Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.26 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.01.2014
Размер130.26 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект занятия в рамках образовательной программы элективного курса «Культура обско-угорских народов»
Тема: «Особенности основных видов хозяйственной деятельности обских угров - охоты и рыболовства»

Цель:

  • совершенствование способности обучающихся усваивать учебный материал через развивающие формы обучения;

  • формирование интереса к изучению материальной культуры коренных народов Приобского региона ХМАО-Югры.

Задачи:

1. Усвоить и закрепить знания об особенностях рыболовства с использованием аналитических методов: анализа, сравнения, обобщения, выполнения заданий вербального и практического характера.

2. Уметь работать в группе и самостоятельно.
Оборудование: географические и контурные карты, образцы орудий и рыболовства, конспекты, видео-материалы по теме урока, проектор, рабочая тетрадь.



Этапы занятия:

1.Организационная часть

2.Обьяснение нового материала

3.Практическая работа

3.2.Коллективная работа

3.3.Индивидуальная работа

4. Заключительный этап

Ход занятия
1.Организационная часть

Приветствие
2. Объяснение нового материала
Рыболовство

Рыболовство - одно из древнейших занятий Приобского региона. Бассейн Оби издавна был богат рыбой. Водятся здесь такие редкие виды как осетр, нельма, стерлядь, муксун, сырок, язь, елец, щука, окунь, ерш. Надо только уметь взять не хищничая. А предки это делать умели. Самыми уловными местами считались пески (пан-хант) – отлогие песчаные или мелко-каменистые берега по Оби и Иртышу, где с каждого берега кормилось 200-300 человек. Не меньший улов был и в ссорах (тор-хант). Это низины, заливаемые половодьем, поросшие травой и мелким кустарником. Сюда рыба собиралась метать икру. Рыбачили угры и в многочисленных протоках.

В годовом хозяйственном цикле выделялись два промысловых периода: весенне-летний, когда ловля рыбы была главным занятием и осенне-весенний – в эту пору обычно охотились. Наиболее напряженный рыболовный сезон приходился со времени вскрытия рек до сентября. В это время целыми селеньями жители выезжали к руслу Оби.

Только малососвинские рыбаки промышляли у себя и на Нижней Сосьве. Население обских притоков спускались «вслед за льдом» на больших лодках с каютами из бересты. А иной раз и на лошадях – по последнему снегу. Расстояние между зимниками и летниками было невелико – от 1 до 10 километров. Каждый юрт промышлял на своем месте. Здесь стояли у хозяев либо бревенчатые дома, либо шалаши из жердей, крытые берестой.

До появления «прибылой воды» ловили в протоках, сооружали запоры (пот-хант) по пути миграции рыб на нерест. Ученые насчитали их около 90 видов. Они отличались друг от друга, исходя из места установки и в зависимости от того, какая рыба шла.

Рыболовство как промысел было важно для коренных жителей региона и являлось важным источником существования.

Наибольший улов приходился на период летнего промысла, когда рыбаки спускались всей семьей в низовья рек или непосредственно на Обь. Сроки летнего рыболовства зависели от времени прохождения рыбы и освобождения рек ото льда.

Для неводного лова ханты объединялись: если в роду было мало мужчин, договаривались с родственниками, объединялись в артель. Они выезжали на место рыбалки семьями и весь период лова жили на берегу реки в летних жилищах, сделанных из коры. Добытая рыба шла главным образом на продажу или обмен на необходимые товары. Но не все жители притоков Оби спускались в их низовья и на Обь для весенне-летней рыбалки. Отдельные поселения находились в непосредственной близости от богатых рыболовных угодий.

В этот период они практиковали запорное рыболовство в ближайших озерах и в устьях речек в местах на пути миграции рыб на нерест. При массовом ходе рыбы в низовьях протоков и по Оби население использовало невода и сети, устанавливало запоры, рыбу били из лука и острогой.

Применялись крючковые снасти, с помощью лука и остроги, но они не играли существенной роли в хозяйственной жизни обских аборигенов.

Запорное рыболовство. Запорное рыболовство играло существенную роль в разнообразии различных способов добычи рыбы у хантов и манси (более 200 способов). Основной принцип запора заключается в том, что рыба ловится в загороженном пространстве. Выделяют два вида заграждений: земляные (песчаные, ледяные) плотины и заграждения из дерева, веток и т. п. Запор устанавливается в местах наибольшего скопления рыбы в определенное время. Например, у поворотов речек, где образовались омуты, на пути рыбы весной и осенью, у ключей–живунов. Заграждения могли перекрывать всю реку или часть ее.

