Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 148.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.01.2014
Размер148.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
МОУ «Средняя общеобразовательная школа

19 г.Новоалтайска»

География Алтайского края

Учебная программа регионального курса для 10 – 11 (7, 10) класса общеобразовательной школы

Составитель программы:

учитель географии и экономики

МОУ «СОШ № 19 г. Новоалтайска»

Морозова Наталья Александровна

г. Новоалтайск, 2007
Пояснительная записка

Курс «География Алтайского края» является региональным компонентом содержания образования, завершающим курс географии России в качестве отдельного учебного предмета в 10 - 11 классе (7, 10 классе).

Изучение физической географии Алтайского края в 10 (7) классе общеобразовательной школы предполагает 34 часа, что соответствует 1 часу в неделю. В случае если в учебном плане на занятия физической географией края выделяется только 17 часов, возможно изучение сокращенного курса, при этом из него исключаются уроки, отмеченные в приведенной ниже программе знаком «*». Материал этих уроков может задаваться наиболее сильным ученикам для самостоятельного изучения в качестве тем для выполнения исследовательских, творческих, проектных работ, что позволит получить более глубокие знания по данному предмету.

Изучение экономической географии Алтайского края в 11 (10) классе общеобразовательной школы предполагает 34 часа, что соответствует 1 часу в неделю.

Такой подход позволяет комплексно изучить географию своего региона, предполагая использование школьниками знаний и умений, сформированных при изучении основного курса географии в школе.

Цель курса: расширить знания учащихся о географии своего региона, способствовать развитию личности школьника, владеющего представлением о целостной картине региона, в котором он живет, воспитывать чувство гордости за свою «малую родину».

Задачи курса - обеспечение условий для:

  • развития интереса школьников к изучению своей местности для создания географического образа изучаемой территории;

  • углубления, расширения и конкретизации знаний и умений при исследовании учащимися особенностей природы, населения и хозяйственной деятельности в родном крае;

  • осмысления зависимости между человеческой деятельностью и окружающей средой, выявление последствий этого взаимодействия, включение в природоохранную деятельность;

  • развития творческих способностей учащихся при изучении своего региона.


Основными принципами отбора и структурирования данного курса являются: доступность, наглядность, научность, преемственность, опора на причинно-следственные, а также межпредметные связи.

Преподавание курса предполагает применение следующих методов обучения: словесного, наглядного, индуктивного, дедуктивного, репродуктивного, аналитического, а для активизации познавательной деятельности – частично-поискового, исследовательского, творческого, проблемного обучения и метода проектов.

Предполагается проведение экскурсий, наблюдений, выполнение индивидуальных и групповых практических и творческих работ.

При составлении программы регионального курса была использована программа «География Алтайского края», автор - Подкорытова Л.Д., которая была переработана и дополнена. К программе составлены учебно-тематическое планирование, список литературы, перечень практических работ.

Содержание темы «Население и трудовые ресурсы Алтайского края» и темы проектов взяты из Примерной учебной программы «География Алтайского края», автор – Алексеенко Н.А.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • овладеть глубокими знаниями не только о природе и хозяйстве Алтайского края, но и своего района и населенного пункта;

  • научится объяснять причинно-следственные связи, наблюдая за природой, населением и хозяйством региона;

  • на основе различных источников географической информации, составлять комплексную характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;

  • использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.


Для изучения географии Алтайского края необходимо использовать следующие пособия для учащихся:

    1. Учебники:

1. Ревякин В.С. География Алтайского края: Учебник. 8, 9 кл. – Барнаул: Изд-во

НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI век», 2004. – Ч. I. – 192 с.: ил.

2. Ревякин В.С., Ревякина Н.В., Малиновский А.В. География Алтайского края. –

Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995 – 136 с.,ил.

    1. Атлас

Атлас Алтайского края. – Новосибирск: Новосибирская картографическая

фабрика, 1991. – 36с.
Учебно – тематический план для 10 (7) класса

общеобразовательной школы:




п /п

Изучаемая тема

Количество учебных часов

при различном общем

времени изучения курса


17 часов

34 часа



Введение

2

4

2.

Строение. Рельеф. Полезные ископаемые.

3

6

3.

Климат.

3

5

4.

Внутренние воды

2

4

5.

Почвы

1

3

6.

Растительный и животный мир

3

4

7.

Природные комплексы и ресурсы

1

2

8.

Природные районы

1

5

9.

Заключение

1

1



Учебно – тематический план для 11 (10) класса

общеобразовательной школы:




п /п

Изучаемая тема

Количество

учебных часов


1.

Введение

3

2.

История исследования территории

4

3.

Население

9

4.

Хозяйство края

14

5.

Характеристика отдельных территорий

2

6.

Заключение

2

Программа для десятого (седьмого) класса:
Тема 1. Введение

Урок 1

Алтайский край на карте России и мира. Особенности его географического положения. Крайние точки. Работа на контурной карте.

Урок 2

Географическое положение своего населенного пункта. Определение на карте объектов, направлений и расстояний. Практическая работа № 1.

Урок 3*

Часовой пояс. Практическая работа № 2.

Урок 4*

Влияние на природу географического положения Алтайского края. Выявление причинно-следственных связей.

Тема 2. Строение, рельеф и полезные ископаемые края

Урок 5

Тектоническое строение. Области землетрясений. Поведение населения во время землетрясений.

Урок 6*

Геологическое строение. Горные породы и минералы.

Урок 7

Рельеф Алтайского края, основные формы, закономерности их размещения. Практическая работа № 3.

Урок 8

Полезные ископаемые и их размещение по территории края. Практическая работа №4.

Урок 9*

Факторы, изменяющие рельеф. Экскурсия №1.

Урок 10*

Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Тема 3. Климат Алтайского края

Урок 11

Климат Алтая. Основные черты.

Урок 12

Климатообразующие факторы.

Урок 13*

Характеристика сезонов. Различия климата на территории края.

Урок 14

Особенности климата своего населенного пункта. Практическая работа № 5.

Урок 15*

Агроклиматические ресурсы края.

Тема 4. Внутренние воды

Урок 16

Виды внутренних вод края, их особенности, размещение. Работа на контуре Алтайского края.

Урок 17*

Значение водных ресурсов. Составление классификационной таблицы.

Урок 18

Исследование водоема своего населенного пункта. Практическая работа № 6.

Урок 19*

Оросительные системы края. Основные меры по рациональному использованию и охране вод.

Тема 5. Почвы края

Урок 20

Основные типы почв. Условия их формирования.

Урок 21*

Последствия освоения целинных земель. Эрозия почв. Мелиорация.

Урок 22*

Техногенное загрязнение земель. Рациональное использование и охрана земель.

Тема 6. Растительный и животный мир края

Урок 23

Разнообразие растительного покрова края. Природные зоны. Экскурсия № 2.

Урок 24

Леса края, их значение. Видовой состав лесов.

Урок 25

Животный мир края, его характерные виды. Практическая работа № 7.

Урок 26*

Промысловые животные края. Экскурсия № 3.
Тема 7. Природные комплексы и ресурсы

Урок 27

Различие природных комплексов на территории края. Природные территориальные комплексы.

Урок 28*

Характеристика природного комплекса. Практическая работа № 8.

Тема 8. Региональный обзор

Урок 29*

Западная равнинная часть края.

Урок 30*

Предгорная часть края.

Урок 31*

Восточная равнинная часть края.

Урок 32*

Горные территории края.

Урок 33

Приспособление человека к жизни и хозяйственной деятельности в разных природных регионах. Практическая работа № 9.

Заключение

Урок 34

Взаимодействие человека и природы.

Практические работы для 10 (7) класса:




Наименование работы


  1. 3

Географическое положение Города Новоалтайска.

  1. 4

Решение задач на определение поясного времени.

  1. 5

Обозначение на контуре форм рельефа края. Построение профиля.

  1. 6

Выявление закономерностей размещения полезных ископаемых.



Характеристика своего населенного пункта.

  1. 7

Исследование местного водоема по тематическим картам, результатам наблюдения, дополнительной литературе.

  1. 8

Характеристика природной зоны.

  1. 9

Характеристика природного комплекса края.



Исследование условий работы, быта человека.



Экскурсии 10 (7) класс:




Место проведения

Тема

1.

Район профилактория «Алтай»

Рельеф Алтайского края

2.

Парк «Пионерский»

Растительный покров края

3.

«Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.»

Животный мир Алтая



Программа для одиннадцатого (десятого) класса:
Тема 1. Введение

Урок 1

Экономико–географическое положение Алтайского края. Сравнительная характеристика с другими субъектами федерации.

Урок 2

Административное устройство Алтайского края.

Урок 3

Гербы и флаги края, его районов и населенных пунктов.

Тема 2. История освоения и исследования

Уроки 4 - 5

История освоения и исследования территории края.

Урок 6

Из истории географических названий на карте края. Практическая работа № 1.

Урок 7

История заселения своего населенного пункта. Экскурсия № 1.

Тема 3. Население

Урок 8

Численность населения. Демографическая ситуация в крае.

Урок 9

Особенности размещения населения по территории. Городское и сельское население. Практическая работа № 2.

Урок 10

Города Алтайского края. Их функции. Экскурсия № 2.

Урок 11

Краевой центр – город Барнаул.

Урок 12

Национальный и религиозный состав населения.

Урок 13

Половой и возрастной состав населения. Трудовые ресурсы. Проблемы безработицы.

Урок 14

Наиболее востребованные профессии на рынке труда края.

Урок 15

Исследование населения своего населенного пункта. Практическая работа № 3.

Урок 16

Вклад населения в материальную и духовную культуру края.

Тема 4. Хозяйство края

Урок 17

Этапы развития хозяйства края. Особенности экономики на современном этапе.

Урок 18

Структура хозяйства края. Практическая работа № 4.

Урок 19

Основные отрасли АПК. Их география и значение.

Урок 20

Растениеводство. Животноводство.

Урок 21

Характеристика АПК. Практическая работа № 5.

Урок 22

Промышленность. Условия развития.

Урок 23

География промышленности.

Урок 24

Промышленные предприятия своего населенного пункта. Практическая работа № 6.

Урок 25

Транспорт края. Крупнейшие транспортные узлы: Барнаул и Новоалтайск.

Урок 26

Сфера обслуживания.

Урок 27

Рекреационное хозяйство. Его роль в развитии экономики края.

Урок 28

Рекреационные районы края.

Урок 29

Рекреационная зона своего населенного пункта.

Урок 30

Зачет по теме: «Хозяйство края»

Тема 5. Характеристика своего района, населенного пункта.

Урок 31

Комплексная характеристика района (в нашем случае Первомайского района).

Урок 32

Комплексная характеристика своего населенного пункта. Практическая работа № 7.

Заключение

Урок 33

Внешние экономические связи Алтайского края. Практическая работа № 8.

Урок 34

Проблемы и перспективы развития хозяйства края.
Практические работы для 11 (10) класса:




Наименование работы


1.

Исследование истории географических названий на карте.

2.

Определение по картам плотности особенностей размещения населения.

3.

Характеристика населения своего населенного пункта. Построение

графиков, диаграмм на основе статистических данных.

4.

Составления картосхемы территориальной структуры хозяйства края.

5.

Обоснование развития отраслей АПК Алтайского края.

6.

Характеристика промышленного предприятия своего населенного пункта.

7.

Составление комплексной характеристики населенного пункта.

8.

Составление картосхемы внешних экономических связей нашего региона


Экскурсии 11 (10) класс:




Место проведения

Тема

1.

Городской краеведческий музей

История заселения нашего города

2.

«Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.»

Новоалтайск. Современное состояние


Темы проектов:

  1. Мой любимый уголок природы в крае.

  2. Мой любимый уголок в городе Новоалтайске.

  3. География в моей жизни.

  4. Памятники природы края.

  5. Перспективы использования рекреационных ресурсов Алтая.

  6. Рекреационная зона города Новоалтайска.

  7. Проблемы энергоснабжения Алтайского края.

  8. Моя будущая профессия.

  9. Прогнозирование развития города (края) к 2050 году.


Литература:

1. Алексеенко Н.А. География Алтайского края: методические рекомендации. –

Барнаул: АКИПКРО, 2003. – 3-е изд., испр. и доп. – 40 с.

2. Алтайский край /Сост. Г.М. Егоров. – М.: Профиздат, 1987. – 264 с.

3. Арефьев В.Е. Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы

полезности. – Барнаул, 1994. – 128с.

4. Галкина А.А. Полезные ископаемые Алтая, их исследование. Барнаул: изд-во

АКИПКРО, 1994. – 19 с.

5. География: программно – методические материалы. 6–9 кл./ Сост. Сиротин

В.И. – 5-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.

6. Грибанов Л.Н. Ленточные боры Алтайского края и Казахстана. – М., 1954.

7. Долнаков А.П., Долнакова Е.А., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники

архитектуры Барнаула. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1982.

  1. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М.:

Центральное рекламно – информационное бюро «Турист», 1980. – 96 с.

9. Камбалов Н.А., Дулькейт Т.Г. Путеводитель по Алтаю. – Барнаул: алтайское

книжное издательство, 1963. – 296 с.

  1. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. –

Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. – 339с.: ил.

11. Новоалтайску 60 лет. Библиографический указатель. – Новалтайск, 2002. С.19.

12. Остапов А.Д. Белокуриха – сибирская здравница. – Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1982. – 26с. с ил.

13. Подкорытова Л.Д., Савина В.А. Уроки географии Алтайского края ( из опыта

работы ). Под редакцией д. г. н. профессора Ревякина В.С./ Учебное пособие для

слушателей АКИПКРО. – Барнаул: Позиция, 1996. – 48 с.

14. Поляков В.А. Новоалтайск: Историко - документальная хроника, очерки,

цифры, факты. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. –

384 с., ил.

15. Примерные учебные программы регионального компонента содержания

образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 – 44 с.

16. Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая (XVII – начало

XX века)/ Ком. Адм. Алт. Края. Барнаул: День, 1996. - 191 с.: ил.

17. Сидоренко М.Н. География Алтайского края. Барнаул, Алт. Кн. изд., 1974.

18. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. Кн. изд – во,

1995. – Т. 1 -  368 с., ил., карты, схемы.

19. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. Кн. изд – во,

1996. – Т.2. – 448 с., ил.
Источники информации:

  1. CD – R. Алтай в красках. - Барнаул: АКИПКРО. – 2005

  2. CD – R. География предгорий края. – Барнаул: АКИПКРО. – 2005.

  3. CD – R. География равнинной части края. – Барнаул: АКИПКРО. – 2005.

  4. CD – R. Курьинский район. – Барнаул: АКИПКРО. – 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск