Скачать 132.29 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УТВЕРЖДАЮ Директор ___________Л.Ф.Куценко ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по эколгии в 8 классе (базовый уровень) на 2013-2014 уч.год Учитель Тимохина М.Ю. (первой категории) Пояснительная записка Данная программа экологического воспитания рассчитана на 34 часа. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся. Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Цель - раскрыть основные понятия и основное содержание современной экологии, показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования, так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое. Формирование у обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношения общества и природы. Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
Основное содержание. В программе представлены основные направления развития современной экологии – биологическая, прикладная, социальная и глобальная экология. Основной принцип обучения – личная заинтересованность учащегося в получении экологических знаний. Подобная заинтересованность возникает у учащегося за счет информативности, увлекательности и жизненной важности сообщаемых экологических знаний. Прикладная экология Введение в прикладную экологию (1 ч.) Основные понятия, цель и задачи прикладной экологии. Основные научные направления прикладной экологии. Сельскохозяйственная экология (8 ч.) Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда. История сельского хозяйства. Влияние абиотических факторов на агроценозы. Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем. Отрицательное воздействие человека на агроэкосистемы. Мероприятия по сохранению плодородия почв. Экологически грамотное ведение сельского хозяйства. Лесохозяйственная экология (7 ч.) Истребление лесов на Земле - экологическая трагедия. Условия существования и продуктивность лесных экосистем. Лесистость территории РФ. Болезни леса и методы борьбы с ними. Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними. Лесные пожары и защита леса от пожара. Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса. Водохозяйственная экология (7 ч.) Растительный и животный мир водных экосистем. Экологическое состояние пресноводных водоемов и морей. Подземные и грунтовые воды - источник питьевой воды. Определение качества питьевой воды. Основные источники загрязнения воды и состав сточных вод. Водоохранные мероприятия. Промышленная экология (11 ч.) Научно-технический прогресс и экология. Промышленное загрязнение атмосферы, воды и почвы. Очистка сточных вод. Рекультивация почв. Промышленные и бытовые отходы и их утилизация. Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности. Экологически чистые источники энергии. Энергосбережение и энергоэффективность. Общегосударственная экологическая служба и экологический контроль. Понятие об экологическом мониторинге. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Изучение внешних признаков болезней растений при недостатке или избытке питательных веществ. 2. Определение содержания нитратов в растениях. 3. Определение кислотности почвы. 4. Изучение интенсивности эрозии почв своего района. 5. Составление проектов древесно-кустарниковых насаждений вокруг предприятий и автотрасс с учетом газоустойчивости растений. 6. Определение качества воды по физическим свойствам. 7. Выделение на контурных картах своего района водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ. 8. Разработка и обоснование правил поведения в лесу и на водоеме (реке). 9. Изучение промышленных и других источников загрязнения окружающей среды. Составление карт источников загрязнений. 10. Разработка проектов по расчетам количества бытовых отходов и способов их утилизации. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета; В результате изучения экологии обучающиеся должны знать: основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время, основные экологические последствия этого воздействия, современное экологическое состояние экосистем, закономерности развития экосистем, основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства, основные природоохранные мероприятия, принципы рационального природопользования, условия устойчивого развития человечества. Должны получить навыки и уметь: анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению, проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях, оценивать общее экологическое состояние экосистем на основе биоиндикации, проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории, приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Список литературы, используемой учителем в работе. 1.Зверев А.Т. Экология. 7-9 кл. Методическое пособие / А.Т. Зверев, В.Н. Кузнецов, Л.А. Ачапкина. – М.: Издательство Оникс – 2007. 2. Зверев А.Т. Экология 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс – 2007. 3. Зверев А.Т. Практикум. 7-9 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т., Ачапкина Л.А. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс – 2007. 4. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя / Т.Б. Державина. – М.: Мнемозина, 2010. – 190с. Список литературы для учащихся. Зверев А.Т. Экология 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс – 2007. Зверев А.Т. Практикум. 7-9 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т., Ачапкина Л.А. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс – 2007. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. - Телевизор и DVD; - Видеофильмы, видеофрагменты; - Компьютерные программы, интернет ресурсы; - таблицы и плакаты; - Интерактивная предметная медиатека «Образование 3 тысячелетия»; - Справочная литература по предмету. Согласовано Протокол заседания ШМО № ___ от___________ Согласовано Зам. директора по УВР ___________ ___________ Лист корректировки программы |