Наиболее примитивным видом запора можно считать изгородь из хвороста, которую устанавливали кондинские манси на небольших речках, полностью их перегораживая. Изгородь была настолько частой, что рыба запутывалась в хворосте.

К числу простых типов относится ограждение решеткой водоема, где скапливается рыба, ее вычерпывали специальными сачками. В загражденных водоемах рыбу ловили с помощью невода, вспугивая ее специальной палкой–боталкой («ботало»).

Один из простейших типов запоров – котел (ловушка-лабиринт). Он применяется практически повсеместно. Наибольшее распространение получили запоры в виде заграждений с ловушками. Заграждения (решетки, щиты) делали из различных материалов. На низкие решетки использовались сосновые планки. На высокие решетки (для высокой воды) шли тонкие стволы елей.

Для переплетения решетки использовался кедовый корень (Аган, Юган), тальник (Сосьва, Нижняя Обь, Вах), лыко (Конда). Для усиления решеток применяли тальник, хворост, березовые и еловые ветки. Соединения решетки с дном реки делались из твердого теса или толстых бревен. В решетке оставалось одно или несколько отверстий («окна») для ловушек (летом, когда запором не пользовались, отверстия могли служить для прохода лодок). Ловушки устанавливались по течению или против в зависимости от направления движения рыбы.

Наиболее широкое распространение получила ловушка корзинного типа ловушка-морда. Ее применяли во все времена на практически всех водоемах и для разных пород рыбы, варьируя размеры и форму.

Для изготовления этого типа ловушек использовался тальник, различные обработанные корни.

Использовались ловушки корзинного типа – рукав. Он делался из такого же материала, но другой формы, чем «морда» - узкого вытянутого цилиндра. Рассчитана для добывания крупной рыбы.

Сети. С глубокой древности большое значение имело применение сетевых снастей (ставных и плавных). Ставные и плавные сети различают по размеру: однаперстовка, двухперстовка, десятка, двадцатка тридцатка и т. д., по назначению каждая сеть имела свое название: окуневка, сорожница, язовка, чебачница и т. д. Ставные использовались весной во время половодья, в заводях, летом до начала спада воды, а также зимой. Сетью ловили карася.

Основным материалом для изготовления сетей были крапивные нити. Благодаря зеленому цвету, сеть была меньше заметна на воде. Также использовали конопляные нитки и нитки из конского волоса.

Поплавками служили кусочки толстой коры или свернутые спиралью полоски бересты. В качестве грузил чаще использовались грузила в виде берестяных мешочков с песком, кости оленей.

Ставные сети устанавливали на мелководье, прикрепляя их к воткнутым в дно кольям. Существовали и ловушки из сетевого полотна в виде воронкообразного фитиля.

Плавные сетевые ловушки обских угров – колдан и сырп. Колдан – примитивный трал, который тянул за собой рыбак на длинной веревке по течению и по содроганию определял наличие рыб. Сырп – это тип бредня, состоящего из прямоугольного мешка длиной 3-3,5 м, глубиной и высотой 45 см.

Во время нереста в затопленных местах ставят сети с грузилами, их ставят на ночь. Если в затопленных местах рыбы нет, их ставят на другое место. Длина сети 35 метров. В теплую погоду сеть ставят на озере, как на глубоких, так и на мелких местах. Сети тянут ночью, при ветре, на мелких, затопленных местах, во время нереста, ловят из двух лодок. Если кто заметит стаю рыб, то сеть тянут в одном направлении. На рыбном месте должно быть быстрое течение. По окончании лодки сходятся, один рыбак удерживает их, в то время другой достает в свою лодку рыбу и сеть. Перед использованием сеть либо красят краской из бересты, либо чернят углем.

Невод (ахан, бредень, калдан, кривда, накидка, чердак). Весной, до подъема воды, рыбу ловили неводом (малым 60-70 м). Летом неводили в варовых заграждениях, зимой осуществляли подледный лов на озерах. Малый невод забрасывали с одной лодки, большой – с двух, соединяли настилом, для его вытягивания использовали лошадей.

Невод мог принадлежать и артели (общине). Добычу делили пополам по числу участников. Кроме того, пай выделяли и вдовам, сиротам, калекам.

