Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 321.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации22.01.2014
Размер321.29 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

«УТВЕРЖДЕНА»

на заседании

методического совета

протокол № 3 29.12.от 2008года___________________

директор школы ______________

/Н.Г. Елькина/
ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области»
для детей 10 – 13 летнего возраста

Составила

учитель географии

Антипова Светлана Николаевна

п. Первомайский

2008

Краткая информационная справка.
Сведения об авторе:

  1. Фамилия, имя, отчество: Антипова Светлана Николаевна.

  2. Должность: преподаватель географии.

  3. Преподаваемый предмет: география.

  4. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа».

  5. Координаты учреждения: 393700, Тамбовская область,

п. Первомайский, ул. Тельмана, д.5.

  1. Место жительства: 393700, Тамбовская область, п. Первомайский,

ул. Заводская, дом 16.

Информация о программе: Программа реализуется с 2008 года.

Тип программы: модифицированная.

Направление деятельности: интеллектуально – познавательная.

Уровень освоения: краткосрочный.

Возрастной диапазон: младший школьный возраст.

Экспертиза и утверждение данной программы проведены педагогическим советом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в 2008году.

Данная программа дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовской области» ориентирована на младших школьников и приобщает их к истокам Православной культуры, духовно – нравственным традициям русского народа.

Контактный телефон: 8 (475-48) 2 – 16 – 04(рабочий).

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области» (далее Программа).

Духовно – нравственное воспитание ребёнка необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию. Программа формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу своему краю.

В сложившейся ситуации часть задач (которые должны бы, но, к сожалению, не решаются в семье) по введению детей в духовно- нравственную традицию русского народа, полагая их в основу уклада детской жизни, может взять на себя школьное образовательное учреждение. Это возможно потому, что подразумевается совместное осмысление детьми и взрослыми разнообразных событий.

В основу этой событийно - содержательной линии может быть положен Православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать и строить свою воспитательною образовательную работу в группе детей по духовно-нравственному воспитанию.

Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д.Ушинского, «целый детский год», в котором самое видное место занимают, конечно, праздники.

«Пусть каждый, - пишет К.Д.Ушинский, - припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».

Данная Программа является модификацией программы по духовно- нравственному воспитанию «Русский месяцеслов» Потаповской О.М. и Макеевой И.П., «Духовное краеведение Тамбовщины» иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, Лозовский А.Г., Евтихеева Л.Ю., Клемешова И.В. .

Направленность программы – интеллектуально-познавательная, так как направлена на развитие интереса и познавательной активности в сфере изучения регионального этнокультурного наследия родного края.

Актуальность данной Программы состоит в том, что она формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому.

Принцип работы Программы построен как определённый цикл уроков и наполнен благочестивым содержанием, связанным с Церковным календарём и отмечаемыми праздниками, как праздничные утренники для родителей.

Цель Программы – приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа и формированию у ребёнка целостной картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи Программы

Обучающие:

  • Распространение православной грамотности среди школьников. /Под православной грамотностью понимается сообщение учащимся необходимых и достаточных знаний и практических навыков, обеспечивающих компетентностное их использование в современных условиях в столь быстро меняющейся действительности/;

  • Обеспечить устойчивые знания по широкому спектру тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры, святые подвижники земли Тамбовской;

  • Формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;

  • Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи;

  • Воспитание творческих навыков воспроизведения традиций региональной духовности.

Воспитательные:

  • Формирование представления об этических нормах духовности;

  • Наполнять содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбу ближнего, общества и государства.

  • Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.

  • Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.

  • Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.

Развивающие:

  • Развивать образное мышление, речь, самостоятельность суждений, творческую активность;

  • Раскрыть индивидуальные способности.

  • Содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения, самоконтроля.

Основное отличие Программы от других программ дополнительного образования состоит в том, что она полностью построена на использовании событийно-содержательной линии Православного церковного календаря, в соответствии с которым можно планировать и строить всю воспитательную, образовательную работу в первую очередь в духовно-нравственном воспитании детей.

  • опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;

  • культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;

  • личностная ориентация содержания программы;

  • деятельностный подход к обучению;

  • направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся: истории, литературы, русского языка, географии и др.;

  • проблемно-поисковые методы организации учебного процесса.

Характеристика обучающихся по Программе

В реализации данной Программы принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста.

Количество детей в группе: 15 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Способы организации учебной деятельности:

  • фронтальный;

  • групповой;

  • индивидуальный;

  • лепка, рисование, аппликация;

  • слушание рассказа;

  • прослушивание художественных произведений для душеполезного чтения с последующем обсуждением прочитанного;

  • организация экскурсий по святым местам.

Способы проверки знаний:

  • начальная диагностика, в формате тестирования, проводится с детьми в начале года обучения, чтобы выявить ЗУН, которые имеют дети;

  • промежуточная диагностика, в формате тестирования, позволяет узнать степень усвоения данного материала ЗУН за первое полугодие;

  • итоговая диагностика проводится в форме выставок, отчётных концертов.

Теоретическая часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины или игры. Практическая работа - отчётный концерт – фестиваль.

Предполагаемые результаты обучения:

В результате изучения курса « Духовное краеведение Тамбовщины» ученик должен получить представление о закономерностях формирования и развития региональных духовных традиций. Таким образом, в конце первого года обучения воспитанник должен:

  1. Знать/понимать:

    • Ключевые понятия духовности (истина, благо, красота духовная, любовь, совесть, дух, душа, жертвенность, ответственность, закон, Родина и др.)

    • Хронологию библейской истории, истории церкви, их отражение в региональном церковном и народном календаре;

    • Почитание икон и православных святынь Тамбовского края;

    • Традиционные маршруты тамбовских паломников;

    • Закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, брак, забота о ближнем, забота о младших. Почитание старших, умение понимать и прощать, требовательность к себе.

    • Жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и другие;

    • Историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины и своего района, события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.).

    • Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:

знать основные события Евангелия и Ветхого Завета (например, сотворение мира, изгнание из Рая, земная жизнь Спасителя и т.п.);

знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);

Уметь:

  • Давать духовную оценку реалиям пространства и времени;

  • Знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками духовной культуры, традициями;

  • Строить и оценивать поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.

  • Ориентироваться в храме;

  • Провести в тот или иной храм посёлка (рассказать, где он находится);

  • Рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Сергия Радонежского, например);

  • Пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;

  • Рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);

  • Отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;

  • Отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;

  • Пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и посёлка.


Формы и методы проведения занятий.

При реализации программы учитывается уровень знаний, умений и навыков воспитанников, их индивидуальные особенности.

Приобщение детей к творчеству успешно реализуется при создании особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются следующие формы проведения обучения:

Занятия – объяснения, беседы, экскурсии, театрализованные представления. Выставки работ учащихся.

Одной из форм работы является объединение учащихся в группы, где ведётся исследовательская деятельность по избранным темам Основ православия. Педагогический процесс направлен на развитие созидательной, учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие умственных способностей ученика, его воображения и фантазии.

Формы подведения итогов реализации Программы:

Выставки по темам: «Рождество Христово», «Молитва мытаря и фарисея»; «Жизнь первых людей в раю», «Сад добродетелей в человеческом сердце»;

«Благовещение Пресвятой Богородицы».

Фестивали: участие в районном фестивале детского творчества «Святки», посвящённого празднику Рождества Христова и празднованию «Пасхи».

Учебно-тематическое планирование образовательной Программы дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области».

№№

Раздел

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1.

Введение.

6 часов.

1.1.Вводное занятие.

Начальная диагностика.

1.




1.

1.2.1.3.Предварительные понятия

2.




2.

1.4.-1.6.Истоки православной культуры России.

3.




3.

2.

Ветхий Завет

11 часов.

2.1.-2.2.Любовь к Божьему миру. Бог – Творец.

1.

1.

2.

2.3.-2.5.Сотворение Богом человека. Жизнь 1го человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя.

2.

1.

3.

2.6.Авель и Каин

1.




1.

2.7.-2.8.Всемирный потоп.

1.

1.

2.

2.9.Вавилонское столпотворение.

1.




1.

2.10.История праведного Авраама.

1.




1.

2.11.История пророка Моисея.

1.




1.

3.

Священная история Нового Завета.

34 час.

Земная жизнь Богородицы:

3.1.-3.2.Рождество Пресвятой Богородицы.

1.

1.

2.

3.3.Введение во храм Пресвятой девы Марии.

1.




1.

3.4.-3.5.Детство девы Марии и Её обручение старцу Иосифу.

2.




2.

3.6.Благовещение Пресвятой Богородице.

1.




1.

3.7.Рождество Христово и бегство в Египет.

1.




1.

3.8.Успение Пресвятой Богородицы.

1.




1.

Земная жизнь Иисуса Христа:

3.9.-3.13.РождествоХристово.




5.

5.




3.14.-3.17. Сретение Господне.

1.

3.

4.

3.18. Детство Иисуса Христа.

1.




1.

3.19.Крещение Господне.

1.




1.

3.20. Иисус в пустыне. Выход на проповедь.

1.




1.

3.21. Преображение Господне.

1.




1.

3.22.Воскрешение Лазаря.

1.




1.

3.23.Вход Господень в Иерусалим.

1.




1.

3.24. Страстная седмица.

1.




1.

3.25.Распятие и погребение Спасителя.

1.




1.

3.26-3.30. Воскресение Господне. Пасха.




4.

4.

3.31. Вознесение Господне.

1.




1.

Судьба апостолов Христовых:

3.32.Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица).

1.




1.

3.33. Деяния апостолов.

1.




1.

3.34.Итоговая работа. Доклад на тему « Судьба апостола».

