Скачать 46.18 Kb.
|
«Своеобразие органического мира Австралии» (география – биология-экология) 7 класс Учителя: Напылова Т.А. - учитель биологии, Кубусевич И.А. - учитель географии Цели: 1.Сформировать у учащихся знания о своеобразии органического мира Австралии, опираясь на изученный материал по географии и биологии, установить причинно-следственные связи в природе. 2.Расширить и конкретизировать знания по экологии, сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого материка. 3.Сформировать познавательный интерес учащихся, прививать интерес к самостоятельному поиску знаний, развивать творческое мышление. Оборудование: проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, карта Австралии, плакаты «Природные зоны Австралии», обучающие диски – «Биология», «География в школе. Австралия», фильм, кактус опунция, эфирное масло эвкалипта. Ход урока: ГЕОГРАФ - Человек, впервые оказавшийся в Австралии, не покидает ощущение, что он находится на другой планете. Несхожесть природы материка с другими частями Земли объясняется длительной изоляцией Австралии от остального мира.
Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав растений и животных отличается бедностью и своеобразием. Это объясняется тем, что Австралия давно отделилась от других материков. Органический мир долгое время развивался изолированно. До 75% видов растений и животных материка встречается только в Австралии – это эндемики («эндо» - «внутри») – уникальные виды растений и животных, встречающиеся на ограниченной территории. Леса в Австралии занимают незначительные площади, но отличаются подлинной неповторимостью и своеобразием. – показ с диска леса Австралии Самое распространенное дерево Австралии – это эвкалипт. По данным статистики, из каждых четырех австралийских деревьев три – эвкалипты. – сообщение об эвкалиптах. Повсеместно растут акации. – Сообщение. Уменьшающееся количество осадков с севера на юг материка приводит к изменению растительности. Постепенно редеющие леса сменяются саваннами. –показ слайдов. Деревья и кустарники на густом травянистом покрове растут группами, образуя парковые ландшафты. Кроме эвкалиптов и зонтичных акаций, для саванн характерны травянистое и бутылочное дерево деревья. – сообщение. Центральную часть Австралии занимают песчаные и каменистые пустыни. – показ слайдов. В австралийских пустынях есть места, где осадки не выпадают годами. На других территориях небольшие дожди не успевают смочить почву. Резкая смена ночных и дневных температур, песчаные бури-смерчи создают дополнительные трудности для всего живого. В засушливое время деревья и кустарники увядают. Многие растения сбрасывают листья. Огромные пространства центральных районов занимает скрэб. Это заросли из непроходимых колючих кустарников, акаций и низкорослых эвкалиптов. БИОЛОГ Поражают своей многочисленностью разнообразием птицы Австралии. – показ слайдов. Самым крупным представителем птичьего царства является страус эму. Мощное туловище птицы с коричневато-серым оперением с сильными ногами весит до 54 кг. С поднятой головой рост эму достигает до 2-х метров, а передвигается птица со скоростью 50 км в час. В тропическом лесу – царство сказочной птицы лирохвоста. Величиной с небольшую курицу, птица обладает роскошным хвостом, напоминающим лиру. Лирохвост – прекрасный подражатель любым звукам. Он может копировать пение других птиц, ржание лошади, свисток паровоза и др. В австралийских зарослях живут сорные куры, обладающие удивительными способностями. Эти птицы являются «изобретателями» настоящего инкубатора. Для этой цели сорные куры возводят грандиозные сооружения из земли, причем не в любом месте, а с учетом положения относительно солнца. Такая гнездовая куча достигает до 15 м в окружности и до 5 м в высоту. Внутрь кучи укладываются листья. Листья через некоторое время начинают перепревать и выделять тепло. Самка начинает откладывать яйца, а самец зарывает их в кучу. Температура в куче должна быть постоянной - 35ºС. Самец с точностью поддерживает температуру, измеряя ее с помощью открытого клюва, и в зависимости от температуры окружающей среды снимает с кучи листья или добавляет новые. Повсеместно во внутренних областях материка встречаются попугаи. Самым распространенным видом является волнистый попугайчик. По настоящему оригинальны пресмыкающиеся Австралии:
ГЕОГРАФ. Географические задачи: - сообщения 1. В 1839г. в штат Новый Южный Уэльс привезли кактус опунцию. Сначала его выращивали в горшках, потом в палисадниках перед домом, а потом… кактус стал расти сам и «захватил пастбища не только Нового Южного Уэльса, но и соседнего штата Квинсленд. Остановить продвижение «колючего завоевателя австралийских пастбищ» стало возможным лишь после того, как из Южной Америки завезли маленькую бабочку – кактусовую огневку. Она и расправилась с опунцией. Объясните, почему это произошло? 2. В 1859г. в Австралию привезли кроликов. Убежавшие на волю кролики начали стремительно размножаться и завоевывать Австралийский континент. Через 20 лет они достигли границ Нового Южного Уэльса, а к концу столетия преодолели пустынные равнины и вторглись в Западную Австралию. Полчища кроликов поедали траву и лишали корма овец. (Пять кроликов съедали травы столько же, сколько требовалось для прокорма одной овцы. Их число превысило миллиард, что по подсчетам скотоводов вдвое сокращало возможное поголовье овец!) Кролики не только поедали траву и уничтожали посевы, они рыли норы на полях, объедали плодовые деревья. Высохшая и незакрепленная почва уносилась ветром, пастбища превращались в пустоши. Кролики стали стихийным бедствием Австралии. С ними пытались бороться, но без особых успехов. Лишь в 1950г. довольно рискованными мерами (распространением вируса микматоза) удалось значительно сократить их численность. Объясните причины такого резкого роста численности животных. Можно ли считать, что «кроличья проблема» решена окончательно? Рефлексия урока – заполнить карточку 1. Укажите свою фамилию и имя ................................................................... 2. Напишите три слова, с которыми у Вас ассоциируется Австралия .................................................................... 3. Перечислите несколько организмов – эндемиков Австралии .................................................................... 4. Оцените сегодняшний урок по пятибалльной системе........................... 5. Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе...................... СПАСИБО! |