Скачать 148.33 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска» География Алтайского края Учебная программа регионального курса для 10 – 11 (7, 10) класса общеобразовательной школы Составитель программы: учитель географии и экономики МОУ «СОШ № 19 г. Новоалтайска» Морозова Наталья Александровна г. Новоалтайск, 2007 Пояснительная записка Курс «География Алтайского края» является региональным компонентом содержания образования, завершающим курс географии России в качестве отдельного учебного предмета в 10 - 11 классе (7, 10 классе). Изучение физической географии Алтайского края в 10 (7) классе общеобразовательной школы предполагает 34 часа, что соответствует 1 часу в неделю. В случае если в учебном плане на занятия физической географией края выделяется только 17 часов, возможно изучение сокращенного курса, при этом из него исключаются уроки, отмеченные в приведенной ниже программе знаком «*». Материал этих уроков может задаваться наиболее сильным ученикам для самостоятельного изучения в качестве тем для выполнения исследовательских, творческих, проектных работ, что позволит получить более глубокие знания по данному предмету. Изучение экономической географии Алтайского края в 11 (10) классе общеобразовательной школы предполагает 34 часа, что соответствует 1 часу в неделю. Такой подход позволяет комплексно изучить географию своего региона, предполагая использование школьниками знаний и умений, сформированных при изучении основного курса географии в школе. Цель курса: расширить знания учащихся о географии своего региона, способствовать развитию личности школьника, владеющего представлением о целостной картине региона, в котором он живет, воспитывать чувство гордости за свою «малую родину». Задачи курса - обеспечение условий для:
Основными принципами отбора и структурирования данного курса являются: доступность, наглядность, научность, преемственность, опора на причинно-следственные, а также межпредметные связи. Преподавание курса предполагает применение следующих методов обучения: словесного, наглядного, индуктивного, дедуктивного, репродуктивного, аналитического, а для активизации познавательной деятельности – частично-поискового, исследовательского, творческого, проблемного обучения и метода проектов. Предполагается проведение экскурсий, наблюдений, выполнение индивидуальных и групповых практических и творческих работ. При составлении программы регионального курса была использована программа «География Алтайского края», автор - Подкорытова Л.Д., которая была переработана и дополнена. К программе составлены учебно-тематическое планирование, список литературы, перечень практических работ. Содержание темы «Население и трудовые ресурсы Алтайского края» и темы проектов взяты из Примерной учебной программы «География Алтайского края», автор – Алексеенко Н.А. В результате изучения данного курса учащиеся должны:
Для изучения географии Алтайского края необходимо использовать следующие пособия для учащихся:
1. Ревякин В.С. География Алтайского края: Учебник. 8, 9 кл. – Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI век», 2004. – Ч. I. – 192 с.: ил. 2. Ревякин В.С., Ревякина Н.В., Малиновский А.В. География Алтайского края. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995 – 136 с.,ил.
Атлас Алтайского края. – Новосибирск: Новосибирская картографическая фабрика, 1991. – 36с. Учебно – тематический план для 10 (7) класса общеобразовательной школы:
Учебно – тематический план для 11 (10) класса общеобразовательной школы:
Программа для десятого (седьмого) класса: Тема 1. Введение Урок 1 Алтайский край на карте России и мира. Особенности его географического положения. Крайние точки. Работа на контурной карте. Урок 2 Географическое положение своего населенного пункта. Определение на карте объектов, направлений и расстояний. Практическая работа № 1. Урок 3* Часовой пояс. Практическая работа № 2. Урок 4* Влияние на природу географического положения Алтайского края. Выявление причинно-следственных связей. Тема 2. Строение, рельеф и полезные ископаемые края Урок 5 Тектоническое строение. Области землетрясений. Поведение населения во время землетрясений. Урок 6* Геологическое строение. Горные породы и минералы. Урок 7 Рельеф Алтайского края, основные формы, закономерности их размещения. Практическая работа № 3. Урок 8 Полезные ископаемые и их размещение по территории края. Практическая работа №4. Урок 9* Факторы, изменяющие рельеф. Экскурсия №1. Урок 10* Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Тема 3. Климат Алтайского края Урок 11 Климат Алтая. Основные черты. Урок 12 Климатообразующие факторы. Урок 13* Характеристика сезонов. Различия климата на территории края. Урок 14 Особенности климата своего населенного пункта. Практическая работа № 5. Урок 15* Агроклиматические ресурсы края. Тема 4. Внутренние воды Урок 16 Виды внутренних вод края, их особенности, размещение. Работа на контуре Алтайского края. Урок 17* Значение водных ресурсов. Составление классификационной таблицы. Урок 18 Исследование водоема своего населенного пункта. Практическая работа № 6. Урок 19* Оросительные системы края. Основные меры по рациональному использованию и охране вод. Тема 5. Почвы края Урок 20 Основные типы почв. Условия их формирования. Урок 21* Последствия освоения целинных земель. Эрозия почв. Мелиорация. Урок 22* Техногенное загрязнение земель. Рациональное использование и охрана земель. Тема 6. Растительный и животный мир края Урок 23 Разнообразие растительного покрова края. Природные зоны. Экскурсия № 2. Урок 24 Леса края, их значение. Видовой состав лесов. Урок 25 Животный мир края, его характерные виды. Практическая работа № 7. Урок 26* Промысловые животные края. Экскурсия № 3. Тема 7. Природные комплексы и ресурсы Урок 27 Различие природных комплексов на территории края. Природные территориальные комплексы. Урок 28* Характеристика природного комплекса. Практическая работа № 8. Тема 8. Региональный обзор Урок 29* Западная равнинная часть края. Урок 30* Предгорная часть края. Урок 31* Восточная равнинная часть края. Урок 32* Горные территории края. Урок 33 Приспособление человека к жизни и хозяйственной деятельности в разных природных регионах. Практическая работа № 9. Заключение Урок 34 Взаимодействие человека и природы. Практические работы для 10 (7) класса:
Экскурсии 10 (7) класс:
Программа для одиннадцатого (десятого) класса: Тема 1. Введение Урок 1 Экономико–географическое положение Алтайского края. Сравнительная характеристика с другими субъектами федерации. Урок 2 Административное устройство Алтайского края. Урок 3 Гербы и флаги края, его районов и населенных пунктов. Тема 2. История освоения и исследования Уроки 4 - 5 История освоения и исследования территории края. Урок 6 Из истории географических названий на карте края. Практическая работа № 1. Урок 7 История заселения своего населенного пункта. Экскурсия № 1. Тема 3. Население Урок 8 Численность населения. Демографическая ситуация в крае. Урок 9 Особенности размещения населения по территории. Городское и сельское население. Практическая работа № 2. Урок 10 Города Алтайского края. Их функции. Экскурсия № 2. Урок 11 Краевой центр – город Барнаул. Урок 12 Национальный и религиозный состав населения. Урок 13 Половой и возрастной состав населения. Трудовые ресурсы. Проблемы безработицы. Урок 14 Наиболее востребованные профессии на рынке труда края. Урок 15 Исследование населения своего населенного пункта. Практическая работа № 3. Урок 16 Вклад населения в материальную и духовную культуру края. Тема 4. Хозяйство края Урок 17 Этапы развития хозяйства края. Особенности экономики на современном этапе. Урок 18 Структура хозяйства края. Практическая работа № 4. Урок 19 Основные отрасли АПК. Их география и значение. Урок 20 Растениеводство. Животноводство. Урок 21 Характеристика АПК. Практическая работа № 5. Урок 22 Промышленность. Условия развития. Урок 23 География промышленности. Урок 24 Промышленные предприятия своего населенного пункта. Практическая работа № 6. Урок 25 Транспорт края. Крупнейшие транспортные узлы: Барнаул и Новоалтайск. Урок 26 Сфера обслуживания. Урок 27 Рекреационное хозяйство. Его роль в развитии экономики края. Урок 28 Рекреационные районы края. Урок 29 Рекреационная зона своего населенного пункта. Урок 30 Зачет по теме: «Хозяйство края» Тема 5. Характеристика своего района, населенного пункта. Урок 31 Комплексная характеристика района (в нашем случае Первомайского района). Урок 32 Комплексная характеристика своего населенного пункта. Практическая работа № 7. Заключение Урок 33 Внешние экономические связи Алтайского края. Практическая работа № 8. Урок 34 Проблемы и перспективы развития хозяйства края. Практические работы для 11 (10) класса:
Экскурсии 11 (10) класс:
Темы проектов:
Литература: 1. Алексеенко Н.А. География Алтайского края: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2003. – 3-е изд., испр. и доп. – 40 с. 2. Алтайский край /Сост. Г.М. Егоров. – М.: Профиздат, 1987. – 264 с. 3. Арефьев В.Е. Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности. – Барнаул, 1994. – 128с. 4. Галкина А.А. Полезные ископаемые Алтая, их исследование. Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1994. – 19 с. 5. География: программно – методические материалы. 6–9 кл./ Сост. Сиротин В.И. – 5-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2002. – 288с. 6. Грибанов Л.Н. Ленточные боры Алтайского края и Казахстана. – М., 1954. 7. Долнаков А.П., Долнакова Е.А., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1982.
Центральное рекламно – информационное бюро «Турист», 1980. – 96 с. 9. Камбалов Н.А., Дулькейт Т.Г. Путеводитель по Алтаю. – Барнаул: алтайское книжное издательство, 1963. – 296 с.
Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. – 339с.: ил. 11. Новоалтайску 60 лет. Библиографический указатель. – Новалтайск, 2002. С.19. 12. Остапов А.Д. Белокуриха – сибирская здравница. – Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1982. – 26с. с ил. 13. Подкорытова Л.Д., Савина В.А. Уроки географии Алтайского края ( из опыта работы ). Под редакцией д. г. н. профессора Ревякина В.С./ Учебное пособие для слушателей АКИПКРО. – Барнаул: Позиция, 1996. – 48 с. 14. Поляков В.А. Новоалтайск: Историко - документальная хроника, очерки, цифры, факты. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. – 384 с., ил. 15. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 – 44 с. 16. Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая (XVII – начало XX века)/ Ком. Адм. Алт. Края. Барнаул: День, 1996. - 191 с.: ил. 17. Сидоренко М.Н. География Алтайского края. Барнаул, Алт. Кн. изд., 1974. 18. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. Кн. изд – во, 1995. – Т. 1 - 368 с., ил., карты, схемы. 19. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. Кн. изд – во, 1996. – Т.2. – 448 с., ил. Источники информации:
|