Промежуточная диагностика.




1.

1.

4.

Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края.

17 часов.

4.1. Преподобный Сергий Радонежский.

1.




1.

4.2. Святитель Николай Чудотворец.

1.




1.

4.3.Преподобный Серафим Саровский.

1.




1.

4.4.Святая блаженная Ксения Петербургская.

1.




1.

4.5.Святитель Питирим, епископ Тамбовский.

1.




1.

4.6.Святитель Феофан, Затворник Вышенский.

1.




1.

4.7.СвятительТихонЗадонский

1.




1.

4.8. Святитель Лука Войно-Ясенецкий.

1.




1.

4.9. Преподобная Марфа Тамбовская. Посещение Вознесенского монастыря.

1.




1.







4.10. Преподобный Феодор Санаксарский.

1.




1.

4.11.Святой праведный Феодор Ушаков.

1.




1.

4.12.Преподобный Силуан Афонский.

1.




1.

4.13. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские.

1.




1.

4.14.НовомученикиТамбовской земли.

1.




1.

4.15. Митрополит Владимир Богоявленский.

1.




1.

4.16. -4.17.Итоговая работа.

Доклад на тему «Роль святых подвижников в жизни Тамбовской земли».




2.

2.

5.

Твоё православное

Имя.

8 часов.

5.1. Что такое «именины». Имя и его символика.

1.




1.

5.2. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1.




1.

5.3ВеликомученицаЕкатерина.

1.




1.

5.4. Великомученица Варвара.

1.




1.

5.5. Равноапостольная Нина.

1.




1.

5.6.БлаженнаяКсения Петербургская.

1.




1.

5.7. Святой великомученик Георгий Победоносец.

1.




1.

5.8.Итоговая работа. Исследовательская работа «Мой святой покровитель».

Промежуточная диагностика.




1.

1.

6.

Великий пост.

17 часов.

6.1.-6.2. Неделя о мытаре и фарисее.

1.

1.

2.

6.3.-6.4.Притча о блудном сыне.

1.

1.

2.

6.5.-6.6.Последняя неделя перед Великим Постом: Масленица. Прощёное воскресение. Языческие традиции в праздновании Масленицы.

1.

1.

2.

6.7.Святые память которых празднуется Великим Постом.

1.




1.

6.8.Крестопоклонная неделя.

1.




1.

6.9.Сорок мучеников Севастийских.

1.




1.

6.10.Благовещение Пресвятой Богородицы.

1.




1.

6.11.Вход Господень в Иерусалим.

1.




1.

6.12.СобытияСтрастной Седмицы.

1.




1.

6.13.-6.17.Утренник, посвящённый Пасхе.




5.

5.

7.

Хранительница земли Русской

часов.

22 часов.

7.1.Святые жёны – мироносицы – покровительницы всех христианских жён.

1.




1.

7.2.-7.4.Утренник, посвящённый мамам.




3.

3.

7.5.Беседа со священником.




1.

1.




7.6.-7.7.Посещение храма Сергия Радонежского.




2.

2.

7.8.-7.9.Посещение храма Покрова Пресвятой Богородицы.




2.

2.

7.10.Почитание святых икон.

1.




1.

7.11. Владимирская икона.

1.




1.

7.12. Икона Покрова Божией Матери.

1.




1.

7.13. Иверская икона.

1.




1.

7.14.«Всех скорбящих радость».

1.




1.

7.15. «Скоропослушница».

1.




1.

7.16. «Знамение».

1.




1.

7.17. «Державная» икона.

1.




1.

7.18. «Споручница грешных».

1.




1.

7.19. «Нечаянная радость».

1.




1.

7.20.Празднование Казанской Божией Матери.

1.




1.

7.21.Икона Божией Матери Тамбовской.

1.




1.

7.22.Казанская – Вышенская икона.

1.




1.

8.

Русская святость и духовность.

9 часов.


8.1. Христианский дух в народных пословицах.

1.




1.

8.2.Жертвенная любовь к ближним.

1.




1.

8.3.Многословие и молчание.

1.




1.

8.4.Небесная стража. Защита Отечества.

1.




1.

8.5.Терпение и трудолюбие.

1.




1.

8.6.Патриотизм.

1.




1.

8.7.Нищета духовная.

1.




1.

8.8.Помощь свыше.

1.




1.

8.9. Итоговая работа. Конкурс на лучший рисунок « Народные пословицы».

Итоговая диагностика.




1.

1.

9.


Маршруты тамбовских паломников.

17 часов.

9.1.- 9.5.Православные святыни Козловского уезда.




5.

5.

9.6.-9.10. Посещение святого источника Николая Угодника в Дубовом.




5.

5.

9.11.-9.17. Паломническая поездка в Мамонтову пустынь.





8.

7.

9.

Диагностический этап 2 часа.

Итоговое занятие

1.

1.

2.

Итого 144

87.

57.

144.


Содержание изучаемого курса

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск