Скачать 85.94 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ИВАНОВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ ( СМЕННАЯ ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЭКСПЕРТИЗА ПРОВЕДЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ председателем МО учителей зам. директора по УВР Директор школы биологии, химии и ОБЖ ______ Т.В. Байда _______Л.Ю. Гагарина ________ Н.В. Караштина Протокол №1 Приказ № 90-О от «03» сентября 2012 г. «03» сентября 2012 г. от «03» сентября 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ОСНОВЫ БЕЗАПОСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для 8 класса (базовый уровень) Составитель: Гагарина Лидия Юрьевна, учитель ОБЖ I квалификационной категории г. Иваново 2012 год Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. Цели изучаемого предмета Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей: • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. Главная задача курса– дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях. Межпредметные связи: География, химия, биология. Место предмета в базисном учебном плане В базисном учебном плане вечерней школы на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отводиться 1 час в неделю; всего 36 часов. Общая характеристика учебного процесса: В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Формы, методы, технологии обучения В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Формы контроля Зачеты
Требования к уровню усвоения дисциплины. Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 8 класс Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 1. Пожарная безопасность Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дорогах велосипедиста и водителя мопеда.
Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных объектах, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях радиационно-опасных и химически опасных объектах. Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения из безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплениях. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. Требования к уровню подготовки В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен Знать/понимать • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. Уметь • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; • пользования бытовыми приборами и инструментами; • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Учебно-методический комплекс: 1. Примерная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы. 2. Программа А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов. М., Просвещение, 2008г. 3. С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 7 класса, М: Дрофа, 2009 г. 4. С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 8 класса, М: Дрофа, 2009 г. 5. С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 9 класса, М: Дрофа, 2009 г. 6. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2001 г. 7. Федеральные законы Российской Федерации: «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1998-2007. Литература для учителя:
Литература для ученика:
|