Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 417.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.01.2014
Размер417.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вологодского муниципального района

«Огарковская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Руководитель МО ________________________
Протокол № _____ от

«___» ___________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе _________________________

Мурзаева Н.В.
«___» ___________ 2013 г.


«Утверждаю»

Директор школы ________________________

Ботина В.А.
Приказ № _____ от

«___» ___________ 2013 г.



  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  2. по экологии Вологодской области

  3. 7 класс



Учитель: Мурзаева Наталия Владимировна
2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089);

  3. Экология Вологодской области: Программа и тематическое планирование. 7 класс. — Вологда: издательский центр ВИРО, 2008. - 60 с.

  4. Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Вологодской области, (приказ Департамента образования от 31.03.2005г. №574).

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Экология Вологодской области. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 7 класс. Под редакцией Н.Л. Болотовой, А.А. Шабунова. ДО ВО ГОУ ДПО «ВИРО» Вологда 2008.

В учебном плане образовательного учреждения на изучение предмета отведено 17 часов во втором полугодии:

Класс

7

Число часов в неделю

0,5

Число часов в год

17

Экология – это особая образовательная область, предметом которой является познание законов взаимоотношения организмов и среды, организация и саморегуляция биоценотических и социоприродных систем разного уровня с целью поддержания жизни на Земле и устойчивого развития общества. Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне. Материалы экологии, преломленные через призму региональных особенностей, служат основой привития школьникам грамотного отношения к природе, ее ресурсам, экологически компетентного поведения в природе.

В России существуют три модели экологического образования: многопредметная (включение экологических знаний в учебные предметы), однопредметная (через введение в учебные планы специального предмета «Экология России») и смешанная. Это включает комплекс интегрированных экологических курсов, экологизированных учебных дисциплин и систему практической деятельности учащихся в природе. При этом в начальной школе должен проводиться экологизированный курс природоведения, в 5—9 классах вводятся предметы, дополненные экологическим и региональным содержанием, а в старших классах преподается предмет «Экология России».

«Экология Вологодской области» для 7 класса общеобразовательной школы базируется на комплексе знаний, закладываемых в цикле естественных дисциплин. На предыдущих ступенях обучения должна осуществляться экологизация содержания учебных предметов, выделение в их структуре экологических тем и вопросов. В начальной школе, опираясь на имеющиеся сведения об окружающем мире, дается целостное представление о природе, которое постепенно в курсе природоведения обогащается через познание новых объектов, что приводит к углублению уже имеющихся знаний. Учащиеся 5—7 классов получают знания по биологии и физической географии, необходимые для анализа взаимоотношений между объектами живой и неживой природы в курсе предлагаемой специальной дисциплины «Экология Вологодской области». На этой и дальнейших ступенях обучения не только на уроках биологии, но и на уроках географии, химии, физики, литературы, при проведении работ на пришкольном участке, во время экскурсий и т. д. осуществляется экологическое образование и воспитание. Таким образом, реализуются два подхода в экологическом образовании: экологизация содержания традиционных предметов и введение специальной экологической дисциплины, ориентированной на изучение экосистем и окружающей среды. Последняя может рассматриваться как базовое звено в экологическом образовании на следующих ступенях обучения через систему элективных курсов, являющихся компонентами учебного плана в условиях профилизации. Для современной школы, где действует многопредметная модель экологического образования, особенно актуальна интеграция, объединение усилий разных учебных дисциплин.

Дидактической цели преподавания предмета соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Принцип обучающей функции развивающейся и изменяющейся природы особо важен для регионального компонента. Это соотносится с общим понятием экологического образования как «целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему миру, формирование экологических знаний, умений, навыков». В целом экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание-мышление-знание—деятельность». Поэтому важным аспектом экологического образования в школе, включая настоящий курс, являются исследовательские работы учащихся, выполняя которые школьники получают практические навыки по определению качества окружающей среды, осваивают методы биологического контроля, приобретают краеведческие знания по экологии, биологии, химии, географии. Все это не только укрепляет и расширяет знания, развивает познавательный интерес, но и служит воспитательным целям, выработке активной жизненной позиции будущего поколения.

Включение школьников в практические акции по сохранению окружающей среды служит основой экологического воспитания и экологической культуры, а также позволяет решать профориентационные задачи. При этом экологическое воспитание не рассматривается как синоним экологического образования. Образование формирует когнитивную сферу, понимание причинно-следственных связей, умение ими управлять, а воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности. Процесс экологического воспитания в широком смысле - это процесс экологизации личности, формирования ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой. Данная установка особенно важна для регионального компонента экологического образования в плане реализации полученных школьниками знаний в повседневном общении с окружающей их средой.

Структура и содержание стандарта дисциплины «Экология Вологодской области» имеет ряд особенностей. Это обусловлено сложной структурой современной экологии как междисциплинарной науки, а также усиливающейся «экологизацией» знаний об окружающем мире. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу и его регионализации выделены содержательные уровни, а также уровни предъявления учебного материала.

Исходя из основных принципов экологического образования (непрерывность, комплексность, системность, преемственность) и по аналогии с государственными стандартами «Биология», региональными стандартами «Природа края», выделены три образовательные линии для систематизации знаний. Содержательные линии интегрируют в себе сведения по предметам естественного цикла, которые получили учащиеся на уровне 7 класса, когда начинает изучаться предмет «Экология Вологодской области». Экологический аспект междисциплинарных связей направлен на создание понимания учащимися единой картины мира.

Предмет «Экология Вологодской области» для 7 класса, дающий элементарную экологическую грамотность, предлагается рассматривать как начальный информационный блок региональной образовательной области «Региональная экология» (Экологическое краеведение). Он включает минимальный базовый уровень, сочетающий возможности расширения за счет углубленного изучения тем. Затем в 8-11 классах изучение «Региональной экологии» должно быть продолжено и представлено последующими информационными блоками с базовым и углубленным уровнем изучения. В результате образовательная область «Региональная экология» может быть представлена как основной курс, состоящий из 5 блоков на разных ступенях обучения 7-11 классов. При этом базовый уровень будет сочетаться с углубленным изучением отдельных тем и расширением базовых знаний за счет междисциплинарных связей.

Предмет «Экология Вологодской области» не имеет аналогов в федеральных стандартах, поскольку основывается на формировании представлений о своеобразии региона. По содержанию он органично связан с такими информационными областями как «Природа края» и «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы в регионе. Часть знаний о природе области дается в «Географии Вологодской области», но там акцент делается на особенности природных условий, ресурсов, территориальной организации хозяйства.

Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой. Поэтому даются основы классической экологии, социальной экологии и природопользования при анализе региональных материалов.

К общим методологическим основам учебного предмета «Экология Вологодской области» относятся:

1. Краеведческий подход. Приоритетное использование краеведческих материалов для иллюстрации изучаемых общих экологических закономерностей способствует освоению прикладных аспектов экологии, выработке умения использовать теоретические знания для осмысления практических региональных проблем и формирования экологической ответственности.

2. Мировоззренческая направленность курса, что соответствует задаче создания представления о единой естественно-научной картине мира и методически связано с усилением межпредметных связей.

3. Синтетический характер курса, который основан на использовании фактологического материала других предметов и его обобщении в рамках изучаемых экологических закономерностей.

4. Интегральный принцип преподавания знания экологических закономерностей с ориентацией на включение их в методологический аппарат других предметов.

Цель курса: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи курса:

  • освоение определенного объема понятийного аппарата экологии и фактологического материала;

  • изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

  • формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;

  • развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Ведущая воспитательная идея - это формирование на основе знаний о структуре и функционировании природных систем биоцентрической позиции мировоззрения нового поколения, согласно которому человек рассматривается как один из миллионов видов, входящих в состав биосферы.

Реализация курса направлена на расширение практического приложения знаний об окружающем мире к решению региональных проблем. Ведущим девизом выработки активной жизненной позиции является девиз: «мысли глобально — действуй локально». Основой для формирования знаний и экологического сознания является причинное объяснение механизмов явлений. При этом основными объектами изучения причинно-следственных связей живого со средой служат биологические системы уровня особи, популяции и сообщества.

Учебный предмет «Экология Вологодской области» предназначен для 7 класса и рассчитан на 17 часов. Программа курса включает базовый и углубленный уровни предъявления материала. Темы, по которым будут формироваться углубленные знания, определяются самостоятельно учителем, исходя из конкретных условий школы.
Формы организации учебной деятельности учащихся

Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.

В программе предложен перечень демонстраций, практических работ, экскурсий. Представленные практические работы направлены на оценку экологического состояния окружающей среды. Учитель может выбрать из предложенных практических работ любые или проводить их все.

При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, компьютерных презентаций, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению учебного материала.

Программа направлена на широкое общение с природой родного края, для этого предложены экскурсии, проводимые по выбору учителя с учетом специфики природного окружения. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса рекомендуются экскурсии для ознакомления с такими региональными объектами как:

- природные комплексы;

- природоохранные объекты;

- охраняемые природные территории, особо охраняемые природные объекты;

- предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;

- объекты системы мониторинга.

Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, рефератов по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.

На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.

Особенно важным современным критерием является практическая ориентированность обучения. Это форма, связанная с социальной практикой, для которой существуют разнообразные возможности вовлечения учащихся в деятельность. Например, физические (акции по уборке мусора), законодательные (правила, регулирующие поведение), финансовые (материальная поддержка «зеленых»), коммуникативные (информация, тренинг), технические (контроль за использованием воды, энергии).

Необходимо посильное привлечение учащихся к решению экологических проблем своей местности. При этом они получают возможность познакомиться и оценить вклад в реальное решение. Реальная деятельность позволяет ученикам научиться грамотно анализировать ситуацию и усвоить такие понятия, как заинтересованные стороны в разрешении конкретной экологической проблемы, их потребности, ответственность. Также выявляются понятия материального и нематериального значения окружающей среды для заинтересованных сторон в каком-либо «экологическом конфликте», понятие недостатка ресурсов, их ограниченности. Помимо социоэкологического аспекта, участие учащихся в решении местных экологических проблем дает возможность наполнить реальным содержанием такие понятия классической экологии как экосистема, энергия, баланс, циклы, экологическая структура, биологическое разнообразие и др.

Деятельность, связанная с «экологией школы» или с состоянием окружающей среды вокруг нее, также является хорошим примером привлечения учащихся к изучению этой проблемы и ее решению.

Другой формой получения экологических знаний является практика технологий исследований. Это технологии естественно-научного цикла, например замеры качества почвы, воды, воздуха. К технологиям гуманитарного цикла можно отнести опросники, интервью, анализ текста и др.

Необходимой формой обучения является практика технологий презентации: на бумаге, устно для группы, аудиовизуальной форме, в виде плана, рекомендаций.

Важна практика, связанная с индивидуальными методами анализа региональной экологической проблемы. Необходимо предлагать такие виды деятельности, которые требуют от учащихся умения выражать свое мнение, принимать решения и обдумывать их последствия.
Опорные знания и умения

Программа «Экология Вологодской области», рассчитанная на обучение в 7 классе, должна опираться на предыдущий опыт выработки осознанного отношения к природе. Это представления, полученные детьми в начальной школе, о сезонных явлениях, разнообразии живого, практической деятельности человека в природе. Понимание зависимости жизни на Земле от всей окружающей природы - от Космоса, Солнца, от самого населения планеты, от самого человека и от самого себя. Этот этап больше связан с выработкой эмоционального аспекта в плане бережного отношения к природе.

Исходным этапом обучения в средней школе в 5-6 классе является получение экологических знаний через предметы естественного цикла. Особенное значение имеет формирование биологических представлений при изучении ботаники в 6 классе, когда закладываются опорные знания о взаимоотношении организмов и среды, организации сообществ.
Основные экологические понятия в школьном предмете «Биология», 6 класс
Понятия о среде и экологических факторах

Среда обитания. Среды жизни организмов (водная, наземно-воздушная, почва, организм). Условия (факторы) среды (температура, влажность, свет, воздух, животные). Комплексное влияние условий окружающей среды на растения, сезонный характер этих воздействий. Ритмы жизни. Биологические ритмы. Воздействие организмов на среду обитания. Средообразующее влияние растений, грибов, бактерий в природе. Влияние деятельности человека на природу (растительные сообщества) и влияние природной среды на человека.
Понятия об экологии организмов

( аутэкологические понятия)

Многообразие растений, бактерий, грибов. Зависимость организмов от экологических факторов. Приспособленность растений к среде обитания (анатомо-морфологические и физиологические приспособительные свойства). Экологические группы растений: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые; холодостойкие и теплолюбивые; влаголюбивые и засухоустойчивые. Проявление свойств организмов в зависимости от экологических факторов. Жизненные формы растений (деревья, кустарники, кустарнички, травы).

Биогеоценотические понятия

(экология сообществ и экосистем)

Растительное сообщество (фитоценоз). Типы растительных сообществ. Природное сообщество (местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность в пространстве и во времени, взаимосвязи между растениями, растениями и животными. Приспособленность разных организмов к совместной жизни (растения, животные, грибы, бактерии).

Развитие и смена растительных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Естественные природные сообщества (луг, лес, болото). Искусственные сообщества (поле, сад, парк). Биогеоценоз.

Понятия социальной экологии

Рациональное природопользование. Охрана растений. Охрана растительности. Необходимость охраны растений и среды их обитания. Соблюдение правил поведения в природе. Красная книга. Редкие и исчезающие виды.