Крючки применяли для ловли хищной рыбы щуки, а также налима. Зимой на Оби ловили рыбу с помощью металлического крючка, привязанного к деревянной палке. Рыбак, лежа на животе на льду, опускал его в прорубь и выуживал проплывающих налимов. Орудием рыбной ловли использовался перемет (дорожка, закидушка, донка, острога, перемет, резинка, самолов). Он состоял из бечевки, закрепленными на ней крючками и приманкой (сейчас блесна). Использовалась для ловли налима, щуки, осетра.

Удочку начинали использовать, когда спадала вода. Шнур раньше изготавливали из коры ивы, поплавок – из коры сосны, удилище – из любого дерева. Обычно рыбачили утром и вечером. В качестве наживки использовали либо червя, либо мелкую рыбу. Ставная удочка ставится на конце песчаной косы в озере, когда спадает вода. У хантов применяется сразу по 5-6 удочек.

Часто в осенний период у обских угров практиковался способ рыбной ловли лучение рыбы. Один из рыбаков, находясь в лодке, освещал воду берестяным факелом, другой бил рыбу острогой.

Рыболовство осушением. Оно применяется в том случае, если маленькое озеро лежит выше уровня воды в реке и можно спустить в нее воду. Тогда выкапывают канал. Если рыба уходит вместе с водой, то выше канала сооружают запор из планок.

Когда стает снег, рыбачат руками в ручьях. Обычно в ручьях очень мало воды, он почти сухой, так что рыба лежит почти на боку. Используют так называемые речные ямы.

Замор. Вызывается дефицитом кислорода (резкое до 5-15%) в воде с декабря по апрель. Используют так называемые рыбные ямы. Замор ведет к массовой гибели большинства видов рыб. В русле Оби и ее притоков зимний замор происходит из-за массового поступления гуминовых кислот, поглощающих кислород подо льдом. Замор в озерах происходит из-за больших отложений органического ила и поступления загрязняющих веществ. Замор происходит и в ночное время.

Рыболовство стрельбой. Этот вид требует большего умения, ибо приходится стрелять стоя. Если рыба уходит, остаются стоять, гребут одной рукой, другой держат наготове лук. Когда подходят к рыбе на 2,5 метров, весла либо кладут в лодку, либо втыкают в дно реки. Если лодка двинется с места, гребут луком. Для ловли рыбы таким способом нужен солнечный день.

Добыча глушителем. Применяется редко, обычно когда остяк при переходе по льду увидит рыбу. Орудием служит топор.

Рыболовные ловушки (вентерь, корчажка, котец, кямка, лукавка, минка, морда, рукав, фитиль, хап и др.)

Загораживающие рыболовные ловушки, все без исключения рыболовные снасти, коренные жители мастерили сами. Тщательно следили за их состоянием на протяжении всего года: чинили и обновляли. Обычно этим занимались мужчины. Вообще весь рыболовный промысел считался занятием мужским, хотя участвовали в нем женщины и подростки. Известно, что жители Оби добывали на одного жителя по 100 штук муксуна и 100 штук сырка. У малососвинских остяков ценилась сосвинская сельдь - тугун. Её сушили, запасаясь на зиму, по 5-6 пудов на одну семью. Добытая рыба шла, главным образом, на продажу или обмен на необходимые товары.

Рыболовство во многом определяло бытовой уклад и образ жизни обских угров. Селения свои они всегда ставили на берегу или близко от водоёма – реки, озера, старицы. Кочевали с места на место в поисках обильного лова.

Рыбу научились использовать без остатка. Её употребляли вареной, вяленой, сушеной, мороженой, сырой. Готовили обычно без соли и приправ. Головы, кости и внутренности вываривали на рыбий жир, чешуя шла на приготовление клея. Из кожи осетров, стерлядей, налимов издавна шили одежду и обувь.

У хантов и манси существовал целый свод экологических норм и правил. Так, во избежание перекрытий основных путей миграции рыбы, запрещалось полностью перегораживать русла крупных рек. Запрещалось оставлять рыбьи кости целыми после варки, иначе в будущем ничего не добудешь. Снимать чешую с рыбы можно только костяным или деревянным ножом.

Много было запретов, связанных с промыслом и употреблением в пищу осетра, налима и щуки.

