Конспект урока по литературе, проведенного в 7 классе
МОУ ООШ с.Чернышева Белинского район Пензенской области
Учитель: Будникова Татьяна Алексеевна
Тема урока: «Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»».
Цели урока: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлению о необходимости сострадания, доброго отношения к людям, развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: пересказ текста, работа с планом, беседа по вопросам, комментарии учителя.
Эпиграф к уроку:
Любовь одного человека может вызвать к жизни талант
в другом человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…
А.Пллатонов.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
А) Обсуждение плана рассказа:
1) Как жил Юшка.
2) Дети и Юшка.
3) Отношение взрослых к Юшке.
4)Куда уходил Юшка каждое лето.
5) Смерть Юшки.
7) Гостья Ефима Дмитриевича.
8)Плоды Юшкиной любви.
2.Анализ эпизодов.
«Дети и Юшка»; «Отношение взрослых к Юшке»; «Бескорыстие»; «Смерть».
- С первых строк рассказа мы знакомимся с главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нем?
(Юшка мал ростом, худ, в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены.. )
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним-единственным словом.
(слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий)
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?
(Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор, бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.)
-Как вы понимаете слово терзать? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
(Запись в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, мучить, тиранить).
- Найдите значение этого слова в словаре С. Ожегова.
(1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно).
- Почему дети, которые только начинают жить и , значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались делать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.)
- А как сам Юшка объясняет поведение детей?
Карточка № 1
«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все сделать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Задание: Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми? (выслушиваю ответы учеников)
- А что вы думаете по поводу услышанного?
«Отношение взрослых к Юшке»
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Взрослых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению. Даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!»)
Вывод: Люди хотели, чтобы Юшка походил на них. Их раздражало, то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость. А как вы понимаете это слово? Давайте подберем к нему синонимы.
Запись в тетрадях: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.
- Найдите значение этого слова в словаре.
(Кроткий – незлобивый, покорный, смирный)
- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
- Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят – то они тебя по сердцу, да бьют по расчету»?
- Юшка на возражение Даши ответил: «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» .Вам была предложена творческая работа на эту тему. Тогда вы еще не знали, что она сформулирована словами Юшки. Давайте послушаем ваши размышления.
(Чтение сочинений)
Работа с сочинением на доске.
«Слепое сердце – самое худшее, что может быть в человеке. Такой человек не испытывает уважения и жалости к другим людям. Такой человек видит только собственную выгоду, до других ему и дела нет. Если же человек не слеп к другим и готов пожертвовать жизнью для счастья других людей, пусть и не отвечающих ему взаимностью, то у этого человека доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир».
Вывод: «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
-Как вы понимаете слово сострадание? (Сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование). Обратимся к словарю.
(Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека).
- Мы еще вернемся к нашим сочинениям. А пока продолжим наш разговор. Как бы ни относились к словам Юшки о том, что народ его любит, сам он верит в это вполне искренне. Мы понимаем, что Юшке живется очень тяжело. Но есть все же место, где он начинает вольнее дышать. Это место – природа.
Карточка №2.
Задание:
Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое? Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь «свою любовь в живым существам».
- Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали,- Юшка осерчал. Как вы думаете, почему? Что значит это слово?
(трудно представить кроткого, безответного Юшку разгневанным, негодующим. Это слово как нельзя лучше соответствует его образу).
-Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал?
Чтение по ролям встречи с прохожим.
Вывод: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»
- Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.
Карточка №3.
Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу. Какой эпизод изображен на ней? Напишите сочинение-миниатюру по иллюстрации.
- Выскажите свое мнение о сочинении.
- Произошло то , чего хотели люди,- Юшка осерчал и ушел из жизни. Признали они его «своим», «похожим», раскаялись?
- Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили и забыли про него. У Юшки без сомнения было «доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир».
Способен ли изменить мир Юшка? Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти? (чтение текста)
- как понимаете слово глумление? (издевательство, надругательство)
- Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?! Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?
(Приезд приемной дочери Юшки)
- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А.Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека,- «из смерти работать жизнь».
Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы тоже понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.
Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим делать выводы. Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы люди оценили по достоинству его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию того, что «человечество – одно дыхание, одно живое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все».
Своей волей писатель многое мог изменить в сюжете рассказа и оставить Юшку жить. Верный правде жизни, он не делает этого. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем разлиться сильным и ясным потоком, часто преодолевает множество преград.
- Обратимся к эпиграфу урока. Может ли настоящая любовь быть корыстной?
Итог урока: Юшка назван стариком, но душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блаженным, юродивым, «божьим чучелом», терзали и смеялись над ним . Но без таких людей нельзя обойтись: без Юшки жить людям стало хуже. «Не стоит село без праведника»,- гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу. |