Введение. 5 час.
|
02.09
| Урок 1. География в современном мире. Материки, части света и страны.
| Вклад географии в изучение планеты. Страноведение. Что оно изучает?
Политическая карта мира. Почему и как она меняется? Какие сведения можно извлечь из политической карты?
| Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.
Все виды деятельности связаны с формированием и развитием, в первую очередь, познавательных учебно-логических умений:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
- объяснять значение понятий – физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;
- давать характеристику «Политической карты мира» - по масштабу, охвату территории, содержанию;
- находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
- приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
- находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
- показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах;
|
| 3.3
| Презентация по теме урока.
| §
|
04.09
09.09
| Урок 2-3. Разнообразие стран современного мира.
| Как различаются между собой различные страны по географическому положению, государственному устройству, размерам и форме территории?
Практическая работа №1 «Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира».
| Практическая работа №1.
| 3.3
| Презентация по теме урока.
| §
|
12.09
16.09
| Уроки 4-5. Практикум. Источники географической информации.
| Географические энциклопедии, словари, литературные произведения, космические снимки как источники географической информации. Географическая карта как один из основных источников информации.
| Урок-практикум
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
Раздел 1. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ
|
ТЕМА 1. Население мира. 5 час.
|
19.09
| Урок 6. Расселение человека по земному шару.
| Прародина человечества. Миграции. Причины перемещения людей.
| - объяснять значение понятий – численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;
- показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле;
- называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;
- давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
- приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности.
- Давать характеристику карты «Плотность населения»;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- приводить примеры различий между разными народами (этносами);
- давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;
- приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
- называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.
|
| 3.2
3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
23.09
| Урок 7. Численность населения мира. Размещение населения.
| Численность людей на Земле. Как она меняется? Везде ли одинакова? Как население распределено на Земле?
Практическая работа №2: Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира».
| Практическая работа №2
| 3.2
3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
26.09
| Урок 8. Человеческие расы.
| Различия рас по внешним признакам. Распространение человеческих рас. Равноправие рас.
|
| 3.2
3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
30.09
| Урок 9. Народы мира.
| Народы мира. По каким признакам народы отличаются друг от друга? Языковые семьи, религии мира.
|
| 3.2
3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
03.10
| Урок 10. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.
| Древнейшие города. Как различаются городской и сельский образ жизни?
|
| 3.2
3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
ТЕМА 2. Хозяйственная деятельность людей 2 часа
|
07.10
| Урок 11. Возникновение и развитие хозяйства.
| Возникновение и развитие хозяйства. Изменения различных видов хозяйственной деятельности людей во времени. Структура современного хозяйства. Виды хозяйственной деятельности в экономически развитых и отсталых странах.
| Объяснять значение понятий – первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный сектор экономики), добывающая и обрабатывающая промышленность, растениеводство, животноводство, сфера услуг;
приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
называть причины изменений хозяйственной деятельности.
|
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
10.10
| Урок 12. Современное хозяйство мира.
| Структура хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг. Чем занимаются люди в различных отраслях хозяйства?
Практическая работа №4: Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию).
| Практическая работа №3
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
ТЕМА 3. Природа Земли и человек 4 часа.
|
14.10
| Урок 13. Практикум. Влияние строения земной коры на облик Земли.
| Практическая работа №5
Выявление закономерностей строения и размещения основных форм рельефа и полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры.
| -объяснять значения понятий – платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы.
-читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты;
-определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;
-давать характеристику климата, отбирая и используя соответствующие карты;
-читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;
-приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;
-называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
-доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
-показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.
- объяснять значение новых понятий, изученных в темах раздела;
-называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
- доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
- называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли;
- давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации;
- показывать по карте и на глобусе географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.
| Урок-практикум
| 2.2
| Презентация по теме урока.
|
|
17.10
| Урок 14. Влияние климата на облик Земли и жизнь людей.
| Разнообразие климата на Земле, климатические пояса основные и переходные, влияние климата на жизнь людей. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат.
|
| 2.4
| Презентация по теме урока.
|
|
21.10
| Урок 15. Практикум. Образование климатических областей.
| Характеристика климатических областей тропического, субтропического и умеренного поясов по климатограммам.
| Урок-практикум
| 2.4
| Презентация по теме урока.
|
|
24.10
| Урок 16. Мировой океан и его значение.
| Этапы изучения Мирового океана. Значение океана для жизни на Земле.
Воздействие человека и его деятельности на Мировой океан.
|
| 2.3
| Презентация по теме урока.
|
|
РАЗДЕЛ П. Материки, океаны и страны мира.
|
Евразия. 4 часа
|
28.10
| Урок 17 Практикум. Географическое положение материка Евразия.
| Определение положения материка относительно экватора, нулевого меридиана, других материков и океанов. Протяженность материка с запада на восток и с севера на юг. Береговая линия.
| - показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;
- определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
- давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации;
| Урок-практикум
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
31.10
| Урок 18. Практикум (продолжение). Особенности природы Евразии.
| Влияние географического положения и размеров материка на его природу. Разнообразие природных особенностей материка.
| Урок-практикум
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
11.11
| Урок 19. Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана.
| Самый молодой и освоенный океан. Большая протяженность с севера на юг – разнообразие природы. Добыча минеральных и топливных ресурсов, мореходство.
|
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
14.11
| Урок 20. Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.
| Древние мореходные пути. Экваториальный север и приантарктический юг. Сложное устройство рельефа дна, вулканизм, землетрясения. Рыболовство и добыча нефти и природного газа.
|
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|
Тема 4. Европа. 13 часов.
|
18.11
| Урок 21. Северная Европа.
| Островная и полуостровная территория. Остаточные следы древнего оледенения. Влияние теплого течения на природу Северной Европы. Викинги. Народы, проживающие в Северной Европе. Влияние моря на хозяйственную деятельность людей.
Практическая работа №4: Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки (Финляндия) с нанесением на карту основных проливов, заливов и островов региона.
| - показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;
- определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
- показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;
- объяснять логику изучения факторов географического положения;
- определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
- называть и показывать регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;
- приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
- называть характерные особенности природы материков и океанов;
- давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
- приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;
- объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
- определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
- давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
- называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия.
- показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
- характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
- выявлять черты различия природы Азии и Европы;
- давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки,
- объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
- называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану.
На основе использования разнообразных источников информации (в том числе Интернет-ресурсов), выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов:
(по выбору учителя) НАПРИМЕР: - привести примеры природы, хозяйственной деятельности людей, особенностей населения, свидетельствующие о характерных особенностях
изученных стран Балтии, Беларуси, Украины и Молдавии. - на основе использования различных источников информации, привести примеры влияния средиземноморского климата на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей стран
Южной Европы;
субтропического континентального на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей стран - влияния огромных размеров страны на её природные особенности;
| Практическая работа №4
| 3.3
| Презентация по теме урока.
|
|