Информационный материал сопровождается показами слайдов, обозначением на географической карте ХМАО-Югры традиционных мест рыболовства, альбомные фотографии.
3. Практическая работа/

3.2.Коллективная работа

Сделайте анализ:

- причинно-следственной связи между загрязнением рек и перспективами развития коренных народов ХМАО-ЮГРЫ;

- взаимосвязей растительного и животного мира в материальной и духовной культуре коренных народов Севера;

Сравните:

- запорное и сетевое рыболовство;

- артельное и индивидуальное рыболовство;

- сущности понятий;

- река, озеро, старица;

- способы добычи рыбы: глушением, замором, рыболовными ловушкам.
3.3. Индивидуальная работа

Охарактеризуйте:

- основные орудия лова и принцип их действия: замор, глушение неводом, замор, осушение;

- основные виды плавсредств рыболовного промысла;

- особенность конструкции ловушки-морды;

- универсальность и сакральность обряда начала рыболовного сезона;

Одни вопросы носят вербальные формы обучения, другие предполагают практические действия.

Вербальные:

- расскажите о запретах, связанных с промыслом и употреблением в пищу осетра, налима и щуки;

- объясните, в чем отличие способа ?

- назовите вид лодки, изображенной на рисунке, и детали ее конструкции;

- расскажите об особенностях конструкции лодки колданки;

- дайте обьяснение слову «нерест»;

Практические:

- нарисуйте покрой хантыйского и мансийского женского платья (мужской рубахи);

- изобразите основные орудия лова и укажите их различия;

- нарисуйте схему жизненного пространства хантыйской избы;

- составьте на один день меню для хантыйской семьи в количестве пяти человек: двое взрослых и трое детей.

Работа с географической картой. Такой вид работы используется в тех случаях, когда необходимо определить географическое положение рыболовных мест рек округа. Например:

- покажите на карте основные притоки реки Оби;

- покажите на карте основные направления маршрутов движения народов ханты и манси в период рыболовного сезона Обь-Иртышского водораздела;

- покажите место лова сосвинского тугуна.

С целью формирования навыка грамотного речевого воспроизводства содержания теоретического материала курса, закрепления ключевых понятий предлагается объяснить значение следующих терминов:

Живун – незамерзающая река.

Калыдан, сырп – плавная сеть.

Вар – преграда для рыбы.

Дорожка – крючковая снасть.

В процессе общения с преподавателем в поисках ответов на некоторые поставленные вопросы обучающиеся должны сформулировать и доказать свою точку зрения по следующим вопросам:

- в чем заключается бережное отношение рыболовов к окружающей среде?;

- проблемы адаптации коренного населения в условиях интенсивного промышленного освоения Сибири;

- какая роль обряда в жизни обских угров?

Такие формы работы призваны создать благоприятные условия для общепознавательного развития учащихся.

В педагогической практике часто возникает проблема, когда в рамках небольшого количества времени, отведенного на урок, приходится решать множество разнообразных образовательных задач. Иногда на определенном этапе выполнения заданий появляется необходимость учащимся самостоятельно осваивать системные знания, поэтому некоторые вопросы сформулированы так, что для самостоятельной деятельности требуется привлечение дополнительной литературы. Например:

- у хантов для рыболовного промысла был определенный набор рыболовецких принадлежностей. Перечислите их.

- на выбор места для рыбной ловли стойбища влияли следующие факторы:……….

- определите названия и назначение
Впишите в клеточки названия рыб, начинающиеся на букву «С».

С

1










2













3
















4



















5




















Таким образом, привлекательность дидактического материала рабочей тетради, основанного на этнокультурных особенностях изучаемого материала, по нашему мнению, способствуют формированию у учащихся познавательного интереса, активности и общего позитивного отношения к образовательному процессу.

Личностно-ориентированная направленность процесса обучения проявляется в характере коммуникативной особенности творческих заданий:

-чем обусловлена система запретов в жизнедеятельности обских угров?;

-какие меры гигиены существуют у хантов и манси?

-найди общие традиции и славянских народов в воспитании детей, обрядах, календарных праздниках, фольклора;

- какое вливание оказало на формирование культуры обских угров взаимодействие других культур?;

-опиши и сформулируй свое мнение об обряде посвящения подростка в мужчину;

-вырази свое мнение об отношениях мужа и жены в хантыйской семье;

-расскажи об особенностях гостевого этикета народов ханты и манси.

-прочитай и придумай заголовок к тексту;

-объясни, как отразилось интенсивное развитие нефтегазовой отрасли

на жизнедеятельность аборигенов округа?;

В процессе выполнения этих заданий учитываются возрастные особенности мышления подростков, уровни их общего и интеллектуального развития.

Такие задания с четко выраженной направленностью необходимы не только для формирования общепозновательных представлений о традиционной культуре обско-угорских народов, но и для формирования потребности у учащихся на своих примерах осознать и выразить личное отношение к событиям окружающей действительности, поступкам людей, своим собственным поступкам и т.д.
4. Заключительный этап

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск