Преподавание занятий кружка «Мой друг компьютер» нельзя представить без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Их применение дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса.
Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения.
ЭОР - средство наглядности, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля детей, а также контроля и оценки домашних заданий.
На разных этапах урока ЭОР применяются по-разному. На этапе актуализации знаний эффективно использовать электронные тесты, в том числе собственных разработок. Занятия кружка протекают в условиях включения воспитанников в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элементов новизны, которыми являются электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.
Многие ресурсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы со статистикой по ходу обучения.
Использование ЭОР в сфере образования позволяет мне качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, при этом совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения.
На занятиях кружка 1-го года обучения я использую: учебно-методический комплект (УМК) «Информатика и ИКТ» под ред. Матвеевой Н.В. и др., электронное приложение «Мир информатики», разработчик - компания Кирилл и Мефодий издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» для 2-4 классов, представляющий собой комплект средств обучения, в который входят: традиционный учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, диск с ЭОР, методическое пособие для учителя.
Диск с ЭОР дополняет традиционный учебник и соответствует основным дидактическим принципам: наглядность, возрастные возможности пользователей и др., а также научно-педагогическим требованиям к информационно-обучающим системам:
Формирует у учащихся систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствует формированию умений работать с информацией, создает собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивает познавательную активность, служит повышению качества и эффективности процесса обучения.
Содержание ЭОР включает научно достоверную информацию, полностью соответствует материалу учебника. Содержание, глубина и объем научной информации соответствуют познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывается их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
Учебный материал доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев учителя.
Соблюдаются гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах, а слов в предложениях способствуют четкому различению и хорошему восприятию информации.
Текст расположен в видимой части экрана. Для чтения текста не используются полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.
Интерфейс программы не требует специального обучения работе с программой. Представляется рациональным использование стандартного интерфейса программ для Windows.
Для выделения в текстах наиболее важных частей используется полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания.
В максимальной мере используются возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием.
Электронные образовательные ресурсы не перегружены информацией, для четкости изображения и тексты помещены на белом фоне. В качестве основополагающего избран веб-интерфейс ЭОР с удобной и интуитивно понятной навигацией. Сами же блоки учебных заданий и демонстраций созданы в программе Adobe Flash. ЭОР сопровождают каждый параграф учебника и содержат набор заданий как обучающего, так и диагностического характера.
В качестве примера использования ЭОР на занятиях кружка для самых маленьких продемонстрирую план занятия кружка, где используется несколько технологий обучения: здоровьесберегающая, компьютерная, информационная, игровая. На данном занятии я активно использую как лицензионные ЭОР - электронное приложение «Мир информатики», разработчик - компания Кирилл и Мефодий издательства «БИНОМ, так и ЭОР собственной разработки в виде презентации «Общая характеристика графического редактора» для демонстрации теоретического материала, презентации – теста «Правила поведения в компьютерном классе» для повторения пройденного материала, презентации – теста «Векторная и растровая графика» для закрепления нового материала.
Тема: «Графика»
Кружок: «Мой друг компьютер»
Год обучения: 1
Источник новых знаний: Электронное приложение «Мир информатики», разработчик - компания Кирилл и Мефодий издательства «БИНОМ, видеоролик «Гимнастика для рук», презентация – теория «Общая характеристика графического редактора», презентация – тест «Правила поведения в компьютерном классе», презентация – тест «Растровая и векторная графика».
Раздел программы: Раздел 2. Информационные технологии.
Ключевые слова: информатика, компьютер, графика, графический редактор, растровая графика, пиксель, мышь.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, колонки, диск «Мир информатики», локальная сеть.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма проведения урока: словесный, наглядный, практический.
Цели занятия:
Обучающая:
познакомить учащихся с графикой
закрепить новые знания
повторить требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером.
Воспитательная:
воспитывать чувство уверенности у учащихся
Развивающая:
способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.
Задачи занятия:
актуализация знаний по теме «График»;
применение здоровьесберегающей, компьютерной, информационной и игровой технологий обучения;
формирование навыков самостоятельной работы.
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие. Проверка наличия обучающихся, их готовность к уроку.
Постановка учебной задачи:
На прошлом занятие мы познакомились с правилами техники безопасности при работе в компьютерном классе. Сегодня мы познакомимся с понятием графика и видами графических редакторов. Сначала мы внимательно прослушаем и посмотрим видеоурок и презентацию по новой теме. Затем закрепим новые знания самостоятельной работой на компьютере.
Повторение: групповое прохождение теста «Правила поведения в компьютерном классе».
Порядок изложения материала:
Показ видеоурока «Графика»:
Показ презентации «Общая характеристика графического редактора»:
Закрепление новых знаний – индивидуальное прохождение теста «Векторная и растровая графика»:
Физкультминутка – провожу гимнастику для рук (диск «Мир информатики», первый год обучения, тема: «Гимнастика для рук»).
Закрепление материала, изученного на уроке: Игра – «Раскрась картинку в соответствии с образом», правила игры: за отведенное количество времени необходимо быстро и качественно раскрасить наибольшее количество картинок.
Подведение итогов: Под руководством педагога, общими усилиями подсчитываем баллы и определяем победителя.
Домашнее задание: Раскрасьте оставшиеся картинки.
Поощрения воспитанников: На основе полученных данных педагог объявляет победителей игры и подбадривает остальных.
На всех занятиях кружка «Мой друг компьютер» я использую ЭОР: лицензионные, созданные другими педагогами (из интернета) так и созданные собственноручно. На большинстве занятий применяю несколько ЭОР. Наглядность использования ЭОР на моих занятиях я приведу в виде 4-х таблиц:
Лицензионные ЭОР
№
| Название
| Тип
| Фирма –
производ.
| Раздел
программы
| Год
изд.
| 1
| Мир информатики, под ред. Могилев А.В. и др.
| Электронное приложение к урокам информатики в начальной школе
+ СD
| Издательство Бином
| 1 год обучения
| Раздел 1.
Компьютер. Раздел 2.
Информационные
технологии. Раздел 3.
Информация.
| 2008
| 2
| Полный учебный модуль 1 -4 класса
| Мультимедиа
| ОАО "Издательство "Просвещение"
| Раздел 1.
Компьютер. Раздел 2.
Информационные
технологии. Раздел 3.
Информация.
| 2010
| 3
| Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы
| Инновационный учебный материал
| ЗАО "Телевизионное объединение "Продюсерский центр "ШКОЛА"
| Раздел 1.
Компьютер. Раздел 2.
Информационные
технологии. Раздел 3.
Информация.
| 2008
| 4
| Информатика, под ред. Матвеева Н.В. и др.
| Учебники
для 1-4 классов (комплект ФГОС)
| Издательство Бином
| Раздел 1.
Компьютер. Раздел 2.
Информационные
технологии. Раздел 3.
Информация.
| 2009
| 5
| Руки солиста
| Клавиатурный тренажер
| Издательство Бином
| Раздел 1.
Компьютер.
| 2010
| 6
| Информатика в играх и задачах, под ред. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. и др.
|
| Издательство БАЛАСС
| Раздел 3.
Информация.
| 2002
| 7
| Ввод и редактирование текста MS WORD
| Мультимедиа
| Издательство Бином
| Раздел 1.
Компьютер.
| 2005
| 8
| Классификация ПО, под ред. Бояркин В.Э.
| Мультимедиа
| OOO "НПЦ "1С"
| 2 год обучения
| Раздел 1. Аппаратные и программные средства ИКТ.
| 2010
| 9
| Microsoft Word. От пользователей к специалисту.
| Методическое пособие
| Издательство Бином
| Раздел 2. Текстовый редактор Word.
| 2008
| 10
| Интерфейс MS WORD
| Мультимедиа
| Издательство Бином
| Раздел 2. Текстовый редактор Word.
| 2002
| 11
| Учимся рисовать на компьютере
| Самоучитель.
| Издательство Бином
| Раздел 3. Графический редактор Paint.
| 2002
| 12
| Электронное учебное издание «Компьютерная графика и дизайн»
| Мультимедиа
| ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
| Раздел 3. Графический редактор Paint.
Раздел 4. Графический редактор Photoshop.
| 2009
| 13
| Компьютерная графика, под ред. Залогова Л.А.
| Учебное пособие + практикум
| Издательство Бином
| Раздел 4. Графический редактор Photoshop.
| 2009
| 14
|
|
|
| 3 год обучения
| Раздел 1. Электронные таблицы Microsoft Excel
|
| 15
| Искусство презентации, под ред. Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю.
| Практикум + DVD
| Издательство Бином
| Раздел 2. Создание презентаций.
| 210
| 16
| Web-конструирование на HTML, под ред. Богомолова О.Б.
| Практикум
| Издательство Бином
| Раздел 3. Создание сайтов.
| 2013
| 17
| Назначение и использование Браузеров, под ред. Богомолова Т.С.
| Мультимедиа
| OOO "НПЦ "
| Раздел 3. Создание сайтов.
| 2010
|
Интернет-ресурсы
№
| Название
| Тип
| Адрес
сайта
| Раздел
программы
| Год
изд.
| 1
| тест по ТБ
| Презентация
| http://uchinfo.com.ua/kabinet/ -
| 1 год обучения
| Раздел 1.
Компьютер.
| 2009
| 2
| Передача информации.
| Интерактивный кросворд по информатике
| http://www.metod-kopilka.ru/page-3-10-4.html
| Раздел 2.
Информационные
технологии.
| 2011
| 3
| Информация, ее виды и свойства
| Презентация
| http://www.metod-kopilka.ru/page-4-1-6-3.html
| Раздел 3.
Информация.
| 2008
| 4
| тест по ТБ
| Презентация
| http://nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/library/tekhnika-bezopasnosti-v-kabinete-informatiki-
|
| Раздел 1. Аппаратные и программные средства ИКТ.
| 2006
| 5
| Основные возможности и назначение текстового редактора MS Word
| Презентация
| http://www.metod-kopilka.ru/page-4-1-3-1.html
| Раздел 2. Текстовый редактор Word.
| 2012
| 6
| Конструирование из мозаики в графическом редакторе Paint
| Презентация
| http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98657588#dl
| Раздел 3. Графический редактор Paint.
| 2008
| 7
| Рисование в Paint(e) Копирование
| Видео урок
| http://videouroki.net/view_post.php?id=209
| Раздел 3. Графический редактор Paint.
| 2006
| 8
| Видео уроки по фотошопу
| Видео урок
| http://www.torrentino.com/torrents/95073
| Раздел 4. Графический редактор Photoshop.
| 2005
| 9
| Назначение и интерфейс MS Excel
| Практикум
| http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-7-1.html
| 3 год обучения
| Раздел 1. Электронные таблицы Microsoft Excel
| 2009
| 10
| Создание презентации в среде MS PowerPoint
| Презентация
| http://www.metod-kopilka.ru/page-4-1-8-3.html
| Раздел 2. Создание презентаций.
| 2010
| 11
| Создание сайта.
| Презентация
| http://nsportal.ru/ap/drugoe/sozdanie-sayta-prezentaciya-
| Раздел 3. Создание сайтов.
| 2012
|
Созданные самостоятельно ЭОР
№
| Название
| Тип
| Раздел
программы
| Год
изд.
| 1
| Практические работы в текстовом редакторе Word
| практикум
| 2 год обучения
| Раздел 2.. Текстовый редактор Word
| 2011
| 2
| Практические работы в графическом редакторе Paint
| практикум
| Раздел 3. Графический редактор Paint.
| 2007
| 3
| Основные возможности графического редактора Paint
| презентация
| Раздел 3. Графический редактор Paint.
| 2006
| 4
| Практические работы в графическом редакторе Photoshop.
| практикум
| Раздел 4. Графический редактор Photoshop.
| 2005
| 5
| Практические работы в Microsoft Excel
| практикум
| 3 год обучения
| Раздел 1. Электронные таблицы Microsoft Excel
| 2011
| 6
| Практические работы в Power Point
| практикум
| Раздел 2. Создание презентаций.
| 2010
| 7
| Создание сайтов с помощью языка HTML
| практикум
| Раздел 3. Создание сайтов.
| 2005
|
Созданные самостоятельно интернет-ресурсы
№
| Название
| Тип
| Адрес
сайта
| Раздел
программы
| ссылка
| 1
| Основные и дополнительные
устройства компьютера
| Методическая разработка
| http://nsportal.ru
| 1 год обучения
| Раздел 1.
Компьютер.
| http://nsportal.ru/burdygina-elena-viktorovna
| 2
| Основные и дополнительные
устройства компьютера
| Методическая разработка
| http://dd23-petr.ucoz.ru/
| Раздел 1.
Компьютер.
| http://dd23-petr.ucoz.ru/Burdigina.html
| 3
| Графика
| План занятия
| http://nsportal.ru
| Раздел 2.
Информацион-ные
технологии.
| http://nsportal.ru/burdygina-elena-viktorovna
| 4
| Работа со слоями.
Открытка ко дню рождения
| План 2-х занятий.
| http://dd23-petr.ucoz.ru/
| Раздел 4. Графический редактор Photoshop.
| http://dd23-petr.ucoz.ru/Burdigina.html
| 5
| Работа со слоями.
Открытка ко дню рождения
| План 2-х занятий.
| http://nsportal.ru
| 2 год обуч.
| Раздел 4. Графический редактор Photoshop.
| http://nsportal.ru/burdygina-elena-viktorovna
| 6
| Условная функция и
логические выражения в Excel
| Методическая разработка
| http://nsportal.ru
| 3 год обучения
| Раздел 1. Электронные таблицы Microsoft Excel
| http://nsportal.ru/burdygina-elena-viktorovna
| 7
| Создание теста в Microsoft Excel
| Методическая разработка
| http://nsportal.ru
| Раздел 1. Электронные таблицы Microsoft Excel
| http://nsportal.ru/burdygina-elena-viktorovna
|
Заключение.
Использование ЭОР на занятиях кружка — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес детей к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЭОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. |