Скачать 52.41 Kb.
|
Урок – семинар «Природные ресурсы мира». 10 класс. Учитель: Костюк М.А. Цель: − обобщить знания по теме «Природные ресурсы мира»; −выяснить роль и значение природных ресурсов, их обеспеченность и проблемы; − учить детей работать в новой форме – семинар, высказывать свою точку зрения, умение слушать других, делать выводы, анализировать, умение работать с дополнительными источниками знаний; − применение на уроках компьютерных технологий в виде закрепления темы: тесты, практические задания разных уровней; − сформировать у детей представления о масштабах экологических проблем природных ресурсов, о бережном отношении к ним. Форма урока: урок – семинар. Тип урока: урок обобщения знаний. Метод урока: проблемный, частично – поисковый. Оборудование: вопросы к семинару, компьютеры, проектор, мультимедийный учебник «Экономическая и социальная география мира». Литература: учебники: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира 10 класс»; Ю.Н. Гладкий, С.П. Лавров «Экономическая и социальная география мира». журнал «География в школе» №2 1998г. газета «Первое сентября» №40 2004г, №18 2005г. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя: – Развитие человеческого общества, восхождение к вершинам социально-экономического прогресса связано с использованием разнообразных природных ресурсов. Сегодня мы проведем семинар по теме: «природные ресурсы мира». Цель нашего урока: обобщить знания по природным ресурсам мира, выяснить основные проблемы и перспективы природопользования. Вопросы к семинару получены учащимися 2 недели назад. На партах лежат вопросы к семинару. На мультимедийном проекторе соответственно вопросам меняются карты природных ресурсов. Работаем по вопросам семинара, после каждого вопроса делаем вывод и записываем в тетрадь. 3. Вопросы к семинару «Природные ресурсы мира». 1. От каких факторов зависит размещение на планете природных ресурсов? Вывод: Размещение природных ресурсов зависит от условий развития природы (тектонического, климатического) и имеет планетарный характер. 2. Сделайте анализ обеспеченности земельными ресурсами. Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов? Вывод: Деградация земель – очень серьезная проблема и борьба за сохранение земельных ресурсов планеты – одна из важнейших задач человечества. 3. Изучите по картам атласа основные потоки минерального сырья на земном шаре. Сделайте вывод об их закономерностях. Вывод: Основные потоки минерального сырья сосредоточены из развивающихся стран-экспортеров в экономические развитые страны. 4. Сделайте анализ состояния разведанных запасов разных видов полезных ископаемых. На сколько лет хватит запасов нефти, газа, угля и т.д. в мире при современном уровне их добычи? Вывод: Запасы минеральных ресурсов огромны, но все они исчерпаемые. Поэтому необходимо: а) рациональное использование; б) активизация геологоразведочных работ; в) использование вторичного сырья; г) улучшение экологической ситуации. 5. Назовите страны мира, которые располагают крупнейшими запасами минерального сырья: угля, нефти, газа, железной руды, урана. Вывод: По запасам нефти и газа в мире лидируют страны ОПЕК. 6. Какие богатства Мирового океана осваиваются сейчас, а какие будут осваиваться в будущем? Вывод: Мировой океан обладает огромными запасами природных ресурсов. Знания о ресурсном потенциале могут восполнить истощающиеся запасы суши. Исследование и освоение Мирового океана могут повлиять на перспективы решения глобальных проблем. 7. Назовите основные причины сокращения лесных ресурсов мира? Вывод: Растения – единственные «легкие планеты». Только 30% суши еще покрыто лесами – охрана лесов и лесовосстановительные работы необходимы для дальнейшего существования человечества. 8. С чем связан рост дефицита пресной воды в мире? Вывод: Ограниченность и неравномерное распределение ресурсов пресных вод по земной поверхности, растущее загрязнение поверхностных и подземных вод являются одной из глобальной ресурсной проблемы человечества. 9. Проанализируйте развитие и использование нетрадиционных источников энергии в мире. Вывод: В связи с сокращением и истощением природных ресурсов экономически развитые страны используют нетрадиционные источники энергии: энергии ветра, солнца, приливов и отливов и т.д. 10. Сделайте вывод о перспективах природопользования. Вывод: Рациональное природопользование – это гармоничное взаимодействие общества и окружающей среды, ее изучение, освоение, преобразование и охрана. Это остается одной из главной общечеловеческих проблем. Вывод по семинару: Мы обобщили тему, выделили основные проблемы и перспективы природопользования. Цель урока достигнута. На последующих уроках мы начнем знакомиться с населением мира. 4. Закрепление. Учащиеся выполняют практические задания и тесты (разного уровня) на компьютерах по программе мультимедийного учебника «Экономическая и социальная география мира». Алгоритм действий находится на компьютерном столе. 5. Итоги урока. Оценки за урок. Элективный курс «География мирового туризма». Урок: «Защита проектов туристической фирмы». Цель: − обобщить знания по элективному курсу в виде защиты проектов тур. фирмы; − развивать у учащихся экономическое мышление, логику, фантазию, пра- вильную речь, дикцию, умение общаться с другими людьми; − ориентировать на профессию тур. агента, менеджера по туризму; − познакомить с работой тур. фирмы «Ахат-Тур» г. Зеленодольска. Форма урока: защита проектов. Тип урока: урок обобщения знаний и умений. Метод урока: проблемный, частично – поисковый. Оборудование: рекламные проспекты тур. агентств, фирм, буклеты с проф. ориентацией. Литература: А.Р. Романов «География мирового туризма»; Л.М. Гайдукевич «География международного туризма». Ход урока: 1. Вступительное слово учителя: − Мы заканчиваем курс «География мирового туризма». На занятиях мы знакомились с видами и индустрией туризма, а также с географическими особенностями развития основных туристических регионов мира. Цель нашего занятия − обобщить имеющиеся знания в виде защиты проекта тур. фирмы (агентства). Ваша задача – заинтересовать, привлечь нас, потенциальных туристов. 2. Защита проектов: по плану: а) представление фирмы, девиз; б) рекламный буклет, проспект; в) работа с клиентами.
− Свои знания мы воплотили теоретически, а теперь давайте посмотрим, как это выглядит практически. 3. Выступление представителя тур. фирмы «Ахат-Тур» (15 – 20 мин.). 4. Заключение. Итак, сегодня на уроке вы попробовали себя в роли тур. агентов, успешно защитили проект своей тур. фирмы, а также познакомились с работой тур. фирмы «Ахат-Тур». Если кто-то из вас решит связать свою профессию с туризмом (тур. агент, менеджер по туризму и т.д.), предлагаю буклеты КГИК, Международной Академии Туризма, открыт факультет в ИЭУП. Более подробную информацию вы можете получить, посетив ВУЗы в дни открытых дверей. Спасибо за внимание. |