Содержание учебного предмета «Экология Вологодской области»

Количество часов -17

Введение (Специфика природных условий Вологодской области)

Экология как наука, основные задачи, структура, место региональной экологии.

Особенности географического положения и формирование основных абиотических факторов. Деятельность ледников как историческая причина особенностей строения территории, геологическое строение. Равнинный характер территории. Гидрологическая сеть. Климатический режим. Сезонность. Особенности почвенного покрова.

Специфика распространения организмов. Преобладание таежной флоры и фауны. Антропогенная деятельность в историческом аспекте (включая следующие виды: охота, рыболовство, расселение, торговля, сельское хозяйство, лесозаготовка, промышленность).

Демонстрации: фильм «Вологодская область», иллюстративные материалы (фотографии, рисунки), результаты исследовательских работ учащихся по экологической тематике, выставка литературы о природе и экологических проблемах области.

Экологические особенности лесов

Специфические особенности лесов Вологодской области. Типы лесов. Структура лесов (ярусы, состав).

Действие экологических факторов в лесу (влажность, температура, ветер, снег). Снежный покров как лимитирующий фактор. Оттепель как экологический фактор. Пожар как экологический фактор.

Экологические группы лесных организмов. Развитие и смена лесов.

Использование лесных ресурсов. Лес как объект хозяйственной деятельности. Виды хозяйственной деятельности в лесах Вологодской области. Объемы лесозаготовок. Изменение экологических условий при лесозаготовках. Динамика флоры и фауны при лесозаготовительной деятельности. Охотничье-промысловые виды.

Сокращение разнообразия и численности обитателей леса. Причины изменения численности и распространения. Редкие виды. Условия сохранения редких видов.

Демонстрации: модели экосистемы леса, гербарий типичных представителей лесов области, иллюстрации редких и охраняемых растений и животных области, коллекции следов жизнедеятельности обитателей леса (погрызы, галлы и др.), иллюстрации редких видов флоры и фауны. Видеоматериалы, связанные с лесными экосистемами и их использованием в Вологодской области.

Практические работы: изучение особенностей древостоя (формула леса), распределение лишайников, особенности комплекса муравейников (при проведении экскурсии в бесснежный период).

Экскурсии:

- «Лес как природное сообщество»;

- на предприятия лесоперерабатывающего комплекса;

- в краеведческий музей;

- в музей леса (г. Вологда);

- на особо охраняемый природный объект (лесной заказник).

Экологические особенности водно-болотных угодий

Экосистемы водно-болотных объектов. Классификация водных экосистем. Искусственные водные объекты. Особенности формирования и развития водных экосистем на территории области. Экологические факторы: глубина, течения, состояние грунтов, ледяной покров, температурный и кислородный режимы, освещенность, химический состав. Особенности воздействия экологических факторов на водных обитателей. Экологические группы водных организмов. Систематическое разнообразие организмов в зависимости от условий водоема. Динамика водной флоры и фауны. Околоводные биоценозы.

Значение водосбора для водоема, роль болот. Болота как уникальные экосистемы. Типология. «Убежища» для приледниковой и тундровой флоры и фауны. Реликты. Систематическое и экологическое разнообразие. Осушение болот. Торфоразработки .

Использование водных ресурсов. Водные экосистемы как объекты хозяйственной деятельности. Водные пути. Проблемы водохранилищ. Освоение берегов и поселения. Изъятие воды. Сточные воды. Оценка качества воды. Рыболовство и рыбоводство. Добыча полезных ископаемых. Сапропель.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Сохранение биологического разнообразия водно-болотных угодий. Редкие виды флоры и фауны.

Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, модели экосистемы водоема, гербарии, коллекции, влажные препараты типичных представителей водоемов области, иллюстрации редких и охраняемых растений и животных области, коллекции следов жизнедеятельности околоводных обитателей водоемов (погрызы). Видеоматериалы, связанные с водными экосистемами и их использованием в Вологодской области.

Практические работы: оценка качества воды.

Экскурсии:

  • - «Водоем как природное сообщество»;

  • - на природоохранные объекты — очистные сооружения;

  • на объекты хозяйственной деятельности (каналы, шлюзы, плотины, рыборазводные предприятия);

  • на объекты системы мониторинга (службы контроля состояния водоемов и др.);

  • в краеведческий музей;

  • на особо охраняемый природный объект (гидрологический заказник или комплексный ландшафтный заказник).

Экологические особенности открытых пространств

Экосистемы открытых пространств. Формирование открытых пространств. Типология лугов. Экологические факторы: рельеф, температура, влажность, почва, ветер, освещенность, снег. Уникальность экосистем пойменных лугов. Особенности воздействия экологических факторов на обитателей открытых пространств. Систематическое и экологическое разнообразие. Динамика флоры и фауны.

Луга как объекты хозяйственного освоения. Сенокошение. Выпас скота.

Сельскохозяйственное производство. Земледелие как комплексный экологический фактор. Формирование и функционирование искусственных сообществ - агроценозов. Обработка почвы, монокультуры, применение удобрений и ядохимикатов, уборка урожая, севооборот. Оценка качества почвы. Специфика биологического разнообразия агроценозов.

Животноводство как экологический фактор.

Проблема сохранения биологического разнообразия лугов. Редкие виды флоры и фауны.

Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, модели экосистем открытых пространств, гербарий типичных представителей лугов области, различные сорта культурных растений (гербарий, влажные препараты, иллюстрации), коллекции насекомых, иллюстрации редких и охраняемых растений и животных луговых биотопов области. Видеоматериалы, связанные с сельскохозяйственными угодьями в Вологодской области.

Практические работы: оценка качества почвы.

Проекты: разработка системы севооборота, анкетирование населения «Животные на нашем подворье».

Экскурсии:

  • «Луг как природное сообщество»;

  • на объекты хозяйственной деятельности (животноводческий комплекс);

  • на сельскохозяйственную выставку;

  • в тепличное хозяйство;

  • в краеведческий музей.

Экологические особенности населенных пунктов и урбанизированных территорий

Населенный пункт как специфическая экосистема. Формирование населенных пунктов в Вологодской области. Особенности расселения. Типы населенных пунктов. Экологические факторы: трансформация среды, новые структуры и материалы, микроклимат, почвы, загрязнения, плотность населения. Специфика действия экологических факторов в разных населенных пунктах. Синантропизация. Биологическое и систематическое разнообразие.

Урбанизированные территории. Площадь, численность. Промышленность. Специфика биологического и экологического разнообразия урбанизированных территорий.

Охрана атмосферы от загрязнений. Оценка качества воздуха.

Искусственные экосистемы населенных пунктов (парки, скверы, сады, пруды, каналы). Значение «зеленых зон».

Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, гербарий типичных представителей флоры населенных пунктов.

Практические работы: оценка качества воздуха, изучение и оценка состояния флоры и фауны населенного пункта.

Проекты: разработка плана озеленения (двор, школьная территория, поселок), экологическая паспортизация школы, кабинета, экологическое состояние парка.

Экскурсии:

  • «Особенности экосистемы парка», «Особенности экосистемы пруда»;

  • на объекты хозяйственной деятельности (промышленное предприятие);

  • на природоохранные объекты (очистные сооружения, установки по переработке мусора и др.);

  • на объекты системы мониторинга (автоматические комплексы по измерению параметров состояния атмосферы).

Здоровье и природопользование

Окружающая среда как фактор здоровья. Общая характеристика здоровья населения Вологодской области с указанием специфических особенностей.

Природно-очаговые и другие заболевания, связанные с изменением природной среды.

Влияние трансформации среды на здоровье человека. Физико-химическое, шумовое, биологическое загрязнение среды. Предельно допустимые концентрации.

Направления развития промышленности и последствия для здоровья человека.

«Лечебные» свойства окружающей среды. Санаторно-курортные местности, рекреация, лекарственные растения.

Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, гербарий лекарственных растений.

Практические работы: оценка качества питьевой воды.

Проекты: «Мода и здоровье», «Питание и здоровье», «Экология жилища».

Заключение

Оценка состояния окружающей среды Вологодской области. Комплексное влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Направления изменения среды.

Использование биологических ресурсов. Охрана природы в Вологодской области. Красные книги.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛАМ

КУРСА «ЭКОЛОГИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Урок 1.

Специфика природных условий и распространение организмов

по территории Вологодской области

Задачи урока:

- формировать знаний о задачах экологии, экологических факторах;

- дать общую характеристику природных условий Вологодской области;

- развивать интерес к познанию родного края.

Оборудование: физическая карта Вологодской области, физическая карта России, фотографии форм рельефа, фильм «Вологодская область», литература о Вологодской области.

Основное содержание урока

1. Экология как наука. Задачи региональной экологии.

2. Особенности географического положения и формирования основных экологических факторов.

3. Характеристика природных условий и распространение организмов по территории Вологодской области.

4. Из истории природопользования в Вологодской области.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск