки

Экскурсии

Практикумы

Семинары

41

Разделы экологии. Основные термины по экологии.

2

42

Среды жизни живых организмов.

2

43

Взаимоотношения живых организмов.

2

44

Естественные и искусственные экосистемы. Биоценоз. Цепи питания.

2

45

Экологические проблемы Пудожского района.

3

46

Изучение экологической обстановки посёлка Пудожгорский.

2

47

Экология и здоровье человека.

2

48

Экология реки Пудокса.

2

49-50

Экологическая тропа.

3

Практикум
Экскурсия

51-53

Изучение родников в окрестностях посёлка Пудожгорский.

5




Экскурсии

20




54-55

Национальный парк «Водлозерский»

4

Экскурсии

56-57

На реку Пяльма.

4

58-59

Историческая деревня Пяльма.

4

60-63

64

Подготовка к участию в районном экологическом слёте.

Итоговое занятие (награждение активных участников конкурсов, конференций)

7
1

Практикум




Итого: 144 часа

Список литературы:

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

  6. Биология газеты.

  7. Биология в школе (журналы).

  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.

  10. Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.

Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск