«Согласовано»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»
_____ /Чикунова С.М./
«___» _________ 20__г.
|
| «Утверждаю»
Директор МОУ» Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»
______/Федорова Т.И./
«___» _________ 20__г.
Приказ от _______№ _
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс
предмет, класс, уровень
на 2011-2012 учебный год
| Составитель:
Кривулец В.С.
Преподаватель-организатор ОБЖ,
II категория
| с. Ягодная Поляна
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1.Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2.Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3.Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми, на изучение курса в 6 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Основными целями изучения курса ОБЖ в 6 классе МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна» являются:
1.Получение знаний:
-о безопасном поведении и защите человека в экстремальных природных условиях;
-о правилах оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
2.Воспитание:
-ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;
-чувства уважения к героическому наследию России и государственной символике;
-патриотизма и долга по защите Отечества.
3.Развитие черт личности, необходимых:
-для безопасного поведения и защите в экстремальных природных условиях;
-для соблюдения бдительности по предотвращению актов терроризма;
-для потребности в соблюдении ЗОЖ.
4.Овладение умениями:
-по оценке ситуаций, опасных для жизни и здоровья;
-по действовию в экстремальных природных условиях;
-по ведению здорового образа жизни;
-по оказанию 1МП пострадавшим экстремальных природных условиях.
Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей курсу ОБЖ на II ступени (2 уровень), т.е. в 5-9-х классах.
Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ в 6 классе.
Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 – 9-х классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека.
Второй уровень обучения учащихся 6 класса по ОБЖ включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса:
что приводит к опасным и экстремальным ситуациям;
факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе;
естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, изготовление и использование простейших первичных СИЗ;
выживание в условиях автономного существования в природной среде;
1МП и способы ее оказания пострадавшим в экстремальных ситуациях.
2.Учебно-тематический план
№ п/п
| Основные разделы
| Количество часов (в год)
| Раздел 1.
| Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях.
| 21
| Раздел 2.
| Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.
| 13
| Итого:
| 34
|
3. Календарно-тематический план
№ п/п
| Наименование раздела, тема урока
(тип урока, вид контроля)
| Кол-во часов по разделу
(главе, теме)
| Дата проведения
| Примечание
(литература, ТСО, ИКТ, домашнее задание, темы для повторения)
| План
| Факт
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Раздел 1. Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях.
| 21
|
|
|
|
| Глава 1.Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.
| 4
|
|
|
|
| Тема 1.1.Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с. 6-14.
|
| Тема 1.2.Факторы, мешающие справляться с экстре-мальной ситуацией и как их преодолеть (урок формирова-ния знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с. 16-20
|
| Тема 1.3.Последовательность действия в экстремальной ситуации в природе (урок-совет по составлению плана действий. Контроль составления планов учащимися).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.21-24
|
| Самостоятельная работа по тт. 1.1-1.3 (тестирование)
| 1
|
|
|
|
| Глава 2.Смена климатографических условий.
| 4
|
|
|
|
| Тема 2.1. Акклиматизация в условиях жаркого климата и в Северных районах (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.25 -28
|
| Тема 2.2. Акклиматизация в горной местности (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.28-30
|
| Тема 2.3. Общие правила успешной акклиматизации, питьевой и пищевой режимы (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.31-33
|
| Самостоятельная работа по тт.2.1-2.3 (тестирование)
| 1
|
|
|
|
| Глава 3.Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.
| 13
|
|
|
|
| Тема 3.1.Если ты отстал от группы или заблудился в лесу (урок-совет по составлению плана действий. Контроль составления планов учащимися).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.34-40
|
| Тема 3.2.Авария транспортного средства в безлюдной местности (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.41-44
|
| Тема 3.3.Способы подачи сигналов бедствия (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.44-48
|
| Тема 3.4.Ориентирование по компасу, солнцу и часам, звездам (урок формирования знаний и практические действия по ориентированию).
| 2
|
|
| Уч. 6 кл. с.48-53
|
| Тема 3.5.Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью? (урок формирования знаний и практические действия по ориентированию с выходом на природу).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.54-61
|
| Тема 3.6.Устройство временных укрытий (урок формиро-вания знаний и практические действия с выходом на природу).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.62-71
|
| Тема 3.7.Добывание огня. Виды костров (урок формиро-вания знаний и практические действия с выходом на природу).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.73-88
|
| Тема 3.8.Добывание воды и пищи (урок формирования знаний и практические действия с выходом на природу).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.89-113
|
| Тема 3.9. Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью. Профилактика заболеваний (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.116-120
|
| Тема 3.10. Как вести себя при встрече с хищными зверями (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.121-123
|
| Тема 3.11. Молнии. Их виды. Поражение молнией. 1МП (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.129-131, 166-167
|
| Самостоятельная работа по тт.3.1-3.11 (тестирование).
| 1
|
|
|
|
| Раздел 2. Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.
| 13
|
|
|
|
| Глава 4. Общие принципы оказания 1МП
| 8
|
|
|
|
| Тема 4.1.Само и взаимопомощь. Общие принципы оказания 1МП (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.136-139
|
| Тема 4.2.Аптечка. Природные лекарственные средства (урок формирования знаний и практические действия по поиску лекарственных растений с выходом на природу).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.139-141
|
| Тема 4.3.Потертости и мозоли. Ссадины и порезы (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.142-144
|
| Тема 4.4.Закрытые травмы: ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи и переломы (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 2
|
|
| Уч. 6 кл. с.145-149
|
| Тема 4.5. Укусы животных (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала):
- укусы насекомых, паукообразных и змей;
- укусы бешеных животных и грызунов. 1МП.
| 1
1
|
|
| Уч. 6 кл. с.149-156
Уч. 6 кл. с.156-158
|
| Самостоятельная работа по тт.4.1-4.5
| 1
|
|
|
|
| Глава 5. Общие принципы оказания 1МП при других травмах и заболеваниях.
| 5
|
|
|
|
| Тема 5.1. Отравления, их виды и причины, 1 МП (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.158-160
|
| Тема 5.2. Тепловые и солнечные удары. Утопления, обморожения. 1МП (урок формирования знаний, правила оказания ЭРП, тренировка учащихся).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.160-166
|
| Тема 5.3. Заболевание глаз. Удаление инородных тел из глаза, уха, носа (урок формирования знаний, контрольный опрос по проверке усвоения материала).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.167-169
|
| Тема 5.4. Переноска пострадавшего без носилок (урок формирования знаний с практической отработкой способов безносилочной переноски пострадавших).
| 1
|
|
| Уч. 6 кл. с.169-171
|
| Самостоятельная работа по тт. 5.1-5.4
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 34 часа
|
|
|
|
4.Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса по курсу ОБЖ
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник 6 класса должен:
Знать (помнить):
основные понятия и терминологию по ОБЖ;
источники опасностей и их виды;
основы формирования ЗОЖ;
основные способы выживания в аварийных ситуациях и элементарные правила безопасного поведения в них.
Уметь:
избегать опасные ситуации или успешно с ними справляться;
изготавливать и пользоваться простейшими первичными СИЗ;
оказывать первую МП себе и пострадавшим;
ориентироваться на местности.
Использовать приобретенные знания и умения для:
ведения ЗОЖ;
оказания 1МП;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для повседневной жизни.
5.Список литературы:
А.Для учителя.
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 206, [2] с.: ил.
2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с., 8 л. ил.:.
3.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. – М.: Просвещение, 2001.
4.ОБЖ: Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал. – 1998-2000. - № 1-12.
5.Как не пропасть без вести /Ю.П. Дубягин. – СПб.: Питер-Пресс, 1996.
6.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / Сост. Н.Ю. Буянова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1999.
7.Ваша безопасность в чрезвычайных ситуациях (Советы специалистов) / Под ред. Е.М. Кистанова. – М.: «Финстатинформ», 1997.
8.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. – М.: ООО «Астрель»; ООО «Фирма «Издательство АСТ». 1999.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Сост. Л.А. Багрова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – ООО «Фирма «Издательство АСТ». 1999.
Б.Для учащихся.
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Астрель, 2008. – 174, [2] с.: ил.
2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / Сост. Н.Ю. Буянова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1999.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. – М.: ООО «Астрель»; ООО «Фирма «Издательство АСТ». 1999.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Сост. Л.А. Багрова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – ООО «Фирма «Издательство АСТ». 1999.
6.Лист внесенных изменений
№ п/п
| Наименование раздела (темы урока) программы
| Изменения (корректировка)
программы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|